Худшая команда «Формулы-1» страдает в гонках, но делает лазерную пушку и электронику для бронемашин
Военные госконтракты на десятки миллионов долларов.
«Уильямс» – одна из самых титулованных команд в истории «Формулы-1»: за 42 года существования маленькая частная британская конюшня завоевала 9 Кубков конструкторов и оформила 7 личных побед в общем зачете. Но теперь о былом величии вспоминают исключительно в ностальгическом ключе: последние два сезона стали настоящим кошмаром для ребят из Гроува. В 2018-м «Уильямс» набрал всего 7 баллов и завершил сезон на последнем месте, но в 2019-м все стало еще хуже — бело-голубые болиды оккупировали самые низкие позиции без шансов на навязывание конкуренции любым соперникам.
На славную в прошлом команду обрушились все возможные проблемы: машина оказалась ужасной и проигрывает даже худшему конкуренту из пелотона больше секунды с круга, нехватка запчастей лишила коллектив полноценных предсезонных тестов, ключевых сотрудников выгоняют с руководящих должностей, да и пилоты тоже подводят.
В результате «Уильямс» не набрал ни одного очка за первые 4 Гран-при, а 15-я финишная позиция стала лучшей в новом сезоне — и то ее оформили лишь благодаря сходам целого ряда конкурентов. Весь мир грустно иронизирует над состоянием легендарной команды, а кто-то даже откровенно злорадствует из-за непродления контракта с российским пилотом Сергеем Сироткиным.
Финансы «Уильямса» в порядке
Слабые выступления в «Формуле-1», потеря ключевого инвестора в лице Лоренса Стролла и генерального спонсора в лице «Мартини» пока не сильно ударили по состоянию команды — за 2018 год доход составил 170 миллионов долларов, из которых 20 миллионов ушли в графу «прибыль». Компания из Гроува заменила потерянные вливания контрактами с польскими нефтяниками из PNK Orlen и производителями смартофонов ROKiT, но даже без них потенциал «бело-голубых» намного выше, чем кажется.
За долгие годы работы в «Формуле-1» частные команды нередко обрастают побочными бизнесами – «Феррари» стала самым каноничным примером. Автопроизводителями стали и «Лотус» с «Маклареном», но «Уильямс» пошел другим путем. Сэр Фрэнк совместно с Патриком Хэдом и Майколом О’Дрисколлом основал в 2010-м инженерное подразделение Williams Advanced Engineering — только за 2018 год оно заработало 59 миллионов долларов (хотя еще в конце 2014-го было всего 13 миллионов). Технари команды сотрудничают с целым рядом автопроизводителей (например, с «Порше»), оказывают услуги по расчету аэродинамических пакетов, разработке контролирующей электроники и обработке больших данных. В предыдущих сезонах WAE централизовано поставляло аккумуляторы в «Формулу Е», а сейчас продает схожие решения в серию ETCR и авиационную сферу. Но главный источник заработков компании — в другом: «Уильямс» активно работает в оборонной промышленности на госконтрактах и даже получил от королевы Великобритании награду за инновационность.
Лазерная пушка
Самый последний проект WAE, о котором стало известно благодаря публикации газеты Plymouth Herald – издание из британского приморского города рассказало, что королевские моряки близки к принятию на вооружение самой настоящей лазерной пушки под названием The Dragonfire Laser Directed Energy Weapon (LDEW). Разработка британских и американских ученых мощностью 50 кВт требовала надежного аккумулятора и системы питания — раньше обычные литий-ионные батареи не могли обработать такую нагрузку, нагревались и поджигали тестовые корабли.
Однако проблему решили в инженерной компании гоночной команды — они и поставят Министерству обороны все нужное оборудование и аккумуляторы . В изготовлении устройства использовались на полную все наработки гибридных систем из «Формулы-1» и «Формулы Е» – в болидах как раз решались проблемы быстрого накопления и использования большого количества электрической энергии без серьезного перегрева. Сумма госконтракта неизвестна, но явно завесит на десятки миллионов фунтов.
Сверхлегкий беспилотный разведчик
Летательный аппарат Zephyr производства компании Airbus известен с 2003 года и был принят на вооружение в королевские ВВС в 2015-м. Именно ему принадлежит рекорд по длительности полета без подзарядки — например, зимой 2014 года модификация Zephyr 7 продержалась в воздухе 14 суток на высоте в 21 км.
Самолет способен столько проработать благодаря сверхлегкой конструкции из карбонового волокна и использованию солнечных батарей — масса седьмой модели составила 53 кг, из которых 40 кг приходилось на аккумуляторы. Министерство обороны нацелилось на улучшение конструкции аппарата и заключило в 2017-м контракт с «Уильямсом». Инженерная команда из «Формулы-1» использовала весь объем накопленных знаний по проектированию сверхлегких и прочных конструкций из углеволокна (из него производят шасси и корпус болида), новые технологии батарей и самостоятельно разработанные аккумуляторные ячейки на новых химических соединениях. В результате в 2018-м Zephyr S провел в воздухе без дозаправок уже 25 суток, 23 часа и 57 минут.
Сейчас «Уильямс» занимается разработкой новой модификации аппарата Zephyr 8 — его масса планируется на уровне всего 24 кг с добавлением 5 кг грузовой нагрузки при той же дальности полета. Использовать его планируют как беспилотный разведчик и сверхскоростной связной аппарат. Стоимость контракта с WAE засекречена.
Cистема обнаружения воздушного биологического загрязнения
Еще в 2017-м подразделение WAE разработало и поставило британскому Министерству обороны инновационную систему обнаружения биологических угроз (BSCS). Ее основали на разработанных инженерами команды сенсоров постоянного анализа состояния окружающего войска воздуха — и в работе «Уильямсу» вновь пригодились знания из «Формулы-1». Распределение загрязнения моделировали с помощью системы вычислительной гидродинамики (CFD), обычно служащей для разработки аэродинамического пакета для болидов, а тесты аппаратов проводились в аэродинамической трубе команды.
По отзывам британского Генерального штаба, аналога разработке «Уильямса» в мире пока нет. К слову, сумма госконтракта тоже засекречена.
Портативные сверхпрочные бункеры
В 2018-м подразделение WAE решило поучаствовать в тендере Министерства обороны на разработку передвижных средств массовой 3D-защиты наземных войск под кодовым названием Take Cover. Армейское командование предложило частному сектору продумать способы более эффективного сохранения жизни и здоровья, чем персональный защитный костюм или бронежилет — заявки принимались до октября прошедшего года.
«Уильямс» и здесь собрался продвигать идею использования сверхпрочных композитных материалов, из которых производятся детали корпуса для машин и шлемы для гонщиков. Правда, английские инженеры собираются оформить решение в виде портативного легкого многоместного бункера.
Госконтракт оценен 2,1 миллиона долларов в год и стартует с 2019-го. Пока сайт британского правительства никак не отчитался о результатах тендера, но на портале «Уильямса» в портфолио уже появилась страничка о Take Cover – так что очередной подряд, скорее всего, уехал именно в Гроув.
Электроника для новейшей бронемашины
С 2017 года WAE получил в свое распоряжение еще один госконтракт от Министерства оборроны — инженеры должны создать аккумуляторы, средства питания, электронику, дата-центр и цифровой мейнфрейм для новейшей бронемашины Scout CV.
Сложность заключается не только в главном компьютере: боевой агрегат задуман как передвижной центр поддержки пехоты. По идее в будущем высший офицерский состав будет координировать все действия подчиненных из таких портативных штабов, получая картинку и данные с индивидуальных камер каждого солдата. Именно поэтому требования к компьютерам Scout CV задраны до небес: они должны выдерживать и обрабатывать гигабайты данных в режиме реального времени. У команд «Формулы-1» же есть большой опыт в сборе информации с многих сотен датчиков и анализе десятков часов телеметрии, так что найм «Уильямса» для выполнения подряда не удивляет.
К слову, стоимость контракта составит 23 миллиона долларов на 10 лет. Но в 2027-м дело не закончится: к 2045-му всю британскую армию планируют перевести на такие машины, так что вслед за первым заказом от Министерства обороны придут другие — на поставку комплектующих и техподдержку решения.
Армейский тренировочный комплекс
В 2017 году британская армия получила новый многофункциональный комплекс по подготовке личного состава TSIF в Уортоне. Помимо огромных тренировочных мощностей, он отличается наличием симуляторов для реактивного самолета Hawk и истребителя Eurofighter Typhoon, а пультами управления для множества моделей беспилотных летательных аппаратов. Целью комплекса обозначали подготовку не только элитных летчиков и десантников, но и инженеров с обслуживающим персоналом.
«Новые тренировочные мощности стали настоящим новым взглядом на обучение солдат и пилотов», – сказал один из руководителей проекта со стороны Министерства обороны.
Основу для создания комплекса заложил «Уильямс»: компания воспользовалась обширным опытом по физической подготовке гонщиков к «Формуле-1», разработке симуляторов и программного обеспечения для них. Гоночный софт для имитации машин и трасс адаптировали специально под самолеты, а новые «полетные» кабины для полной имитации реального поведения в воздухе спроектировали с нуля.
За вклад в строительство комплекса «Уильямс» получил 3 миллиона долларов.
Крупнейший в Великобритании завод по производству аккумуляторов
Для реализации большинства военных контрактов WAE потребуется беспрецедентные производственные мощности в сфере электроники и батарей. При этом на данный момент в пределах островного королевства нет ни одной фабрики, способной удовлетворить аппетиты хотя бы одного Министерства обороны, а на аутсорс или на сборку за пределами страны военные технологии отдавать не очень разумно. К тому же, компания из Гроува получила еще и кучу частных заказов со стороны «Астон Мартин» и «Ягуара».
В результате в сентябре 2018-го «Уильямс» совместно с Unipart и Университетом Ковентри запустил строительство крупнейшего завода по производству аккумуляторов HYPERBAT. Компания из «Формулы-1» пообещала создать 90 высокопроизводительных рабочих мест и полностью закрыть потребности домашнего рынка в соответствующем оборудовании — и государство выразило желание поддержать проект дополнительным финансированием.
Если проект реализуют, у компании сэра Фрэнка все будет хорошо на долгие годы вперед. Отсутствие гоночных успехов команду точно не прикончит.
«Уильямс» нашел свою нишу
Английская команда явно пропустила момент, когда могла монетизировать успехи и титулы в «Формуле-1» через крутые суперкары по принципу «Макларена» и «Лотуса». Ребятам из Гроува остро необходимо было новое направление получения доходов, и они выбрали реализацию своей главной фишки: в 90-х болиды «Уильямса» считались самыми технически продвинутыми в пелотоне, а от периода сотрудничества с «БМВ» в штате осталось много одаренных инженеров. Больше ни одна команда не решилась настолько глубоко реализовывать накопленные в гонках знания за пределами автопрома, и потому WAE внезапно оказался в единоличных лидерах сферы.
Почему же военные госконтракты один за другим уезжают в Гроув? Судя по всему, уровень компетенции инженеров из «Формулы-1» позволяет за не самые большие деньги справиться c любым уровнем задач. Конкуренции же у «Уильямса» практически нет: из британских коллективов за военные подряды могут побороться еще только в «Макларене», но там предпочитают концентрироваться на производстве все новых и новых супер- и гиперкаров. Команды с иностранным капиталом к тендерам не подпустят (особенно в процессе вялотекущего Брексита), а знаний у ребят из других явно не хватает для достойной конкуренции. В результате «Уильямс» спокойно поражает Министерство обороны необычными идеями и забирает все больше работы.
Выбранная WAE схема функционирования даже перспективнее, чем экспансия на авторынок: креативные компании по производству «харда» вроде Intel зарабатывают не меньше продавцов эксклюзивных суперкаров. Кто знает, во что «Уильямс» превратится через 20 лет.
«Макларен» отчитался о гигантских убытках. Этих денег хватило бы еще на одну команду «Формулы-1»
«Формулу-1» захватывают странные спонсоры. Две рекламы временно запретили
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, via www.imago-images./www.imago-images.de; williamsf1.com; futurism.com
В принципе что-то реально повредить можно начиная от мегаватта.
Это для поражения беспилотников и чаек с малого расстояния. Мощность кстати соответствует КЕРС.
Что до военных успехов Британии, то в общем это конечно не США... Самый смешной пример - перед второй мировой войной они 80% военного бюджет грохнули в постройку серии линкоров для обороны от десанта через Ла-Манш. Линкоры пришлось от немцев перебазировать в Шотландию на север, чтобы спрятать от авиации, так они ни в чем участия и не приняли. Бисмарк утопили в итоге с помощью устаревшего авианосца, а японцы малыми силами утопили британский флот на Тихом океане за 2 часа, через пару дней после Перл-Харбора. Флот в итоге держался на эсминцах. Если бы Роллс-Ройс и Супермарин не участвовали в гонках Шпенглера в 30-е годы, у них бы даже мотора, на котором вся авиация РАФ летала всю войну, не оказалось. Ну а сухопутная армия конечно осталась ни с чем, катастрофа в Дюнкерке была неизбежна, немцы их конечно пощадили в расчете на перемирие.
В общем, гении планирования, в отличие от администрации Рузвельта, которая в итоге оказалась готова к войне лучше всех в мире.