Гран-при Азербайджана: сможет ли «Феррари» вернуться в борьбу за чемпионство?
В преддверии четвертой гонки сезона – Гран-при Азербайджана – все мы в ожидании зрелищной борьбы между лидерами чемпионата. «Феррари» уже вносит первые изменения в болиды, пока отставание от «Мерседеса» в таблице не стало критичным. Но смогут ли конструкторы из Маранелло наконец навязать бой своим коллегам из Брэкли? Или все решит талант гонщиков?
Статья подготовлена по материалам исследования PwC «Искусственный интеллект: перспективы применения в спортивной индустрии».
Перед началом нового сезона «Формулы-1» многие любители автогонок ожидали, что «Феррари», последняя победа которой в Кубке конструкторов состоялась еще в 2008 году, наконец сможет составить серьезную конкуренцию «Мерседесу» и его лидеру, пятикратному чемпиону мира Льюису Хэмильтону, в борьбе за чемпионство. Переход в итальянскую команду Шарля Леклера, одного из самых перспективных пилотов, наличие опытного Себастьяна Феттеля и превосходные результаты предсезонных тестов в Барселоне настраивали болельщиков Скудерии на самый позитивный лад.
Однако надежды пока не оправдываются. Три дубля «Мерседеса» в трех стартовых гонках сезона – серьезная заявка на безоговорочный триумф немецких болидов и в 2019 году. «Феррари» испытывает технические проблемы, которые уже стоили Леклеру возможной победы на Гран-при Бахрейна, и форсирует подготовку обновлений болидов, ранее запланированных к гонке в Испании.
Сможет ли итальянская команда устранить неполадки и разработать тактику с учетом потенциала каждого из своих пилотов? Или доминирование «Мерседесов» будет продолжаться до принятия нового революционного регламента 2021 года, потому что техника в автогонках решает все?
Соревнование технологий
Действительно, растущая с годами предсказуемость результатов в «Формуле-1» заставляет все больше говорить о технических характеристиках машин, а не о мастерстве гонщиков, с чем соглашается четырехкратный чемпион серии Ален Прост. Показательными стали результаты квалификации юбилейной тысячной гонки в Китае – на стартовой решетке в первой десятке друг за другом расположились 5 команд-лидеров: по два «Мерседеса», «Феррари», «Ред Булла», «Рено» и «Хааса». Значит ли это, что «Королевская серия» становится исключительно соревнованием технологий?
«Формула-1» является, пожалуй, одним из самых технологически продвинутых спортивных соревнований, придуманным человеком. Чтобы оставаться конкурентоспособными, команды активно внедряют самые передовые технические разработки и решения.
Например, в болидах команд установлено от 120 до 200 датчиков, которые собирают тысячи показателей состояния машины, что представляет собой наглядный пример применения технологии интернета вещей. Малейшее отклонение подвески, каждый микролитр сгоревшего топлива, температуру всех основных узлов и запчастей, каждое мгновенное ускорение в любом направлении – все эти данные передаются в боксы команды всякий раз, когда машины выезжают на трассу. Отслеживаются значения всех переменных; десятки членов команды сидят за мониторами в паддоке, а еще сотни – в штаб-квартире команды, и все они контролируют и анализируют происходящее в режиме реального времени, чтобы как можно оперативнее повысить эффективность болида на трассе.
Передача подобного объема данных – около 2 гигабайт за один круг гонки и около 3 терабайт за гоночный уикенд с одного болида – также требует использования самых инновационных решений. Например, «Мерседес» при помощи своего партнера, компании Qualcomm, применяет технологию WiGig, которая позволяет передавать данные со скоростью в несколько раз выше, чем средняя скорость в сетях 5G.
Все ведущие команды «Формулы-1» уже давно используют подробный статистический анализ имеющихся в их распоряжении больших данных; данные и знания, полученные в результате такого анализа, держатся в строжайшей тайне как интеллектуальная собственность команды. В ходе каждой гонки проводится комплексное моделирование всех возможных сценариев, чтобы стратеги команд могли принимать ответственные решения по таким важным вопросам, как выбор идеального времени для пит-стопа с целью получить чистый трек для своего пилота или опередить соперника, которого никак не удается обогнать на трассе. Такое моделирование включает в себя анализ информации не только о болидах своей команды, но и о действиях всех соперников. Команды с более крупными бюджетами могут позволить себе нанимать лучших инженеров, специалистов в области статистического анализа и тактиков, а также использовать передовые технологии, таким образом получая конкурентное преимущество.
В то время как некоторым болельщикам может казаться, что к финишу первым приходит лучший пилот, среди руководителей гоночных команд на протяжении многих лет является общепризнанным мнение, что роль пилота не так уж велика. Причина, по которой команды заинтересованы в лучших пилотах, заключается в том, что они немного лучше просто очень хороших гонщиков, однако ни те, ни другие не выиграют, если их болид будет плохо подготовлен. Известно высказывание прямолинейного руководителя команды «Макларен» 1970-х годов, американского юриста Тедди Майера: «Пилоты – это просто сменные лампочки: ты вкручиваешь их – и они делают свою работу».
Какова реальная роль пилотов?
Научное исследование «Формула успеха: многоуровневое моделирование выступления пилотов и конструкторов “Формулы-1”, 1950–2014 гг.», опубликованное учеными Шеффилдского методического института при Шеффилдском университете в Великобритании, раскрывает нюансы мира «Формулы-1» с помощью передовых алгоритмов математического моделирования. Ученые из Шеффилда решили найти ответы на три взаимосвязанных вопроса:
Какова доля вклада пилота и машины/команды в результаты гонок «Формулы-1»?
Как меняется обозначенное в первом вопросе соотношение в зависимости от различных типов трасс и погодных условий?
Кто является лучшим гонщиком всех времен с точки зрения собственного вклада в результаты выступлений в гонках «Формулы-1»?
В исследовании отмечается, что с течением времени влияние мастерства пилота снижалось, по крайней мере, с 1980-х: с примерно 30% в начале 1980-х годов до порядка 10% сегодня. Руководитель группы исследователей доктор Эндрю Белл говорит о том, что в среднем в период с 1979 по 2014 год результаты гонок на 86% зависели от работы болида / команды и на 14% – от мастерства пилота.
Определив вклад болида и команды, ученые оценили и «чистый» уровень мастерства пилотов. Например, Михаэль Шумахер, лучший пилот «Формулы-1» на 2014 год по количеству побед, без своего болида занял бы лишь третью строчку рейтинга лучших пилотов. А Фернандо Алонсо, располагающийся на восьмом месте по спортивным результатам, должен переместиться на шестое место, ведь его болид был, как правило, хуже, чем у конкурентов.
С результатами исследования согласен и опытный пилот Даниэль Риккардо. В декабре 2017 года он сказал: «Было бы здорово, если бы гонщики сидели за рулем более или менее равной техники. Надеюсь, что в будущем процентное соотношение составит 50 на 50. Отставание даже последнего пилота от Льюиса Хэмилтона во время прохождения одного круга на трассе может составлять три секунды, но именно пилотов разделяет не более одной секунды. Мы все боремся за доли секунд, и было бы здорово, если бы технологии помогали нам оставаться в узких рамках одной секунды – тогда гонки были бы еще более захватывающими».
Таким образом, роль технической подготовки болидов в наши дни значительно превышает важность уровня мастерства пилотов. Возможно, в ближайшем будущем развитие искусственного интеллекта приведет к тому, что мы перестанем болеть за любимых гонщиков, потому что гонки «Формулы-1» станут беспилотными. Но будут ли сегодняшние фанаты серии смотреть такие гонки? Или мы увидим рождение совершенно нового вида спорта с новой базой болельщиков?
Человеческий фактор все еще важен
Пока же «Феррари», помимо работы над техническими недочетами, необходимо полагаться и на профессионализм своих пилотов. Отставание в общем зачете от «Мерседеса» уже превышает две победы в гонках, что исключает право итальянской команды на серьезные ошибки в оставшихся Гран-при сезона.
Гран-при Азербайджана может стать поворотным моментом для «Феррари». Себастьян Феттель традиционно демонстрировал хорошие результаты на данном этапе. А для Шарля Леклера трасса в Баку является, пожалуй, наиболее подходящим местом для первой победы в самой престижной гоночной серии. Об этом свидетельствуют прошлые результаты монегаска: в 2017 году он стал победителем местного этапа в серии «Формула-2», а в 2018 занял шестое место уже в составе «Заубера», показав свой лучший результат в дебютном сезоне в «Формуле-1». Кроме того, согласно данным исследования, влияние пилота на результаты гонки на городских трассах увеличивается примерно в полтора раза, что предоставляет молодому пилоту отличную возможность проявить свой талант.
Сможет ли Шарль справиться не только с конкурентами, но и со своим болидом, оправдывая возлагаемые на него надежды, узнаем уже в это воскресенье.
Фото: Intel Corporation; PricewaterhouseCoopers; Formula One