До этого года Албон ни разу не управлял болидом «Формулы-1». Теперь будет выступать за «Ред Булл»
Этот материал был опубликован 27 ноября 2018 года – после объявления о переходе пилота «Формулы-2» Александра Албона в «Торо Россо». Прошлой осенью сложно было представить неожиданный промоут тайца в топ-команду «Формулы-1», но все же это случилось – во время летнего перерыва в сезоне-2019 «Ред Булл» заменил Албоном провалившегося Пьера Гасли.
Самое время вспомнить, как Алекс пробился на вершину автоспорта и в чем он хорош на гоночных трассах.
Почти два месяца длился сериал под названием «выбор кандидата на второе место в «Торо Россо»: то у молодого гонщика программы «Ред Булл» недоставало очков для суперлицензии, то Брендон Хартли уничтожал команду в прессе, то заходила речь о кризисе системы поддержки австрийцев. В конце концов главным претендентом на роль напарника Даниила Квята стал англотаец Александр Албон (третье место в «Формуле-2» в 2018-м) — но его связали обязательства с совместным проектом «Ниссана» и «ДАМС» в «Формуле Е». Переговоры затянулись на месяц (все-таки новый сезон электросерии стартует уже 15 декабря, и заводской японский коллектив не хотел терять пилота буквально за три недели до первой гонки), но все завершилось удачно для «Торо Россо».
После Гран-при Абу-Даби сторона Албона официально объявила о расторжении многолетнего контракта с «ДАМС», и сразу же после этого руководитель «телят» Франц Тост поприветствовал Александра в своем составе.
Албон не чужой для «Ред Булл»
Австрийская молодежная программа поддерживала парня еще со времен выступлений в чемпионате мира по картингу — первый контракт он подписал в 13 лет перед победой в KF3 и WKC (те же серии выигрывал, к примеру, Себастьян Феттель). Тогда же Александра начали называть «новым Льюисом Хэмилтоном», но моментального прогресса добиться не удалось: переход в гонки на болидах с открытыми колесами принес только разочарования. Сторона Албона неудачно выбрала команду для дебюта в еврокубке «Формулы-Рено»: баскская EPIC Raicng оказалась худшей в пелотоне, набрала лишь 1 балл за весь сезон и благополучно закрылась после финиша заключительной гонки. Таец же оказался одним из худших по чистым результатам и ни разу не попал даже в топ-17, пока его коллега Даниил Квят таким же новичком изо всех сил бодался за титул со Стоффелем Вандорном, а Пьер Гасли приехал на два подиума — австрийцев разозлила столь бездарная трата денег, и контракт с Албоном был разорван в конце 2012-го.
Александра подхватила программа Gravity Academу, финансируемая «Лотусом» – англичане спасли карьеру молодого пилота, сохранив его в «Формуле-Рено». Тем не менее, спустя всего сезон система поддержки «черных» попала под сокращение финансирования, а руководитель академии Гвен Лагру перешел на работу в «Мерседес» и увел туда же Эстебана Окона. Позже он нашел еще и Джорджа Расселла для «серебряных стрел», но Албона немцы официально подписывать не стали. Однако Лагру изо всех сил продвигал тайца в те же команды, куда определял других своих протеже: так и Эстебан (2015 год), и Александр (2016 год), и Джордж (2017 год) получили места в «АРТ» для участия в GP3 – но если Окон и Расселл закончили свои походы чемпионскими титулами, Албон стал только вторым (правда, проиграл не кому-то, а самому новичку «Феррари» Шарлю Леклеру).
В «Формуле-2» в составе «АРТ» у Албона тоже сразу не получилось: он не выиграл ни единой гонки (лишь два подиума), провалил вторую половину сезона и занял 10-е место в общем зачете, проиграв Нобухару Мацусите. Казалось, карьера Александра подошла к концу, но на его счастье ему повстречался руководитель «ДАМС» Жан-Поль Дрио: француз предложил трехлетний контракт (первый год — в «Формуле-2», остальные два — куда пошлют). После третьего места в сильнейшей молодежной серии и четырех побед в гонках Албона отправили в заводской проект «Формулы Е» (кстати говоря, далеко не худший вариант для нестабильного молодого пилота без спонсорской поддержки) — но по пути в электросерию у лондонца и появился вариант с «Торо Россо».
«Это было как снег на голову, – негодовал от такого поворота Дрио в интервью Motorsport.– Мы очень расстроены, потому что «ДАМС» сделала очень много с финансовой точки зрения, чтобы Александр мог гоняться. Мы дали ему хорошую машину и помогли отполировать образ до блеска. С нами он продемонстрировал, что быстр, – а затем из ниоткуда пришел доктор Марко и сказал, что хочет видеть Албона в своей машине. Если о «Ф-1» говорят с гонщиком, который о ней всегда мечтал, ответ понятен и здесь».
Судя по словам консультанта «Ред Булл», Алексу пришлось самостоятельно разбираться со связями с «Ниссан» и «ДАМС» – вероятно, он даже заплатил какую-то компенсацию из собственного кармана только ради возможности вернуться в «бычью» программу и получить шанс в «Формуле-1».
Почему «Ред Булл» выбрал именно его?
Еще четыре года назад на этот вопрос трудно было ответить: несмотря на все успехи в картинге, Албон откровенно буксовал при переходе на машины с открытыми колесами — и проблема заключалась не только в выборе команды. Даже после перехода в более организованный коллектив он лишь временами демонстрировал мощные выступления, чередуя их с откровенными провалами — и потерянный год совсем не добавил ему необходимого опыта. В результате первая победа в «формулах» пришла на третий сезон после дебюта, а за титул он вообще ни разу не боролся вплоть до 2016-го — только тогда он и вернулся в поле зрения крупных команд из «Формулы-1».
Несмотря на довольно долгую борьбу с самим собой, Александр все-таки сумел повзрослеть и сгладить «американские горки» собственной формы: если в «Ф-3» и GP3 он еще чередовал подиумы с финишами на 14-16 позициях, то в «Формуле-2» 2018 года намного реже выпадал из топ-7. Уже к середине сезона стало ясно: таец дозрел и готов получить шанс в «Формуле-1».
«То, как он обгонял, показало нам, что он повзрослел и готов к «Ф-1», – прямо объяснил мотивы главы «Торо Россо» Франц Тост. Все-таки в чистом таланте Албона никто не сомневался и ранее — например, Шарль Леклер на вопрос «есть в молодежных сериях кто-то, достойный дебюта в Гран-при» ответил весьма однозначно.
«Я еще точно не знаю, получится ли у него, но по моему мнению это Александр. Он по-настоящему силен».
Более ценных вариантов у «Ред Булл» просто не осталось: Дэн Тиктум уехал в «Супер-Формулу» зарабатывать очки для суперлицензии, а Брендон Хартли так и не показал чего-то особенного, кроме запредельной способности к экономии топлива.
Чего ожидать от Албона
В некотором роде это уникальный дебютант: большинство новичков «Ф-1» за последнюю пятилетку обычно хоть раз в жизни перед объявлением пробуют болид топовой серии на тестах или пятничных тренировках, но у Александра нет подобного опыта. На шинные испытания в Абу-Даби «Торо Россо» уже заявила Квята и Гелаэля, так что нулевой накат тайца не изменится вплоть до февраля. Посему минимум четверть чемпионата точно уйдет на привыкание к машинам «Ф-1» и адаптацию к настройкам и шинам — если уж даже у Леклера на привыкание ушло 4 Гран-при, Албон точно не уложится быстрее.
Обычно Алексу нужен как минимум сезон для полной раскачки. Вот только у него нет такого количества времени: если следующий протеже «Ред Булл» Тиктум хорошо покажет себя в «Супер-Формуле», то его легко подпишут в «Торо Россо» на 2020-й в случае невыразительного выступления кого-то из нынешней пары пилотов. Доктор Марко известен скорой расправой и не отличается большим терпением, и в таких обстоятельствах Албону нужно в некотором роде прыгнуть выше головы.
В остальном же результаты в «Ф-2» и GP3 доказывают: таец вполне способен примерно соответствовать уровню Гасли и бороться на трассе с талантами вроде Норриса и Расселла. Такой соперник представляет угрозу для кого угодно.
Квят способен победить Албона
Пока Александр ни разу не бывал за рулем болида «Ф-1», Даниил же накатал 74 Гран-при и тысячи километров на симуляторе «Феррари». К тому же он получил шанс уже сейчас познакомиться с техникой на шинных тестах в Абу-Даби — а значит, у россиянина просто огромнейшее преимущество перед конкурентом. Следовательно, пилот из Уфы обязан реализовывать его с самых первых заездов — более того, главной задачей для Квята и станет наработка внушительного отрыва в первой половине чемпионата. Уже к домашней гонке «Ред Булл» в Австрии ни у кого не должно остаться сомнений по поводу соотношения сил в данной паре пилотов — только так Даниил гарантированно наработает на продление контракта.
К тому же, на кону может оказаться не только спасение места в «Ф-1» от Тиктума: поведение новичка «Ред Булл» Гасли в последних Гран-при вызывает все больше вопросов. Пьер уже после заезда в Бельгии перестал демонстрировать мощь на трассе и заменил яркие выступления не менее яркими пререканиями на трассе. Например, в Бразилии он несколько кругов — все-таки та ситуация никак не влияла не на результаты в гонке, ни на положение в чемпионате. Но еще внушительнее и показательнее выглядела беспочвенная истеричная паника на Гран-при Абу-Даби после схода из-за отказа мотора. Гасли неплохо справляется с нервами и хорошо научился концентрироваться в нужный момент, но он по-прежнему не в ладах с собственным языком и характером — в момент решающей борьбы в следующем году все эти ружья могут выстрелить. И если заряд попадет в Макса Ферстаппена, уже называемого командой «следующим чемпионом «Ред Булл», Пьера вполне могут вернуть в конце сезона в «Торо Россо» и взять из младшего коллектива лучшего.
Именно поэтому Квяту и стоит озаботиться значительным отрывом от Албона с первых же гонок — в «Формуле-1» все меняется очень быстро. Для этого россиянину нужно выловить и не упустить шанс вроде Бахрейна-2018 (Гасли приехал четвертым после схода обоих «Ред Булл» и Кими Райкконена из «Феррари») или Сингапура-2017 (Сайнс финишировал четвертым в примерно сходной ситуации). Задача не выглядит невыполнимой из-за изначального мощного преимущества над напарником, да и машина не должна подкачать: Франц Тост обещал всю заднюю часть выстроить из деталей «Ред Булл», а у «быков» уже не первый год выходило лучшее шасси пелотона. Поэтому Даниилу нужно собраться: хороший болид даст неплохие шансы и Албону. К тому же, качественная техника всегда ускоряет адаптацию, так что когда Александр разберется со всеми техническими аспектами, Квяту точно не будет легко.
Тогда-то и увидим, насколько были правдивы сравнения с Хэмилтоном.
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst (1,2,5); twitter.com/damsracing; globallookpress.com/ZUMA Press; instagram.com/danydk1
если руководствоваться только "тем как он обгонял" то за Маркелова Арривабене и Вольф должны драться насмерть.