В главной гонке для молодежи выступил 51-летний японец. Чудовищно проиграл всем
Он так строит свой бизнес.
Гран-при Макао часто называют главной молодежной гонкой мира, поскольку именно на сложнейшей городской трассе собираются представители «Формулы-3», «Формулы-Рено», а иногда и других юношеских чемпионатов. Возраст участников редко превышает 17-21 лет, и потому многие команды «Формулы-1», «Индикара», «Формулы Е» и WEC пристально следят за результатами заезда. Он действительно считается престижным, поскольку эффективно демонстрирует готовность настраиваться на победу, отбивать атаки на длинных прямых и вообще доезжать до финиша – жутчайшие аварии случаются в бывшей португальской колонии почти каждый год.
Среди множества юных пилотов в заявочном листе городской гонки выделился участник по прозвищу «Дракон» – это основатель и владелец команды «Би-Макс» Рюдзи Кумита. Он зачем-то решил побороться с будущими звездами автоспорта и тем самым установил рекорд как самый возрастной пилот данного заезда за всю историю его проведения под эгидой ФИА «Формулы-3».
Ему 51 год.
Результаты «Дракона» впечатлили: он финишировал последним из добравшихся до клетчатого флага (двадцатым), проиграв лидеру 1 минуту и 48,963 секунды — почти полный круг. Причем так получилось даже с учетом остановки гонки и множественных выездов автомобилей безопасности — от предпоследнего пилота на треке возрастной спортсмен отстал на целых 70 секунд, а лучший круг проехал на 13-15 секунд медленнее остальных ребят. В квалификации разрыв был чуть меньше (12 секунд), и японец формально не должен был попасть на старт гонки (он отстал от лидера более, чем на 110 процентов от времени лидера), но все же поучаствовал в финальных заездах благодаря специальному судейскому решению.
«Дракон» уже пытался проехать по Макао
Рюдзи впервые рискнул преодолеть один из самых сложных треков в мире еще в прошлом году. Тогда все закончилось довольно печально: Кумита не справился с управлением уже в первой практике и тесно познакомился с барьерами.
Опасный инцидент закончился переломом руки и отказом от дальнейших выступлений. Сезон спустя он все-таки вернулся в Макао и сумел довести дело до конца уже без аварий — пожалуй, можно даже засчитать такой результат за прогресс.
«Драконья» империя
Кумита до 2010 года являлся обычным владельцем и президентом компании Screenpu Industrial, занимавшейся производством и продажей запчастей для автомобилей, апгрейдом уже существующих моделей и разработкой чертежей транспортных средств на заказ. Но восемь лет назад он решил освоить еще и гоночный рынок — так и появилась команда «Би-Макс» с «Драконом» во главе.
Сперва новосозданный коллектив заявился исключительно в «молодежную Супер-Формулу» и местный «Кубок Порше Каррера», а в 2011-м произошел первый глобальный успех — «Би-Макс» пришла в японскую «Формулу-3» и победила там в дебютном сезоне вместе с Юхи Сэкигути.
В 2015 году бывшая островная империя запустила свою «Формулу-4» – «Би-Макс» приняла в ней участие с первого же сезона и ни разу до 2018-го не вылетала из топ-5 Кубка конструкторов. В 2017-м команда «Дракона» разрослась и на топовую гоночную серию Японии «Супер-Формулу» – правда, повторить фокус с дебютной победой не удалось: несмотря на хороших по азиатским меркам пилотов добыть очков не удалось.
Несмотря на средние результаты, главная цель прихода компании Рюдзи в автоспорт оказалась выполненной: его команда достаточно громко заявила о себе, чтобы привлечь под свое знамя первых клиентов. Уже с 2014-го его услугами воспользовалась программа подготовки пилотов «Ниссана». Помимо собственного коллектива в «Формуле-3», Кумита создал еще один – B-MAX Racing Team with NDDP, в составе которого, например, Ян Марденборо чуть не стал чемпионом в дебютном же сезоне. В остальном же через альянс прошло множество гонщиков иокогамской компании — именно благодаря сотрудничеству с ней «Дракон» и заявил о себе. Со временем у него появились и другие клиенты: так в 2016-м фирма Рюдзи помогла попробовать себя в японских гонках и на Гран-при Макао китайцу Йе Хонгли (одно попадание в топ-5) в рамках отдельного коллектива Team KRC with B-Max.
После такого успеха Кумита создал дочернюю компанию B-MAX Racing CO. и расширил границы своего бизнеса по предоставлению поддержки в доработке болидов и организации процесса работы гоночных команд. Ожидания Рюдзи оправдались: уже в 2018-м году программа подготовки гонщиков «Ниссана» снова воспользовалась услугами «Би-Макс» уже для перехода из младшего класса «Супер ГТ» (GT300) в высшую категорию (GT500). В «Формуле-3» же сотрудничество с китайцами KRC разрослось до полноценного формата: в 2017-м там выступали по два гостя из Китая на протяжении полного сезона. Также «Дракон» запустил еще один отдельный проект B-MAX with Rn-Sports с полным сезоном для японца Масаюки Уэды — всего под его контролем год назад оказалось 9 из 26 участвовавших в чемпионате пилотов.
В 2018-м формат сотрудничества немного изменился: фактически компания переформировала все проекты в две команды: B-MAX Engineering и B-MAX Racing Team. В первой гонялся сам «Дракон» и его товарищи, а во второй продавались места для желающих зарубиться в «Ф-3» на полноценной или временной основе профессиональных гонщиков. Всего через объединение «Би-Макс» прошло 12 пилотов из 25 классифицированных в чемпионате.
«Дракон» регулярно гоняется за свою команду
Кумита использует свое положение по полной и с 2013 года неизменно заявляет самого себя в японскую «Формулу-3». Каждый сезон проезжает хотя бы по половине гонок календаря — и стабильно не набирает ни единого очка, в основном приезжая на финиш за пределами топ-10. Лишь пару раз он становился девятым, но в 2013-м в «Ф-3» на постоянной основе гонялись лишь 12 пилотов, а в 2017-м Рюдзи нередко везло со сходами.
Тем не менее, редкие публикации в медиа гордо именуют «Дракона» чемпионом «Национального класса» японской «Ф-3» 2017 года и призером других сезонов. Это правда — вот только данную категорию создали еще в 2008-м для машин со старой спецификацией шасси и моторов. В 2012-м правила общего и национального класса фактически сравняли, оформив чемпионат как моносерию и запретив старые версии двигателей — участие в «младшей» категории стали по сути бухгалтерской формальностью, требующей лишь подачи одной дополнительной заявки. В прошедшем сезоне там вообще участвовал один-единственный гонщик — и, да, он получил победные кубки за все гонки и чемпионский титул, ни разу не приехав выше десятой позиции. Алонсо бы понравился такой турнир.
Также Кумита свозил себя и на два этапа первого сезона «азиатской трешки» – там он тоже выше 11-го места не поднялся.
Кстати, вы не поверите, но с 2016-го «Дракон» наведывается даже в японскую «Формулу-4», в которой дела идут ничуть не лучше: тоже ни одного набранного очка и лучшее достижение в виде 11-го места.
Гонки «стариков»
Если внимательно изучить заявки японский молодежных серий за последние восемь лет, можно здорово удивиться. На самом деле, таких кумит там — чуть ли не вся половина нижней стартовой решетки каждой гонки. Мужики старше 35-40 лет с большой охотой идут соревноваться с юными талантами, хоть и проигрывают им в одну калитку.
Собственно, гоночный бизнес «Дракона» и вырос фактически из продажи мест в болидах подобного рода энтузиастам: да, на старте участия «Би-Макс» в «Ф-3» и «Ф-4» там гонялись лишь перспективные ребята, но уже на второй сезон в «трешке» Рюдзи вместе с профессионалом на полный чемпионат «подписал» 56-летнего Мотоеси Йосиду. С тех пор прошло шесть лет — а седовласый пилот до сих пор даже в 62 года находится в ростере специально организованной для таких вот мужиков B-MAX Engineering.
И если в «Ф-3» бизнес компании Кумиты постепенно раскрутился и добрался до «Супер ГТ», в «Ф-4» же услугами «Дракона» никто не заинтересовался — в результате команда превратилась в обычный аттракцион для таких вот мужиков. С 2018-го года под эгидой «Би-Макс» уже гонялись только три «пилота» старше пятидесяти лет, а всего за время существования через организацию Рюдзи прошло более десятка «стариков» – кстати говоря, даже не половина всех зрелых мужиков, прошедших японские молодежные серии. Однако без их участия команды Кумиты просто не смогли бы финансово выставлять столько машин и регулярно попадать в топ-5 Кубка конструкторов различных серий — и подобную практику в лучших сериях вроде «Супер ГТ» и «Супер-Формулы» «Би-Макс» не применяет.
Тем не менее, существует огромная разница между простыми покатушками ради удовольствия на крутых машинах в локальных чемпионатах и поездкой на одну из самых жестких гонок года. «Дракон» явно занялся подобным не для удовлетворения своего эго: судя по всему, таким образом он пытается разрекламировать доступность еще одного редчайшего и уникального аттракциона — участие в «азиатском Гран-при Монако». Но расширение бизнеса Кумиты до международного масштаба именно на гонке в Макао просто нельзя допустить: на улицах бывшей португальской колонии и так каждый год происходят страшные аварии и масштабные завалы. Не хватало, чтобы их еще больше провоцировали медленные рента-драйверы, мечтавшие в детстве стать пилотами «Формулы-1». Трудно не восхищаться «Драконом» за его прогресс в продвижении подобных услуг, но некоторым традициям лучше не покидать пределы Японии.
Фото: j-formula3.com (1,5); b-maxracingteam.com; facebook.com/nightdrivejp; j-formula3.com/Yasushi Ishihara