«Макларен» в кризисе. Наконец-то начались отставки
Недовольство сотрудников привело к перестановкам.
Самая титулованная после «Феррари» команда пелотона снова катится под откос: после успешного начала сезона, принесшего Алонсо и компании больше очков, чем за весь 2017-й (36 против 30), оба гонщика из Уокинга вылетели уже в первом сегменте квалификации на Гран-при Франции. С 2015 года в таких случаях «оранжевые» привыкли моментально валить все на «Хонду», но теперь старый фокус уже не пройдет: 2018-й «Макларен» начал с новым мотористом «Рено» и собирался бороться с «Ред Булл» за подиумы. Однако развить «лучшее шасси пелотона» в нечто еще большее не получилось — команда с первой же гонки испытывала серьезные проблемы с аэродинамической эффективностью и скоростью на прямых, занимая высокие позиции исключительно благодаря проблемам соперников и собственной возросшей надежности.
Сейчас же конкуренты подтянулись, но созданные в Уокинге обновления, кажется, лишь ухудшают уровень болида.
«Думаю, мы определили области, в которых у нас есть проблемы – дело в аэродинамике, – объявил перед гонкой на «Поль-Рикаре» исполнительный директор «Макларена» Зак Браун. – Но мы не можем обнаружить и устранить эту проблему в аэродинамической трубе, потому что не можем ее воспроизвести или повторить. В результате, к сожалению, нам приходится заниматься тестами и экспериментировать на трассе».
Попросту говоря, важные боссы организации с шестизначными зарплатами не очень понимают, что делать дальше, и продолжают по привычке обкатывать уже созданные обновления, параллельно проверяя разрозненные предположения методом научного тыка. Рядовым сотрудникам некогда славной команды ситуация уже порядком поднадоела, и их недовольство вышло наружу в английской прессе, вскрыв проблемы еще и в дисциплине и менеджменте. Кажется, «Макларен» переживает не меньший бардак, чем даже «Уильямс».
Персонал готов бастовать
Судя по последним публикациям издания Daily Mail, ссылающегося на анонимные источники из Уокинга, работникам выдают премии за внеурочный труд дешевыми шоколадками.
«Две недели мы вкалывали сутками напролет, чтобы в срок подготовить обновления для Гран-при Испании. И все сделали вовремя. А неделю спустя нас наградили шоколадками «Фреддо» по 25 пенсов! Их раздали начальникам отделов, чтобы те разделили строго по одной на человека. Им было стыдно вручать нам эти «бонусы».
Сотрудники получили столь щедрые поощрения не впервые — их премировали точно так же в начале прошлого сезона после сборки первой версии болида. Персонал не стал бы возражать, если бы команда показывала бы прогресс или хоть какие-то результаты — однако «Макларен» лишь регрессирует, причем руководство, по словам анонимных источников из Уокинга, понятия не имеет, как где искать выход из ситуации.
«На брифинге после Гран-при Канады они сказали нами, что знают, в чем состоит проблема с болидом, но не знают, как ее исправить. И просят помощи у нас, хотя получают шестизначные зарплаты. В частности, сотрудников просили придумывать способы улучшения машины и воплощать их в деревянных прототипах.
Четырех руководителей мы называем «неприкасаемыми». Это гоночный директор Эрик Булье, главный конструктор Мэтт Моррис, главный операционный директор Саймон Робертс и операционный директор Дэвид Пробин. Некоторые из них просто ходят и болтают. Мы их совершенно не уважаем. Люди начинают бойкотировать совещания, потому что они бессмысленны. Атмосфера в команде токсичная. Мы хотели бы начать забастовку, но люди боятся потерять работу».
Как пишет Daily Mail, дошло даже до письма к бывшему руководителю команды Мартину Уитмаршу, чья эра правления официально признана провальной. Он знаком с главным акционером компании шейхом Мансуром Ойехом и теоретически мог повлиять на ситуацию — и, по его словам, попытался вмешаться на Гран-при Испании.
«В руководстве слишком много политики, – рассказал Мартин через все ту же английскую газету. – Думаю, некоторые руководители должны уйти. Я объяснил мою точку зрения Мансуру, и акционеры должны решить, что нужно делать».
Реакция официальных лиц «Макларена»
Самым первым ответом от руководителей команды стала шутка гоночного директора Эрика Булье.
«Выходит, «Кэдбери» берет с нас 25 пенсов за десятипенсовые «Фреддо»? – сыграл в сарказм француз в ответ на прямой вопрос от репортера серии Уилла Бакстона еще перед гоночным уик-эндом. На пресс-конференциях он не изменил позицию, заключенная в попытках «засмеять» проблему.
«Мы бы могли организовать вам курс по менеджменту и отправить вам коробку шоколадок, раз вам так не терпится их попробовать», – отреагировал Эрик на вопросы репортера Daily Mail о планах по продолжению стимулирования персонала.
«В «Макларене» работают одни из самых преданных сотрудников в автоспорте, – отреагировал уже другой анонимный голос из Уокинга. – Руководители нашей команды могут вознаграждать своих сотрудников спонтанными или забавными подарками, когда чувствуют, что их работа достойна дополнительного признания. Это именно такой пример».
Любые вопросы о потенциальной отставке кого-то из списка «неприкасаемых» натолкнулось лишь на непрошибаемую политкорректную стену в виде Зака Брауна.
«Я могу подтвердить, что все сотрудники гоночной команды «Макларена» доработают до конца сезона в Абу-Даби. Я видел ту статью. Даже немного посмеялся. Она нашла сильнейший отклик у мужчин и женщин, трудящихся в «Макларене». Так что на самом деле это отличная статья – она завела нас, придала новую мотивацию. Мы ни в коей мере не обеспокоены».
Однако несмотря на все уверения исполнительного директора организации, как минимум глава технического штаба Тим Госс уже лишился работы по ходу сезона (хотя до Абу-Даби еще далеко), а спустя две недели после бравурного интервью Брауна в отставку подал и гоночный директор Эрик Булье. Фанаты «Макларена», требовавшие его ухода уже не первый год, получили первый с самого старта чемпионата повод для радости.
Упразднение должности француза вызвало новые масштабные перестановки – недавно перешедший в команду Жиль де Ферран, помогавший Алонсо в его приключении на «Инди-500» назначен спортивным директором, бывший гоночный директор Фернандо Андреа Стелла станет главным по части работы на трассе, а вот бывший операционный директор Саймон Робертс отправится на базу команды для руководства логистикой и производством.
Теперь «Макларен» точно не сможет сохранять хорошую мину и пенять на «желтушность» английской прессы: хоть здесь и есть доля правды, но из других команд с базами в Великобритании давно не приходило подобных новостей – даже из терпящей финансовое бедствие «Форс-Индии» и пребывающего в полном хаосе и жесткой перестройке «Уильямса». Тем более, что в заметке Daily Mail четко указано: инициатором публикации стал обратившийся в отчаянии сотрудник. Вряд ли газета стала бы без оснований писать такое в стране, где легко могут подать в суд за клевету — и дальнейшие перестановки в гоночной организации косвенно подтвердили наличие немалого числа недовольных среди персонала.
«Макларену» вредит его корпоративная система
Судя по ответам Зака Брауна и других официальных и анонимных лиц из стана «оранжевых», работников там до сих пор накачивают речами о чести и величии так, словно они как минимум свергают с пьедестала «Эппл». Однако идеология часто перестает работать без адекватных результатов — а команда из Уокинга все-таки не побеждала аж с 2012 года. За шесть сезонов работы за громкие слова и дешевые «бонусы» может выгореть кто угодно — особенно если у коллектива не оказывается харизматичного лидера. И у «Макларена» его нет.
В таких условиях часто сплачивающую роль берет на себя гонщик — но у Фернандо Алонсо никак не выходит стать ведущим юнитом: все-таки испанец несмотря на все старания и заявления в стиле «теперь мы можем бороться» больше сконцентрирован на собственной персоне и личных достижениях. Стоффелю Вандорну же ощутимо недостает авторитета и пробивной харизмы — или, возможно, он немного стесняется брать на себя лидерские обязанности рядом с двукратным чемпионом мира.
Зак Браун же постоянно дистанцируется от любых сфер, кроме маркетинга, раз за разом подчеркивая, что его дело — зарабатывать для «Макларена» деньги. Тем самым он серьезно проигрывает Рону Деннису: может, старый и чопорный англичанин и отличался меньшей креативностью, но умел поддерживать дисциплину и согласие среди сотрудников.
Вероятно, по тем же причинам и появились слухи о приглашении популярного среди фанатов Даниэля Риккардо в Уокинг с предполагаемой щедрой зарплатой в 20 миллионов евро. Всегда позитивный австралиец действительно выглядит неплохим выбором на роль харизматичного лидера и первого пилота — вот только вряд ли он сам захочет тратить несколько драгоценных лет карьеры на многолетнее объединение команды вокруг себя.
«Меня всегда беспокоила происходившая диверсификация, – вспомнил бывший главный конструктор «Макларена» Джон Барнард. – Рон [Деннис] всегда хотел большую группу компаний, мегакорпорацию, которой он мог бы управлять сверху. Он достиг своих целей, но, боюсь, сделал это ценой команды «Формулы-1».
Cтруктура мешала «Макларену» и в прошлом
Англичане даже теряли ключевых сотрудников именно из-за новых внутренних порядков — и последствия тех решений влияют на расстановку сил в паддоке до сих пор. Например, именно из-за ненавистного пустого формализма Уокинг покинул гениальный конструктор Эдриан Ньюи, ныне ваяющий гоночные шедевры в стане «Ред Булл».
«До того, как «Макларен» переехал в свою новую штаб-квартиру, команда занимала обычное промышленное здание, – вспоминал инженер в интервью журналу F1 Racing. – Несмотря на серые стены и общий индустриальный вид, внутри все равно ощущалась гоночная атмосфера и душевное тепло. На стенах были развешаны всякие нелепые календари, повсюду играли радиоприемники.
В такой обстановке мы выиграли оба титула в 1998 году. Для Рона Денниса, который в то время руководил командой, я был кем-то вроде золотого мальчика. Все шло хорошо, но затем Рон решил изменить стиль управления. Он нанял Джонатана Нила из British Aerospace в помощь Мартину Уитмаршу, и они занялись введением корпоративной культуры.
Рон начал относиться к команде как к крупному бизнесу. Может, такой подход становится оправдан с ростом численности сотрудников, но в тот момент это смотрелось странно. Мы начали писать бесконечные планы, погрузились в составление отчетов и поставили организационную структуру выше изобретательности. Мне это не нравилось. На мой взгляд, в «Формуле-1» изобретательность должна быть на первом месте – и только затем можно задумываться о направлении и структуризации.
К тому же, Деннис слишком жестко и бескомпромиссно вел переговоры о новом контракте. Изначально мы подписали четырехлетнее соглашение с возможностью продления. В 1998 и 1999 году мы выиграли два чемпионских титула и один Кубок конструкторов – но несмотря на успех, Рон собирался понизить мне зарплату. Не то чтобы деньги были для меня определяющим фактором, но такое отношение меня не устроило».
«Макларен» в техническом смысле строился под Ньюи, что вполне понятно, но после его ухода место осталось вакантным, – подчеркивал технический директор «Рено» Боб Белл еще в 2006 году. – Они перестроили структуру в пользу корпоративного принятия решений, но лично я не понимаю, как у них все устроено. Они мечутся от одного гениального решения к другому, и вряд ли это идет им на пользу.
Только в нашем гараже играет музыка. Вы не услышите этого в «Макларене».
«Если вы космонавт и любите ледяное безмолвие, то вам как раз туда», – ехидничал еще один работник французов Пэт Симмондс.
Судя по всему, дела в Уокинге не меняются уже больше дюжины лет, и сейчас мы видим лишь естественные последствия слишком формального и механистичного подхода к работе.
«Макларену» трудно верить из-за конфликта интересов
Как бы официальные лица команды ни уверяли через прессу, что в штаб-квартире все спокойно, чувство недосказанности все равно не хочет уходить. Все дело в Заке Брауне: помимо должности исполнительного директора в гоночной организации, он занимает еще и схожий пост «неисполнительного» в крупнейшем автоспортивном холдинге Motorsport Network, владеющим изданиями Autosport, Motorsport, F1 Racing, долей в «Формуле Е» и целой россыпью других тематических сайтов и активов. Можно смело говорить, что компания американца занимает абсолютно доминирующее положение на рынке гоночных медиа (этакий цифровой аналог «Роснефти») и легко способна фильтровать новости и формировать мнения болельщиков.
Именно за этим делом Motorsport Network недавно и поймало независимое издание Grandprix247 и лично журналист Пол Веласко. В своей колонке он описал попытку получения комментариев от официальных лиц «Макларена» по поводу слов Мартина Уитмарша и ситуации с «Фреддо»: ему ответили в стиле «комментировать такое мы не собираемся в принципе», а через пару дней реакции на публикации в Daily Mail заняли главные полосы сайтов из портфолио Motorsport Network. Тем самым Зак Браун фактически использует монопольное положение компании не только ради выдавливания конкурентов с медиарынка, но еще и задействует новостные порталы в качестве пиар-инструментов для формирования мнений, фактически пойдя по пути пропаганды.
Такая ситуация во многом объясняет, почему персонал «Макларена» готов бастовать и жаловаться изданиям за пределами гоночного мира. И, похоже, негативная шумиха вокруг команды слишком вредила всей объединенной компании, которая несмотря на слабые результаты в «Формуле-1» недавно получила дополнительные инвестиций в размере 275 миллионов долларов. Поскольку организация из Уокинга превратилась в крупный бизнес, она должна заботиться о репутации перед лицом акционеров и всем миром.
Но даже при желании причастных команду не выйдет направить на верный курс всего за пару месяцев.
«Похоже, что установленная Мартином Уитмаршем система оказалась неэффективной, – Джон Барнард. – Ее недостаточно просто сломать — нужно сменить мышление коллектива и его сотрудников. Я не знаю, сколько это может занять времени и переживет ли команда подобный фундаментальный разворот. В 1980 году мне пришлось вносить относительно небольшие изменения. Сейчас же реформирование «Макларена» равносильно развороту танкер, и я бы не взялся за такое дело».
Однако какие-то движения рулем все-таки начались. Может быть, уход Булье обозначит начало новой эры – и тогда можно робко понадеяться на спасение одной из самых титулованных команд «Формулы-1». Главное – все-таки начать процесс разворота к менее формалистичной структуре.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene, Charles Coates, Marcus Brandt/Bongarts; REUTERS/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com
Про корпоративную систему вообще не стоило и писать. Система РБ, Мерседеса или тех же Фур не менее жесткая. Какое душевное тепло может быть в команде Ф1? Если руководители, персонал и гонщики честны друг перед другом то это уже отлично.
Про Макларен груп Мясникоф написал. И постройка дорожных автомобилей, и разработка и производство прикладной электроники не менее важная часть для Макларена в целом.
Кроме того, в 2021 году серьезно изменится регламент на моторы, бюджеты будут ограничены и возможно расходы на разработку собственной силовой установки будут вполне сносные. да и экономические приоритеты могут изменится, и для Макларен груп и его подразделения дорожных автомобилей, выгоднее будет иметь свой мотор, чем от автопроизводителя.
Сейчас выйдет новый гиперкар и будет им счастье и успех, а формула-1 это не приоритет.
Приоритетом является создание огромного глобального холдинга с кучей подразделений.
Мне как болельщику грустно, но такова жизнь.(
тем более этот цвет для них культовый и исторический.
этот как пожаловаться на красную феррари.
А вообще бюрократия это действительно большая проблема...