Почему NASCAR перестает быть интересным
Главным гонкам Америки нужны новые герои.
Буквально на днях я смотрел очередной этап Monster Energy Cup Series в Мичигане, и пока сотрудники гоночного трека пытались бороться с сильным дождем в течение двух часов, я нахмурил брови и начал думать о том, что NASCAR постепенно теряет свою изюминку.
Я начал вспоминать о былых временах, когда гоночные трансляции получали лучшее время на лучших телеканалах США, когда NASCAR действительно считали спортом настоящих и брутальных Американцев, когда спонсоры выстраивались в очередь и готовы были платить бешеные деньги, лишь бы оказаться на ливреях лучших гонщиков.
Но эти времена прошли.
С начала нового десятилетия самая популярная гоночная серия США планомерно теряет свою ценность для обыкновенного зрителя, оставляя в своих рядах только закаленных фанатов серии вроде меня. Вы просто представьте, что увидит человек, который листает каналы/стримы и натыкается на трансляцию NASCAR.
2/3 гонки борьба будет развиваться между условным Кайлом Бушем и Мартином Труэксом; гонка перестает быть гонкой из-за прошлогодних нововведений; но бросается в глаза другое – трибуны.
Возьмем, например, Индианаполис и легендарный «The Brickyard». Во время последней гонки на этом треке присутствовало 35 000 человек. Просто отлично по меркам Российской футбольной премьер-лиги, но только не для NASCAR. Подумайте о том, что трасса в Индианаполисе вмещает 235 000 человек! Двести тысяч пустых мест! Даже если вернуться на пять-шесть лет назад, то на этой же гонке присутствовало в 5 раз больше людей, чем в последнем заезде.
Это не проблема Индианаполиса, а скорее всей гоночной серии в целом. Уже несколько лет как NASCAR перестал публиковать отчеты о количестве людей на трибунах. Чуете, чем пахнет? Но компании, которые владеют гоночными трекам, сделали всю работу сами, опубликовав отчеты о доходности за последние 10-12 лет:
Как видите, доходы начали снижаться еще в 2008 году и они планомерно двигаются вниз. Именно глядя на этот график, мы можем сформировать вполне логичный вывод – на гонки ходит все меньше и меньше людей.
Теперь обратим внимание на болельщиков, которые смотрят главные гонки Америки из дома, по телевизору. В целом, NASCAR потерял 12% зрителей по сравнению с прошлым годом, а количество людей, которые смотрели гонки 13 лет назад, в 2005 году, было почти в два раза больше, чем людей, которые в наше время регулярно наблюдают за гоночной серией. Вы просто, блин, вдумайтесь! Почти 50% людей перестало смотреть главную гоночную серию Америки! Не просто главную, а легендарную, наполненную известными именами и памятными событиями серию!
На самом деле, из-за того, что телевизионные спортивные трансляции шагнули сильно вперед, спортивным лигам достаточно трудно конкурировать друг с другом. Каждая ассоциация, будь то NBA, NFL или MLB пытается дать болельщику то, что он хочет, старается изо всех сил, но рейтинги все равно падают даже у них.
Но ситуация с NASCAR, как мне кажется, выглядит наиболее плачевной среди всех главных американских лиг. Давайте попробуем разобраться, с чем же это может быть связано?
У серии не самое лучшее руководство
Брайан Франс
Несмотря на то, что это – Национальная Ассоциация гонок сток-каров и бла-бла, NASCAR скорее не ассоциация, а семейный бизнес. Частное предприятие, если хотите назвать это более официальным языком.
Основатель серии Билл Франс-старший, занимался организацией гоночных шоу, а его внук – Брайан Франс, сейчас является председателем правления и исполнительным директором. Сестра Брайана, Лиза Франс – является директором International Speedway (крупнейший организатор гонок). Их дядя, Джим Франс – председатель все того же International Speedway и по отчетам финансовых изданий, владеет 50% всех акций NASCAR. Оставшиеся 50% были отданы трем вышеуказанным членам семьи, сыном основателя гоночной серии – Биллом Франсом-младшим.
У легендарного «Короля NASCAR» Ричарда Петти, ныне владеющего машиной под номером 43, возник вполне ожидаемый вопрос: «А где все деньги?»
И ведь действительно, владельцы NASCAR не делают ровным счетом ничего, для участников гонок. Все перелеты, расходы на автомобили и детали, зарплату гонщикам и команде начисляют спонсоры. А заполучить заветные финансы с каждым годом становится все труднее, потому что сами автогонки теряют свою популярность и компаниям нет смысла платить за неэффективную рекламу.
Так, например, Кейси Кейн мог остаться без машины в прошлом году из-за отсутствия спонсорства. А компания «Lowe’s», сопровождавшая Джимми Джонсона на протяжении всей его карьеры, не стала заключать новый контракт с машиной под номером 48. Все просто. NASCAR перестает быть интересным не только для фанатов, но и для спонсоров.
Если возвращаться к разговору о том, что в руководстве серии сидят люди, которые, мягко говоря, заинтересованы лишь в набивании карманов зелеными купюрами, чем развитием серии, то один плюсик можно им занести. С прошлого сезона у команд появились личные самолеты, для перевозки ливрей и прочего хлама. Но поменяет ли это сильно зависимость от спонсоров? Не-а.
Экономические факторы
«Экономический спад 2009 года, сильно повредил американскому спорту. Но NASCAR пострадал больше всего из-за того, что наш основной доход – спонсоры, а нашим фанатам нужно преодолевать большие расстояния, чтобы посетить ту или иную гонку.» – эти слова были произнесены генеральным директором по маркетингу на одной из пресс-конференций.
Что есть, то есть. Основная фан-база серии – это обычный, белый рабочий класс. И если вы американский-работяга, которому урезали зарплату, или того хуже уволили – будут ли у вас средства, чтобы посетить хотя бы пару гонок в году? Сомневаюсь.
Но вот почему упало количество людей, смотрящих телевизионные трансляции гонок – для меня остается вопросом, на который я не могу найти ответ.
NASCAR стал скучным
NASCAR попал на обложки журналов в 1965 году, когда в знаменитом Esquire появилась статья, которая называлась «Последний герой Америки – Джуниор Джонсон. Да!»
Журналист, написавший эту статью, показал всей Америке NASCAR, как большой и прибыльный вид спорта, где лучшим гонщиком является обычный парень небольшого роста, родом из обычной семьи бухгалтеров, и который гоняет по южным трэкам со скоростью 175 миль в час на обычной машине, которую вы можете встретить на любом шоссе. Романтика!
Но в наше время все гонщики выступают на почти одинаковых «машинах завтрашнего дня», где ключевым фактором является безопасность. А самыми успешными гонщиками последних 20-ти лет являются – Джефф Гордон и Джимми Джонсон (на фото). И если первого, сторонний зритель еще хоть как-то может узнать или вспомнить, то в случае с ДжейДжеем все гораздо печальнее.
Я нашел еще одно интервью, которое было взято у Чарльза Мюррея, ведущего одной популярной теле-викторины:
«Однажды, на моем шоу, участнику был задан вопрос: Кто такой Джимми Джонсон? И вы знаете, что он ответил? Что это бывший тренер «Даллас Каубойс» (команда по американскому футболу)».
Джимми Джонсон – семикратный, мать его, чемпион NASCAR.
К чему это я все говорю. Да к тому, что в NASCAR кровь из носа нужен человек на подобие ЛеБрона Джеймса в NBA. Раньше все знали, кто такой Ричард Петти или Кейл Ярборо. Все были без ума от Дейла-старшего, а Дейл-младший 15 раз подряд признавался самым популярным гонщиком, несмотря на то, что вершина его успеха – 3 место по итогам чемпионата.
В лиге нет гонщика, который бы выделялся на фоне других. Младший был чертовски харизматичен, он белый и южанин, его отец легенда автоспорта – что еще нужно для того, чтобы стать любимчиком у американского рабочего класса?
Была попытка посадить за руль Данику Патрик – молодую и амбициозную девушку из IndyCar. Это, конечно, привело в серию новых зрителей и всем стало интересно сможет ли Даника соперничать на равных с лучшими гонщиками США. Не смогла. 191 старт и ни одной победы.
Также, не стоит забывать о том, что в новом сезоне появился Даррел Уоллес – первый афроамериканец в истории NASCAR. И снова небольшой приток зрителей, но если Бабба продолжит выступать в том же духе, то на него махнут рукой и пойдут смотреть что-нибудь другое.
Все меньше американцев любят гонки
На самом деле не только американцы, а весь автоспорт постепенно теряет свою аудиторию. Трудно придумать что-то новое, за исключением улучшения характеристик болидов/сток-каров. В автоспорте нет громких переходов или обменов, а в большинстве своем, составы гонщиков могут не меняться в течение долгих лет.
Но если возвращаться конкретно к NASCAR и американским фанатам, то на лицо будут все факторы снижения интереса к автоспорту, да и в принципе к автомобилям.
После Второй Мировой войны, автопромышленность штатов устремилась вперед и все мужское население видело в машинах не способ передвижения, а смысл и дело всей жизни. Сейчас же, автомобили являются лишь способом доставить водителя из точки «А» в точку «Б», не более. Лишь немногие до сих пор садятся за руль и копаются в моторе, просто потому что им это нравится. Автопроизводители поощряют желание народа использовать машины только как способ передвижения и создают экономичные, ничем не отличающиеся друг от друга модели.
И на фоне всего этого трудно понять, что может заинтересовать обычного зрителя в многочасовых гонках по овалам.
Но даже несмотря на то, что все выглядит, мягко говоря, не очень радужно, у NASCAR все еще есть шанс на возвращение. Нужно более понимающее руководство, грамотный маркетинг-менеджмент и звездный гонщик. Медийная личность, про которую будут говорить.
В каждой лиге есть такие люди: в «Формуле-1» – Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель, в мотоспорте – Валентино Росси, в баскетболе – Леброн, в хоккее – Кросби или Овечкин, в американском футболе – Том Брэди, в футболе – Месси и Криштиану. Список можно продолжать до тех пор, пока мы не дойдем до главного автоспорта США.
Ни Кайл Буш, ни Мартин Труэкс, ни Кевин Харвик и рядом не стоят с той популярностью, что была у Дэйла-младшего и Джеффа Гордона. Остается надеяться на то, что в ближайшее время среди пилотов появится новый «последний герой Америки», который вытянет всю серию наверх за счет своего таланта и харизмы.
Если Вам понравился материал, то я буду очень признателен, если вы положительно его оцените! Спасибо за Ваше время! Часть статистической информации, включая график доходности, была взята с bloomberg.com, все остальное было найдено на просторах американского интернета.
Фото: Gettyimages.ru/Jeff Zelevansky, Streeter Lecka, Robert Laberge; globallookpress.com/Justin R. Noe/Action Sports; Gettyimages.ru/Chris Trotman; globallookpress.com/Chris Owens/ZUMA Press
Другое дело, что трудно обсуждать кухню наскара будучи в тысячах миль от их медийного пространства.
Проблемы в серии есть и серьезные, как мне кажется. Если посмотреть нарезки нулевых, то там и трибуны битком и машины в спонсорах улеплены по самые уши. Как пример, сейчас у передних колес под зеркалами 5-10 спонсорских стикеров, а раньше было 20-30. То что большинство машин сейчас изменяют ливреи от гонки гонки также скорее говорит о некой финансовой нестабильности.
Мне кажется, что наскар предельно открыт и доступен для болельщиков и делает для это в разы больше чем таже Ф1. Медийность Феттеля мы не будем рассматривать, т.к. ее почти нет у него ,как и нет аккаунтов в соцсетях :)
Я думаю, что у наскара есть и проблема с тем, что сузилось количество команд и пилотов, борющихся за победу, и проблема смены поколений пилотов.
И если последнее это временное явление, то всё остальные проблемы уже на совести владельцев серии. Хорошо, что люди это понимают и пытаются, что-то сделать...
ЗЫ когда читаю новости, что ф1 собирается вернуться в США и сразу двумя этапами, то возникает удивление. Если пиндосов уже поход на наскар не возбуждает, то на что рассчитывают в ф1 с их сонными , паровозными гонками (откровенно)? Видимо на Хэмилтона и Переса.
Также хочется придраться к нескольким моментам:
«Однажды, на моем шоу, участнику был задан вопрос: Кто такой Джимми Джонсон? И вы знаете, что он ответил? Что это бывший тренер «Даллас Каубойс» (команда по американскому футболу)» - Почему должно удивлять, что бывший тренер (выигравший два Супербоула, между прочим), не вылезающий из телевизора, оказался первой ассоциацией, пришедшей на ум, одному отдельно взятому участнику викторины, который, возможно, в автогонках ни в зуб ногой.
"Даррел Уоллес – первый афроамериканец в истории NASCAR". - Это неправда.
Про отсутствие медийной раскрученной личности. Кризис в NASCAR начался задолго до того, как Дейл Эрнхардт-младший, Карл Эдвардс, Тони Стюарт, Джефф Гордон завершили свои карьеры. Что мешало ассоциации привлекать новых болельщиков пока они гонялись?
Не забываем,что интертеймент контент изменился,игры,кино,сериалы,ютуб и тд сейчас по накалу и инетерсности легко делают весь спорт. Тот же WWE по просмотрам упал почти в 3 раза,бокс сильно сдал позиции,что народ начал MMA смотреть. Рынок контента стал больше,и выбора стало больше,а наскар очень не привлекателен среди многих автолиг. так что все закономерно, гонять по овалу самое тупое что можно придумать среди серовнований на авто.