Майами хочет гонку «Формулы-1». Чтобы стать мировым центром
Потенциал Гран-при – 2,8 млрд долларов.
Liberty Media больше года планировала организовать второй заезд на территории США — в пару к техасскому Остину промоутеры надеялись добавить Нью-Йорк, Лас-Вегас, Майами или Лос-Анджелес. Теперь заокеанские владельцы «Формулы-1» наконец-то перешли к конкретике: черновой проект заезда на юге Флориды уже разработан и одобрен местным муниципалитетом (прошедшее 10 мая голосование городского совета единогласно поддержало планы местных промоутеров). Названы даже ориентировочные сроки — Майами хочет принять Гран-при уже в октябре 2019 года и остаться в календаре чемпионата на ближайшие 10 лет.
«Формула-1» – спорт, известный по всему миру и насчитывающий 1,8 миллиарда телезрителей, – объяснил мэр города Фрэнсис Суарес. – Я верю, что гонка поможет Майами превратиться из провинциального города в один из мировых центров.
В гонке скрыт экономический потенциал в 2,8 миллиарда долларов — именно в такую сумму оценили скачок деловой активности между 2012 и 2015 годом в центре Остина, единственным в США принимавшем Гран-при. Мы же станем первым городом в мире, принимающим «Формулу-1» и все пять главных американских вида спорта».
«Я верю, что город и весь юг Флориды ждет колоссальный финансовый рост, – согласился с мэром комиссионер Хосе Пепе Диас. – Такого мы еще не видели. Это похоже на проведение ежегодного Супербоула».
Конфигурация трека понравилась не всем
Другой коммиссионер города Кен Расселл незадолго до решающего голосования опубликовал предполагаемую схему трассы, по большей части состоящей из одних прямых.
Ее сразу же раскритиковали болельщики и гонщики — например, действующий чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, заявлявший о желании погоняться по улицам прибрежного города на протяжение нескольких последних лет.
«Майами – очень классное место, я был очень взволнован, когда узнал эти новости. Потом увидел конфигурацию трассы, и, думаю, ее можно было бы сделать интереснее — заключил англичанин. – У нас будут две очень длинные прямые – может быть, когда мы по ним проедемся, трасса окажется интереснее. Меня пугает мысль, что мы можем получить еще одну трассу городского типа, как была в Валенсии – она была не слишком удачной.
Если время еще есть и организаторам будет интересно мое мнение, или мнение других гонщиков, то мы сможем помочь им получить представление о том, какой должна быть конфигурация хорошей трассы. Я хорошо знаю Майами. Например, там есть несколько других гораздо более подходящих для трека мест».
Однако основной претензией стал не только рисунок будущего автодрома, но и несколько организационных вопросов. Городские власти включили в схему одну из местных достопримечательностей — портовый мост, по которому планируется проложить две прямые. Но при малейшем инциденте (даже не самой крупной аварии — обычного схода из-за отказавшего двигателя) гонку придется прерывать красными флагами, потому что на мосту невозможно установить «карман безопасности» с краном для эвакуации разбитой или остановившейся машины. Технику придется гнать через любой из двух выездов, создавая натуральный затор, в разрешении которого не поможет никакой автомобиль безопасности. Работы по устранению аварийной ситуации тоже займут немало времени — и вряд ли несколько подобных пауз положительно скажутся на зрительском интересе к следующим Гран-при Майами.
С другой стороны, мост в программу включили не просто так: он выглядит по-настоящему грандиозно и призван придать трассе индивидуальности и уникальности. Промоутеры явно будут биться за него до конца.
Да и остальной пейзаж автодрома, пролегающего по Бискайскому бульвару, парку «Бэйфронт», порту Майами и рядом с ареной местной баскетбольной команды «Хит», выглядит настоящей приманкой для туристов.
Бискайский бульвар
Порт Майами
Парк «Бэйфронт»
American Airlines Arena
Из календаря кого-то выкинут?
В данный момент расписание чемпионата мира насчитывает 21 этап — и представители команд (особенно небольших) не перестают жаловаться на его раздутость: логистика частых дальних переездов пожирает все больше денег, да и с обновлением болидов регулярно возникают трудности. Вряд ли владельцы серии рискнут еще сильнее наращивать число Гран-при за год при таких обстоятельствах — а значит, под гонку в Майами сперва нужно расчистить временной слот.
Кстати, американская локация нового заезда вовсе не означает, что трек в Остине покинет расписание. У техасцев действует контракт на проведение гонки до конца 2021 года, и ее посещаемостью все довольны — так что нас снова ждут два этапа в США. История знает примеры семидесятых и восьмидесятых: тогда один из Гран-при просто называли «Западным» и планировали с полугодичным промежутком.
Остин
Если же учесть все остальные треки, то на 2019-й без контракта остаются «Хоккенхайм», «Спа-Франкоршам» и «Сузука». В продлении договора с последней не возникает ни малейших сомнений: Гран-при Японии всегда радовал особой атмосферой и внушительным наплывом публики. Исторический бельгийский автодром тоже демонстрировал аншлаги в последние сезоны благодаря голландским болельщикам Макса Ферстаппена, да и потерю столь знакового места Liberty Media просто не простят.
В самом уязвимом положении находится Гран-при Германии. По идее он должен был последовательно проводиться на «Хоккенхаймринге» и «Нюрбургринге», но оба промоутера столкнулись со значительными финансовыми проблемами: интерес к «Формуле-1» в стране упал после ухода Михаэля Шумахера, а чемпионские титулы Себастьяна Феттеля и Нико Росберга не исправили ситуацию. Организатор заезда по «Нюрбургрингу» уже столкнулся с неразрешимыми денежными проблемами и не смог выполнять свои обязательства. Та же судьба могла ждать и промоутеров из Хоккенхайма, но их договор истекает в этом году — и его вряд ли продлят. Пусть недавно Чейз Кэри и пообещал по возможности не избавляться от европейских гонок, нужно смотреть правде в глаза: на данный момент у Германии нет ни единой объективной финансовой причины остаться в календаре «Ф-1».
«Хоккенхаймринг»
В подвешенном состоянии находится и Гран-при Бразилии: несмотря на контракт сроком до конца 2020 года, у «Интерлагоса» сложились серьезные и длительные проблемы с безопасностью. Там уже не первый год натурально грабят пилотов и персонал, но власти Сан-Паулу до сих пор не исправили ситуацию. Прошлый сезон отметился еще и резким всплеском количества и дерзости нападений, так что команды на полном серьезе заявили о готовности бойкотировать этап в 2018-м. Если ситуация не изменится и никто на старт не выйдет, то вряд ли гонка сохранится в календаре и на 2019-й: контракт просто разорвут в одностороннем порядке из-за неисполнения прописанных в нем обязательств.
Однако в прессу почему-то просочились слухи о потенциальной замене Майами именно на Гран-при Азербайджана. Такая риторика выглядит откровенно странно: две последние гонки в Баку продемонстрировали космическую зрелищность и вызвали бурный рост интереса к «Формуле-1». Посещаемость в столице прикаспийской страны растет с каждым годом, а промоутеры обладают контрактом до 2025-го (с опцией досрочного расторжения только в 2020-м), так что любые поползновения со стороны Liberty Media будут означать еще и крупные неустойки. Вряд ли американцы настолько глупы и безрассудны для стрельбы себе по ногам, так что с почти стопроцентной уверенностью можно заключить: Гран-при Азербайджана останется.
Азербайджан
К октябрю 2019-го Майами может не успеть
До условной даты осталось полтора года, а промоутеры пока даже не брались за организацию этапа. Более того, их ждет море споров, обсуждений, согласований и прочей бюрократической волокиты касаемо безопасности на мосту. Вероятно, конфигурация трека еще будет не раз пересмотрена — и тогда времени уже не хватит.
«Как правило, можно уложиться в восемь или девять месяцев, – поделился своим опытом главный гоночный архитектор Герман Тильке. – Иногда нужен год. В первый раз обычно требуется примерно девять месяцев, когда уже готова конфигурация трассы и решены все бюрократические вопросы. За это время строятся здания боксов, объекты технической инфраструктуры и заказывается все необходимое».
И у ребят из Майами еще ничего не решено по части бюрократии.
С подобными проблемами столкнулись и в Нью-Джерси после заключения десятилетнего договора на проведение Гран-при в 2013-м. Там тоже протолкнули амбициозные проект трассы и инфраструктуры с возведением уникальных плавучих трибун на территории залива Гудзон. Сметы на строительство превысили все разумные пределы, у организаторов возникли проблемы с бюджетом, и проект отложили на неопределенный срок.
Нью-Джерси
Флориде стоит внимательнее изучить проблемы, возникшие при проработке проекта в Нью-Джерси. Скорее всего, Майами пригодится негативный пример, потому как в нынешней конфигурации трека его почти наполовину занимают прямые, проходящие по мосту — следовательно, здоровенный кусок автодрома рискует остаться без трибун. В таком случае строителям трассы в случае неизменной схемы придется решать сложную задачу по удачному расположению мест с отличным обзором на доступных площадях, потому как альтернативой могут служить лишь те самые плавучие трибуны, уже утопившие один проект.
Повторится ли тогда в Майами ситуация Нью-Джерси? Проинвестировать заезд во Флориде собирается местный бизнесмен Стивен Росс, владелец команды NFL «Долфинс» и состояния в 7,8 миллиарда долларов по оценке «Форбс». С такими мощностями проект вряд ли столкнется с неразрешимыми вопросами материального характера, но если Росс в какой-то момент решит прервать финансирование, то доработку Гран-при никто не подхватит. Власти города уже официально заявили, что вложения с их стороны составят не более 1 процента от требуемых и не превысят 500 000 долларов, так что теоретически проект тоже может не взлететь.
У Майами есть конкуренты
Речь о Гран-при Дании, который собираются провести в Копенгагене. Там муниципальный совет тоже поддержал планы по организации гонки и создал конфигурацию трека в содружестве с Тильке и местными гонщиками Яном и Кевином Магнуссенами. И в схеме скандинавского автодрома не нашли фундаментальных недостатков.
Активнее работают и представители местного промоутера — они уже посетили Гран-при Азербайджана и приступили к изучению вопросов проектирования, безопасности, логистики и принципов обучения маршалов. В то же время датские бизнесмены изначально нацеливались на попадание в календарь в 2020-м году — но по сути они обходят более оптимистичных американцев.
Если оба этапа подготовят к дебюту в 2019-м (или на сезон позже), у Liberty Media все же возникнет куча проблем при формировании расписания. Пока неясно, как американцы собираются их решать.
Фото: globallookpress.com/Melanie Viola/Chromorange, Mark Gibson/Danita Delimo; commons.wikimedia.org/Jedi94; globallookpress.com/Titus E. Czerski; commons.wikimedia.org/Robert Giordano; Gettyimages.ru/Mike Ehrmann, Clive Mason; globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Will Taylor-Medhurst, Jeff Zelevansky/Red Bull; globallookpress.com/Peter Suerth
Расскажи жителям замкадья, что им "писдецкакнужна" Ф1 в Сочи - тебя поймут
А как безопасность гонок будут обеспечивать при вылете кого-то с моста?