Бойцы невидимого фронта 20. Ляррусс
Начало истории парижского коллектива бывшего пилота Формулы-1 Жерара Ляррусса было положено в 1987 году, когда Филипп Альо получил в своё распоряжение построенное компанией Лола шасси LC87 с двигателем Форд Косворт ДФЗ. Бывший пилот Лижье в одиночестве представлял свою команду вплоть до Гран-При Мексики, когда к нему присоединился Янник Дальма. Тогда в Мехико Альо зарабатывает третье очко за третье по счету 6 место в том сезоне.
В 1988-ом Янник проводит с Филиппом полный сезон, за исключением последних двух этапов, где Дальму заменили поочередно Пьер-Анри Рафанель и Агури Сузуки. Однако результаты по воскресеньям у Янника Дальмы были намного лучше, правда, в субботу его напарник почти всегда доминировал. Как бы то ни было, ни тот, ни другой не смогли заработать очки, и после 9 места Ляррусса с 3 очками в том сезоне, команда не была классифицирована в Кубке конструкторов.
Состав на новый сезон был сохранен, но теперь внутри LC88B и LC89 стоял мощный и ненадежный Ламборджини. Впрочем, Яннику мощь итальянского продукта помогла едва ли: 5 непройденных квалификаций при всех удачных субботах партнера по команде в шести первых Гран-При... В пару к Альо посадили сначала Эрика Бернара, а затем Микеле Альборето, что также проигрывали Филиппу.
Тот сезон завершился 1 очком от Филиппа Альо в Испании, благодаря чему Ляррусс занял (вдумайтесь) 15 место в Кубке конструкторов! Да, команд тогда было будь здоров. В новое десятилетие Ляррусс вступает начиная с ухода Альо в Лижье, Альборето в Футворк и ненадежности Ламбо. Эрик Бернар, наконец, с Агури Сузуки получают места основных пилотов. 1990 год - лучший для виновника данного материала.
По субботам японец и француз показывали вполне сравнимые результаты, но азиату реже удавалось довести автомобиль до финиша. По три 6 места у каждого, но одна 4 строчка у Бернара была в копилке Ляррусса перед Гран-При в Японии, где Агури стал обладателем 3 места, став первым японцем на подиуме! Первый пьедестал и для Ляррусса, что занял тогда аж 6 место в зачете команд, уступив только лишь большой четверке (Бенеттон, Феррари, Уильямс, МакЛарен) и Тирреллу.
Конкурентная среда этих двух замечательных пилотов продолжилась и в дальнейшем, но с переходом обратно на Форд Косворт сходы шли за сходами, и Эрик с Агури на двоих набрали 2 очка, трижды финишировали, а в конце сезона результаты упали до не попадания на старт. Под самый занавес года, что закончился для команды 11 местом, Эрик Бернар ломает ногу, и свой шанс получает Бертран Гашо, что проведет следующий сезон с другим японцем, Юкио Катамямой в паре.
В тот чемпионат Ляррусс снова вернулся к Ламборджини, а шасси теперь делала компания Вентури, так как 5-летнее сотрудничество с Лолой было завершено. Гашо сумел принести 1 очко своей конюшне в Монако и вновь вывести ее на 11 место в Кубке конструкторов. Внутри команды европеец уверенно бил азиата.
Два последних своих года в Формуле-1 Ляррусс сам строил шасси и вновь использовал два знакомых бренда двигателя: сначала - Ламборджини, затем - Форд. Филипп Альо в 1993-ем возвращается в команду, составляя пару Эрику Кома. Очередной французский дуэт заработал 3 очка, массу финишей вблизи очковой зоны и подъем на 10 место в зачете команд. Как и по очкам, ветеран Ляррусса с минимальным перевесом переиграл оппонента.
Эрик Кома остался в команде, а в партнеры к нему на заключительный сезон пригласили монегаска Оливье Беретту. Кома своего соперника громил в пух и прах, не проиграв ни одной квалификации, заработав единственные два очка в том сезоне к середине чемпионата. После этапа в Хунгароринге во втором кокпите, некогда принадлежавшем Оливье, началась текучка кадров.
1994 год в силу многих причин был ознаменован огромным количеством участвующих пилотов в чемпионате, и команда мсье Жерара не стала исключением: Беретту заменили на один этап Альо, на два - Дальма, на три - Хидеки Нода, а Кома не провел последнего Гран-При, где с японцем выступал Жан-Дени Делетра.
Финансовые проблемы за один год буквально превратили команду, стабильную пользующуюся своими немногочисленными шансами заработать очки и деньги долгие годы, в банкрота. У Ляррусса были отличные пилоты, мощные двигатели, а самое главное - светлые головы инженеров, создававших конкурентоспособные шасси для гонщиков, что разговаривали либо на французском, либо на японском языках. Микеле Альборето словно выбивается из колеи, хотя, кто знает...
1988: волевая победа Янника Дальма над Филиппом Альо
1989: триумф Альо над своими напарниками
1991: неоднозначный реванш Эрика Бернара в борьбе с Агури Сузуки
1992: доминирование Бертрана Гашо над Юкио Катаямой
1993: еще один выигрыш Филиппа Альо теперь уже у Эрика Кома
1994: победа Эрика по отношению ко всем напарникам