Бойцы невидимого фронта 15. Стюарт/Ягуар
В cередине 1990-х годов ситуация в Формуле-1 несколько напоминала сегодняшнюю, если говорить об интересе к чемпионату со стороны автоконцернов/инвесторов/просто желающих основать свой коллектив в Королевских гонках. Учитывая опыт бесчисленных команд-односезоннок, решительных людей в то время на этот шаг было крайне мало. Форти, Симтек, Пасифик, Брэбем и другие закончили бесславно свои истории буквально на днях.
Однако, что вам, если вы - трехкратный чемпион мира в Формуле-1, а ваш сын отлично разбирается в автоспорте, да еще и держит команду в Формуле-3000? То-то же. В конце 1996 года стало известно, что Пол и Джеки Стюарты основывают команду под своей фамилией на базе в Милтон-Кинсе, а главным партнером новой конюшни станет Форд. "Стюарт Гран-При" - заводская команда американского бренда.
Пилотами белого автомобиля с "россыпью" спонсорских наклеек стали отлично себя проявивший в Джордане Рубенс Баррикелло и тест-пилот МакЛарена, датчанин Ян Магнуссен. Если сейчас говорить о ненадежности Хонды, а с ней и МакЛарена, если говорить о том, что Макс Ферстаппен часто сходил с дистанции, то сложите эти две переменные и вы получите надежность Стюарта в 1997 году.
К цифрам: из 34 попыток добраться до финиша, Ян и Рубенс делали это на двоих всего 8 раз... Бразилец увидел клетчатый флаг всего трижды, но в волшебной гонке в Монако смог доехать до 2 места! Скандинав, кстати, тогда заработал 7 место. По чистой скорости проект из Милтон-Кинса был весьма неплох: Баррикелло не раз стартовал внутри первой десятки, выстреливал и второй пилот.
Большинство капитуляций было связано именно с отказами двигателей, что, впрочем, не стало поводом для разрыва дальнейшего сотрудничества. Команда, благодаря тому финишу в Монте-Карло, заняла 9 место в Кубке конструкторов, опередив Минарди и Тиррелл. Состав на следующий год сохранился.
Надежность возросла на однозначное число процентов, а вот мощь и прыть SF2 по отношению к предшественнику растерял. Стюарт в основном был за пределами первой дюжины на стартовом поле, но Рубенс все равно иногда блистал. К Гран-При Франции у уроженца Сан-Паулу было 4 очка за два 5 места, а в Канаде заработал свой единственный балл в карьере и Ян Магнуссен. Однако после того Гран-При был заменен на Йоса Ферстаппена...
Второй год закончился вновь обгоном Тиррелла и Минарди, а также переживавшего упадок Проста. При 5 очках 8 место. В команду приходит Джонни Херберт. Форд приобретает Косворт и делает новый двигатель для своих партнеров. Прогресс не заставил себя ждать. Помните Форс Индию образца 2009 года? Помните, как они смотрелись годом позже? Эта история из той серии. Аутсайдер стал середняком, а по чистой скорости иногда бросал вызов Феррари с МакЛареном.
Джонни и Рубенс набрали 36 очков, привели команду к 4 месту в Кубке конструкторов; британец победил в фантастической гонке на Нюрбургринге; бразилец трижды был на подиуме и завоевал поул-позицию, а также лидировал 67 кругов за чемпионат. Казалось бы, у Стюарта неплохие шансы в новом тысячелетии, но, к сожалению, очередное легендарное имя кануло в небытие: команду купил Форд, у Пола Стюарта был обнаружен рак, и теперь команда называлась Ягуар, базировалась в том же Милтон-Кинсе, окрашена изумрудным цветом, а движки и шасси по сути были те же.
Тот же был и пилот, но в пару к англичанину приглашен действующий вице-чемпион, североирландец Эдди Ирвайн. Сильная и опытная пара пилотов выступала абсолютно по-разному: Ирвайн выполнял роль Рубенса Баррикелло, а Херберт ощутимо дальше на старте да на финише. Эдмунд стал обладателем 4 места в Монако и 6 строчки в Малайзии, занял достойное 13 место, а Ягуар опередил все ту же Минарди и тот же Прост. Джонни Херберт завершил карьеру.
С менее опытным Лучано Бурти кашу в Милтон-Кинсе варили всего 4 Гран-При после чего за руль сел проверенный Педро де ля Роса. В отличие от предшественника испанец набрал очки в размере трех, но тоже смотрелся скромнее напарника, который доехал до подиума в "любимом" Монако и замкнул топ-5 в Индиане. Ягуар сделал шаг вперед, едва не дотянувшись до 7 места Бенеттона.
В одну калитку, подобно первому году, Эдди Ирвайном был разгромлен де ля Роса: 8 очков против нуля, подиум, постоянные победы во внутрикомандной борьбе, и вот уже Ягуар, хоть и набрал на 1 очко меньше, стал седьмой командой чемпионата. Вновь 1 очка не хватило до следующей ступени, коей был Джордан. Ирвайн так вовсе свою карьеру в Ф-1 завершил на 9 месте личного зачета, уступив Ярно Трулли... Да, то же одно очко.
Двухлетка Марка Уэббера была словно создана для раскрутки таланта австралийца. Он стабильно приносил очки, зачастую в одиночку, зарабатывал первый ряд, лидировал в гонке, разносил сначала Антонио Пиццонию, затем Джастина Уилсона, потом Кристиана Клина. Из 28 очков Ягуара за это время 24 - на совести будущего пилота Уильямса и Ред Булла. Два 7 места в Кубке конструкторов и четкая позиция в средней группе - заслуга уроженца зеленого континента.
В 2005 году Дитрих Матешиц основывает на базе Ягуара свою команду Ред Булл, нанимает Кристиана Хорнера, Хельмута Марко, оставляет Кристиана Клина, приглашает Дэвида Култхарда и делает многое-многое другое полезное для своего бизнеса. После четырех сезонов в середняках, будто вторя Ягуару, машины Эдриана Ньюи стали побеждать. Регулярно побеждать.
Возникают вопросы: "А что, если бы со Стюартом все было в порядке? Что, если они бы повторили долголетие Минарди или хотя бы Джордана? Нашли бы они место в сегодняшней Формуле-1? Тогда как бы мы узнали про Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккьярдо, Макса Ферстаппена, Даниила Квята и других?" Многое, если не все, в этом мире, видимо, отнюдь не случайно.
1997: разгром Рубенсом Баррикелло Яна Магнуссена
1998: победа бразильца над датчанином и Йосом Ферстаппеном
2000: доминирование Эдди Ирвайна над Джонни Хербертом