4 мин.

Бойцы невидимого фронта 14. Брэбем

Весьма неожиданно, пожалуй, помещать столь великую фамилию, столь великую команду и столь выдающихся пилотов в один ряд с Нараином Картикеяном и тому подобных, но все же за почти полувековую историю команды Джека Брэбема, а потом и Берни Экклстоуна бывали моменты, которые вполне уверенно можно окрестить, как черные. Брэбем за сезон не раз набирал считанное количество очков, но действительно явное и безусловное отнесение детища австралийца к аутсайдерам впервые пришлось на 1972 год.

Еще больше парадокса в этом случае добавляет тот факт, что дебютант того чемпионата, аргентинец Карлос Ройтеманн в первой же своей квалификации взял, да и выиграл поул-позишн! Исходя из почти 100%-ной монополии двигателей Форд в то время, уповать коллективы могли только на шасси и пилотов, коими на BT(n) являлись сам Грэм Хилл, Вилсон Фиттипальди (брат Эмерсона) и, собственно, Ройтеманн.

 

Восемь из двенадцати этапов Брэбем выводил на старт всех трех пилотов, но чемпион мира, родственник гения и будущее Формулы-1 смогли набрать только 7 очков, их финиши в основном приходились на 7-12 места. Учитывая систематические выступления только 9 команд в то время, Брэбем «с гордостью» занял 9 место в Кубке конструкторов, опередив только маленькие частные команды, что приезжали на Гран-При, словно на гастроли. К слову, Карлоса Ройтеманна можно было назвать настоящим лидером команды, хотя Грэм Хилл набрал баллов больше, и приходил в очковую зону чаще.

Затем, обладая такими кадрами, как все тот же Карлос, Джон Уотсон, Нельсон Пике, Карлос Паче, Ники Лауда и Риккардо Патрезе, Брэбем почти всегда был конкурентоспособен в гонках, за исключением лет сотрудничества с Альфа Ромео, когда итальянские движки были невероятно быстры в субботу, но чаще всех ломались днем позже. После ухода символа и легенды команды, двукратного чемпиона мира Пике начался настоящий кризис.

 

Брэбем тогда встал на путь «итальянизации»: остался в команде Патрезе, подписан был контракт с компанией Оливетти, резину поставляла Пирелли, а из Лотуса Айртона Сенны ушел Элио де Анджелис. Последний погибает в разгар 1986 года во время французских тестов. И без того, находившаяся не в самом завидном положении команда приглашает, казалось бы, быстрого Дерека Уорика. Два очка Риккардо - весь результат тогдашнего Брэбема. Двигатель БМВ даже в Мюнхене, наверное, не называли надежным, хотя не самым слабым. Патрезе переиграл Уорика и еще на год остался в команде.

Теперь в кокпитах находилось два уроженца Апеннин: Андреа де Чезарис составил пару соотечественнику. В 1987-ом оба, несмотря на ужасную надежность, умудрились по разу добраться до подиума, и завершить, кажется, историю легендарного коллектива. Брэбем берет перерыв и возвращается в 1989-ом с бесславным двигателем Джадд, но зато со Стефано Моденой и Мартином Брандлом, что набирают 8 очков на двоих, доводят вернувшуюся конюшню до 8 места, а итальянец вовсе приносит очередной пьедестал.

 

Это, быть может, последнее светлое пятно в истории Брэбема. За 1990-1992 гг. Джадд, Ямаха, а потом еще раз Джадд в совокупности с ужасным шасси стали причинами апофеоза краха: бесчисленное количество не пройденных квалификаций и сходов очень быстрых пилотов, выступавших в то время за Брэбем - Стефано Модены, Мартина Брандла, Марка Бланделла и Дэймона Хилла. Заключительный свой сезон в истории команда провела на половину, стартовав лишь трижды (два старта у Хилла, один - у ван де Пуле).

То утихающий, то возрождающийся кризис Брэбема после ухода Нельсона Пике имел одну неоспоримую черту - плановое развитие. Проблемы после 1985 года то уходили, то приходили вновь, но всегда в каком-то своем количественном и качественном выражении существовали с командой. Несмотря на ужасающий закат, коллектив Черного Джека навсегда останется легендарной конюшней, творцом многих титулов, побед и подиумов.

 

1972: ничья между Хиллом и Ройтеманном

1986: победа Патрезе над Уориком

1990: триумф Стефано Модены над Дэвидом Брэбемом

1991: паритет Брандла и Бланделла

1992: ...