4 мин.

Бойцы невидимого фронта 12. Лижье

Будучи кузницей талантов, побед и славы французских сынов и такого же происхождения техники, Лижье не знала горечь фиаско вплоть до 1983 года, когда возвращение к двигателям Форд и приглашение второго нефранкоговорящего пилота в истории детища Ги (бразильца Рауля Безеля) в состав команды стали причинами упадка, правда, лишь на сезон.   

Напарником Рауля стал ветеран Жан-Пьер Жарье, и, стоит признать, что оба пилота выглядели на примерно одном уровне, хотя француз был несколько лучше. Очков заработать ни тому, ни другому не удалось, и лучшим результатом стало одно 7 место у каждого из гонщиков. Лижье была практически самой худшей командой по итогам чемпионского для Нельсона Пике сезона.     

Дуэт Франсуа Эсно и Андреа де Чезариса при использовании двигателей Рено вновь не дали результата, хотя свет в конце тоннеля уже показывался. Итальянец и француз набрали на двоих 3 очка, частенько были запротоколированы в первой десятке, но нужно учитывать факт постоянной дисквалификации пилотов Тиррелла. Лижье заняла лишь 10 место в Кубке конструкторов.   

Два последующих сезона работы с Пирелли принесли большие плоды: Рене Арну, Жак Лаффит, Андреа де Чезарис, Филипп Стрейфф и Филипп Альо набрали за это время 52 очка и заработали 6 подиумов, вернув французскую конюшню в среднюю группу. После расставания с Рено началась пятилетняя эпоха застоя и кризиса, когда с 1987 по 1991 гг. гонщики из Абреста набрали всего 4 очка.

 

Пьеркарло Гиндзани и все тот же Арну с двигателями Мегатрон частенько оказывались рядом с очковой зоной, но финишей оказалось достаточно мало. Мегатрон был явно не самым надежным движком в конце 80-х. 

Заключительные годы в Формуле-1 для Рене завершились тем, что ни вышеупомянутый Мегатрон, ни еще хуже качества Джадд, ни даже Форд не смогли дать возможность французу, его напарникам (Стефану Йоханссону и Оливье Груйяру) постоянно выходить на старт и бороться за достойные места. Говоря об атмосфере внутри команды, то некогда один из лучших пилотов начала 1980-х не оставлял шанса Гиндзани и Йоханссону, а вот с соотечественником совладать мог нечасто.

После ухода настоящего символа французского автоспорта дела, тем не менее, в гору не пошли: в 1990-1991 гг. Никола Ларини с Филиппом Альо  и Тьерри Бутсен с Эриком Кома не набрали очков за два сезона, хотя надежность Форда и Ламборджини была приличной. Если борьбу Ларини и Альо можно было назвать  равной, то бельгиец уверенно переиграл француза годом позже.

Выход из кризиса пришелся на год возобновления сотрудничества с Рено в 1992 году, когда французские мотористы прокладывали первые после эпохи Алена Проста шаги к возвращению на олимп Формулы-1. Тьерри не смог вновь доминировать над напарником, и Эрик переиграл своего оппонента. Всего на двоих пилоты набрали в том сезоне 6 очков, что на два больше, чем за предыдущие 4 года в сумме...

Последняя четырехлетка в истории великой французской команды была отмечена сотрудничеством все с тем же Рено и Хондой. Эти альянсы давали великолепные результаты: Оливье Панис сумел выиграть феноменальную гонку в Монако; он же, Мартин Брандл, Эрик Бернар и Марк Бланделл принесли в сумме еще 7 подиумов, когда как команда не спускалась в Кубке конструкторов ниже 6 места. Дальнейшая судьба коллектива была связана с фамилией легендарного Алена, о проекте которого вы еще прочитаете.

Лижье, безусловно, попала в историю как вторая французская команда после Рено, однако, если учитывать отсутствие собственного завода и безграничного финансирования, то удельный вес успехов подопечных Ги был, как минимум, сравним с пилотами из Вири. Конечно, реальным шансом стать лучшими Лижье, Жак Лаффит, Дидье Пирони и погибший Патрик  Депайе на изломе десятилетий (1970-1980-х) воспользоваться не смогли. Дальнейшая же история команды показывала, насколько важно порой было иметь достойные двигатели, что актуально и поныне, не правда ли?

1983: волевая победа Жарье над Безелем

1984: триумф де Чезариса над Эсно

1987-1988: доминирование Арну над Гиндзани и Йоханссоном

1989: поражение Рене от Груйяра

1990: паритет Ларини и Альо

1991: победа Бутсена над Кома

1992: реванш Эрика