Квят может перейти в «Формулу-Е». Что это за гонки?
Это будущее автоспорта.
После расставания с «Формулой-1» и системой «Ред Булл» от Даниила Квята практически почти не поступало новостей. Шансы на продолжение карьеры в «Ф-1» стремительно таяли: свободный кокпит остался только в «Уильямсе», а конкуренты превосходили уфимца по спонсорской поддержке и раскрученности. Отсутствие каких-либо известий уже беспокоило, пока, наконец, не пришла эта новость.
Судя по имеющейся информации, Даниил ведет переговоры с двумя неназванными командами «Формулы-Е». Речь пока идет не об участии в чемпионате, а о прохождении тестов для новичков, запланированных на декабрь в Марракеше. Без них в электрогонки не попасть: слишком велики различия между техникой «Ф-1» и «Ф-Е» (разное количество передач, функций силовых установок и рекуперации энергии). Лишь по результатам марокканских заездов Квят сможет претендовать на контракт в одной из команд.
Что это вообще за серия?
Глядя на современные тенденции развитых стран, переходящих на гибриды и электрокары, можно смело сказать: «Формула-Е» – гонки будущего. Чемпионат постоянно развивается, привлекает новых спонсоров и площадки для заездов — и уже пользуется определенной популярностью среди болельщиков. Например, на последний Электропри Гонконга пришли примерно 35 тысяч фанатов, что неплохо для турнира, существующего всего четвертый год. Просто благодаря «зеленым технологиям» и повышенной экологичности серия чуть ли не единственной в мире с легкостью прокатывается по центрам самых больших и красивых мегаполисов мира. Помимо Гонконга, электрокары навестили Буэнос-Айрес, Монако, Париж, Берлин, Нью-Йорк, Монреаль, Пекин, Берлин, Лондон и даже Москву. На очереди исторический заезд по Цюриху, который вернет в Швейцарию гонки, запрещенные там еще в 1955 году после крупной аварии на «Ле-Мане». Власти сделали послабление именно для электромобилей и только для них.
Более того, уже не один месяц в Европарламенте ведутся споры о возможном запрете продажи машин с двигателями внутреннего сгорания на территории ЕС после 2022 года. В таких условиях автоконцерны проявляют все больший интерес к «Формуле-Е»: там уже соревнуются «Ауди», «Рено», «Вентури» (марка люксовых электрокаров из Монако, принадлежащая Леонардо ДиКаприо), «Ягуар», «Махиндра», «Пенске», NIO и DS. Со следующего сезона к ним добавятся «Порше», БМВ, «Мерседес» и «Ниссан», что расширит чемпионат еще сильнее и создаст уникальную концентрацию крупнейших автопроизводителей в рамках одной серии. «Ф-Е» уже уверенно конкурирует с «Ф-1»: недавно компания «Хьюго Босс» прекратила действие спонсорского контракта с чемпионом старшей серии «Мерседесом» и начала поиск партнера среди электрокоманд – и это только начало.
Конечно, в таких условиях коллективы из «Ф-Е» стараются забрать лучших свободных пилотов. Например, Сэма Берда (бывший тестер «Мерседеса» и чемпион мира по гонкам на выносливость в классе LMP2), Феликса Розенквиста (побеждал в «Формуле-Рено 2.0», «Формуле-3» и дважды в Макао), Эдоардо Мортара (тоже чемпион «Ф-3» и аж пятикратный победитель Гран-при Макао (трижды — в классе ФИА ГТ), победителей «Ле-Мана» Оливера Терви и Нила Джани, лучшего пилота последних лет по баллам ФИА Себастьяна Буэми, обладателя семи титулов от «Ле-Мана» до «Суперформулы» Андре Лоттерера и многих других. Там соревнуется мощная компания.
У «Формулы-Е» есть неповторимый колорит
Пока многие серии десятилетиями соревнуются по одним и тем же лекалам, недавно созданные электрогонки позволяют себе эксперименты. Например, с «лотерейным» форматом квалификаций: гонщиков делят на четыре группы по пять человек и дают каждой по 6 минут, чтобы показать лучшее время прохождения трассы — после чего пятеро лучших пилотов попадают в Супер-поул, где и выясняют обладателя первого стартового номера (за который дают три бонусных балла). Благодаря этой системе в квалификации часто происходят сенсации.
Для оценки лучшего круга тоже придумана сложная схема: здесь один балл получает обладатель лучшего времени петли среди первых десяти финишировавших гонщиков.
Прогревочных кругов в заездах тоже нет: емкость аккумуляторов ограничена, и никто не хочет тратить энергию на дистанцию, не идущую в зачет. Вместо них дирекция ввела забавные прогревочные проезды: участники строятся примерно за 20 метров до своих стартовых позиций и просто подъезжают на решетку перед началом гонки.
Заигрывают и с фанатами, позволяя им вмешиваться в ход Электропри. Перед каждой гонкой болельщики голосуют в соцсетях за любимого пилота, и тройка самых популярных получает возможность разогнать машину в гонке до квалификационных мощностей на три секунды.
Про знаменитые забеги из болида в болид на пит-стопах и говорить нечего. Они не только выглядят забавно, но добавляют немного уникального шарма и чуть-чуть историчности: раньше при стартах пилоты бежали к своим машинам.
«Формула-Е» быстро развивается
Ее запустили всего три года назад, но она уже прошла долгий путь улучшений и технологичного подъема. Сперва «Ф-Е» была фактически моносерией с одинаковым для всех шасси «Спарк SRT_01E» и силовой установкой от «Рено», но затем командам разрешили проектировать собственные электродвигатели, инверторы, системы охлаждения и коробки передач.
В нынешнем сезоне максимально возможную гоночную мощность подняли с 170 до 180 килоВатт, а в 2018-м будет еще интереснее. Тогда в серии как раз появится новая порция автопроизводителей, конструкторам разрешат проектировать собственные шасси и заменят батареи от «Уильямса» на улучшенные агрегаты «Макларена». С ними болиды смогут проезжать всю дистанцию Электропри без перебежек из машины в машину, и пит-стопы приобретут более традиционный вид, а компании развяжут настоящую гонку вооружений. Именно «Формула-Е» обещает стать гоночным инновационным центром на ближайшее десятилетие.
И Квят туда впишется?
Конечно — и по способностям, и по имиджу. В электросерии охотно подписывают бывших пилотов «Формулы-1»: от Нельсиньо Пике и Ника Хайдфельда до Лукаса ди Грасси и Жерома д’Амброзио, выступавших в «Ф-1» на ужасных аутсайдерских тракторах вроде «Маруси». В то же время выходцы из «Торо Россо» и системы «Ред Булл» Жан-Эрик Вернь и Себастьян Буэми просто рвут турнир, регулярно сражаясь за поулы, победы и титулы — так что Квят, вполне соответствующий французу со швейцарцем по уровню таланта, запросто включится в борьбу за самые высокие места. Нужно только привыкнуть к новой технике, что не у всех сразу получается: Андре Лоттерер, Камуи Кобаяси и Нил Джани, несмотря на свой обширный опыт, пока выглядят аутсайдерами из-за сложности машин. Но адаптация — всего лишь вопрос времени.
Также Даниил привлекательно выглядит для серии в коммерческом плане, ведь однажды «Ф-Е» уже приезжала в Россию. Если лучший пилот в истории страны перейдет именно к ним, то «электронщики» запросто могут решиться на возвращение — и прокатить местного парня по Красной площади.
Для Квята найдется место?
Вместе с приходом новой порции автопроизводителей «Формулу-Е» ждет очередное расширение и перетасовка рынка пилотов, но Даниилом могут заинтересоваться некоторые команды уже сейчас. Места «в минимум двух коллективах» теоретически действительно есть.
Например, у «ДС Верджин» в составе есть не только временами выигрывающий Берд, но и средний пилот Алекс Линн, который состоял в системе «Ред Булл» и конкурировал с Квятом и Сайнсом за место в «Торо Россо». После неудачи с попаданием в «Формулу-1» англичанин покинул программу «быков» и с тех пор не стал сильнее: в «Ф-Е» Алекс тоже пока уступает напарнику по скорости.
Вызывает вопросы и подопечный Марка Уэббера Митчелл Эванс, который после триумфа в GP3 уже почти пять лет не выигрывал чего-то серьезного. Вряд ли заводская команда «Ягуара» может качественно выстроиться вокруг него и Нельсиньо Пике.
32-летний немец Маро Энгель из «Вентури» тоже не имеет серьезных успехов, но временами демонстрирует отличный темп. Если концерну ДиКаприо надоест терпеть нестабильность и захочется взять местного монегаскского парня, то у Квята есть все шансы (Даниил уже давно живет в Монако).
Американская команда «Дрэгон», в свою очередь, не выглядит фаворитом, серьезно проиграв конкурентам в скорости за последний сезон – потому д’Амброзио провалился с четвертой позиции общего зачета аж на 18-ю. Однако его напарник Джани все равно пока выглядит очень плохо. Владельцы вполне могут задуматься о его замене после еще одной неудачной гонки.
Но есть кое-кто и похуже. 32-летнего итальянца Луку Филиппи из «НИО» вообще можно смело назвать самым слабым пилотом в нынешней «Формуле-Е»: один подиум за четыре года в «Индикаре» явно с достижениями Квята и близко не сравнимы. Его команда пока не демонстрирует чемпионский темп, но именно в ее составе Пике-младший выиграл первый титул в истории серии — так что соответствующие традиции у них имеются.
Лука Филиппи
Почти без сомнений названия тех самых «минимум двух команд» присутствуют где-то на этой странице — и большой удачей для Даниила был бы интерес «ДС Верджин», «Ягуара» или «Вентури». Эти коллективы обладают боеспособной техникой, готовой к рывку за победами уже сейчас, чего так сильно не хватало русскому в последние два года в «Ф-1».
Идеальным вариантом для Квята стало бы приглашение в «Ягуар». Богатый концерн уже серьезно прибавил за последний сезон, выбравшись из подвала турнирной таблицы и завоевав первый подиум. Если Даниил получит место в «Ягуаре» и сможет стать его лидером, то реабилитируется за все неудачи в «Формуле-1» и превратится в лицо новой серии, сменив несдержанного грубияна Буэми. На самом деле, отличный вариант развития карьеры.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Alastair Staley/LAT Images/FIA Formula E Series, Zak Mauger/LAT/Formula E; globallookpress.com/imago/Eibner Europa, Dennis Van Tine/imago/Future Image, Giuseppe Ciccia/NurPhoto
А это всё - пройденный этап