Бойцы невидимого фронта. Верджин/Маруся/Мэйнор
В конце прошлого десятилетия на фоне мирового финансового кризиса тогда еще Макс Мосли и ФИА проявили инициативу увеличить число тогда 10-11 команд до 13. Поворотным моментом в этой истории сначала стал уход Супер Агури, затем Хонды, Тойоты и БМВ. В какой-то степени начинаниям президента повезло, и Хонда преобразовалась в Браун (потом в Мерседес), а Заубер в 2010-ом стал независимым от БМВ, любимым, как и раньше, клиентом Феррари.
Заявки на участие в чемпионате тогда одобрили только для трех коллективов, об одном из котором скажем прямо сейчас - Мэйнор Моторспорт, который будет известен такими словами и их сочетаниями, как «Верджин» и «Маруся». Итак, в 2010 году на старт вышли в достаточно симпатичной окраске бывший пилот Тойоты Тимо Глок и бразилец Лукас ди Грасси. Разница в классе на бумаге была налицо.
Сезон-2010 начался для коллектива не самым радужным образом: два двойных схода при заметном отставании в скорости другому новичку чемпионата - Лотусу, где состав был очень даже сильным. Подытоживая 2010 год для Верджина, надо сказать, что Тимо Глок сошел с дистанции в 19 Гран-При 9 раз, в большинстве случаев из-за технических неполадок. Напарник немца же на 3 раза меньше, при том, что в Японии ди Грасси не стартовал вовсе.
Что касается непосредственной борьбы на трассе, то Верджины при обоюдных финишах занимали места впереди друг друга равное количество раз (4:4). В квалификациях счет оказался разгромным в пользу более опытного бойца 16:3, что тоже не столь удивительно. К началу нового сезона было объявлено, что Маруся становится держателем контрольного пакета акций, шасси, имя команды и «прописку» коллектив меняет, благодаря усилиям Николая Фоменко. Лукас ди Грасси был заменен бельгийцем, тест-пилотом команды Жеромом д’Амброзио, возможно из-за нескольких ошибок в течение сезона. Выступление бразильца на фоне тогда еще сильного пилота Тимо Глока было достойным, а свою состоятельность Лукас доказал на полотнах Формулы Е. К слову, Верджин занял последнее место в Кубке конструкторов, уступив и Хиспании, и Лотусу.
В 2011-м надежность машины была куда выше. Тимо и Жером из-за технических проблем не смогли финишировать на двоих только 4 раза + 3 схода по иным причинам. Глок увереннее выступил, нежели в прошлом году, уверенно опередив своего оппонента в подавляющем большинстве случаев. Квалификации также остались за немцем (15:4). Жерому д’Амброзио не нашлось места в кокпите на следующий сезон, который мог не состояться и для команды. Проблемы с подготовкой и публикацией автомобиля, уход кадров, страшная авария Марии де Вильоты. Но на старт в марте 2012 года Маруся была все-таки выставлена снова в ранге худшей команды прошедшего сезона.
В последнем сезоне в карьере для Тимо Глока немцу противостоял француз Шарль Пик. Стоит признать, что по воскресеньям новичок оказал достойное сопротивление стареющему ветерану, который едва ли смог выиграть внутрикомандную борьбу в смысле финишей впереди напарника. Впрочем, Глок сошел за сезон лишь единожды, а Шарль сделал это в шести случаях, правда почти всегда из-за проблем технического толка. В субботу все было также однозначно, что и раньше — 14:5 в пользу опыта. Глока, ушедшего в ДТМ, и Пика, отправившегося в Кетерхэм, заменил тест-пилот англичанин Макс Чилтон и слушатель Академии Феррари француз Жюль Бьянки.
Начав сезон в ранге 11 команды чемпионата (ХРТ закончила свое «славное существование»), Маруся столкнулась с тем, что Жюль Бьянки полностью доминировал над Максом Чилтоном, уничтожая его как в воскресенье (14:2), так и в субботу (16:3). Правда, у Макса было одно великолепное качество - он добирался до финиша во всех гонках сезона, когда как Жюль сходил с дистанции 3 раза, однако дважды по техническим причинам. Маруся смогла завершить, казалось бы, лучший сезон в своей истории впереди Кетерхэма на 10 месте, когда как в прошлом году Виталий Петров защитил свою 11 строчку в Бразилии от колес Шарля Пика. Состав на начало гибридной эры Маруся сохранила.
Теперь в распоряжении Жюля и Макса был двигатель Феррари, который оказался едва ли не хуже двигателя Рено, стоявшего у главных конкурентов - Кетерхэма. Первая треть сезона сложилась для Чилтона намного лучше прошлого года, он мог посоперничать с Бьянки, но в Монако француз сделал то, что до того майского дня не представлялось возможным на столь неконкурентоспособных автомобилях. Будущее французского автоспорта пришел на 8 место к финишу, однако был оштрафован на 5 секунд, но, тем не менее, классифицирован девятым, заработав 2 очка! В условиях того года это означало, что Кетерхэм и Заубер были обречены на то, чтобы довольствоваться 10-11 местами.
К сожалению, в Канаде на первом же секторе гонки оба пилота столкнулись друг с другом, и Макс прервал свою серию финишей. В Японии произошло самое страшное событие в Формуле-1 за 20 лет, про это говорить и вспоминать нет никакого желания. Жюль Бьянки был удивительным человеком и отличным гонщиком, у которого были огромные шансы сейчас бороться за победы наряду с Феттелем и Мерседесами.
За 15 этапов пилоты на двоих сошли 5 раз, включая аварию в Сузуке, Бьянки финишировал впереди напарника при девяти обоюдных финишах в восьми случаях. Квалификации француз выиграл 11 раз против 4. В России Маруся провела свой последний этап в истории, пережила с изменением названия на почти первоначальное «Мэйнор Маруся» несколько месяцев внешнего управления, выставила на старт второго Гран-При сезона-2015 прошлогоднее шасси, управляемое британцем Уиллом Стивенсом и испанцем Роберто Мери.
Стивенс выиграл квалификационную дуэль со счетом 10:4, Мери же был заменен американцем Александром Росси, который у себя на родине повторил лучший результат испанца в сезоне - 12 место, выиграл квалификации у Уилла 3:2, финишировав впереди напарника трижды в четырех гонках при обоюдных финишах. Что касается сравнения Стивенса с Мери в гоночном смысле, то Роберто выступил на равных с британцем, проиграв только 4:5. Подводя черту того сезона, можно сказать, что Мэйнор был той командой, которая только присутствовала на трассе, дабы побороться с кем-то у нее никак не выходило: Заубер прибавил, а МакЛарен настолько сильно не деградировал с Хондой.
Последний сезон в истории этого коллектива пришелся на седьмой по счету, 2016 год. КПП от Вильямса, двигатель Мерседес, новое шасси, деньги из Индонезии за Рио Харьянто, подающий надежды Паскаль Верляйн - те многочисленные активы, которыми должен был воспользоваться Мэйнор. Забегая вперед, скажем, что усилиями Верляйна команда заработал в Австрии 1 очко, почтив обеспечив себе заветное 10 место, но в Бразилии чудо-гонка от Фелипе Насра все-таки вывела Заубер в топ-10, обрекая Мэйнор на смерть, а Заубер на спасение.
Рио Харьянто провел в Ф-1 12 Гран-При, в которых он трижды не добрался до финиша, четырежды выиграл квалификацию у напарника, ни разу не финишировав впереди него. Индонезийца заменил француз Эстебан Окон, еще один протеже Мерседеса. Эта дуэль должна была сравнить обоих пилотов на предмет задела на будущее в Форс Индии/Вильямсе/Мерседеса. В квалификации борьбы не получилось - 7:2 в пользу Верляйна, а в гонках Паскаль смотрелся скромнее, уступив со счетом 3:4. В конце сезона в Форс Индии и Мерседесе предпочли молодого, менее опытного, стабильного француза немцу, который творил чудеса на мертвом Мэйноре, и не прогадали.
2010: неоднозначная победа Тимо Глока над Лукасом ди Грасси
2011: более очевидный триумф немца над Жеромом д’Амброзио
2012: уверенное доминирование ветерана по отношению к Шарлю Пику
2013-2014: разгром Жюлем Бьянки стабильного Макса Чилтона
2015: победа Уилла Стивенса над Роберто Мери
обоюдоострая борьба британца с Александром Росси
2016: уничтожение Рио Харьянто Паскалем Верляйном
развеивание вышеуказанного тезиса Эстебаном Оконом