6 мин.

Безопасность пилотов в Формуле-1

Формула 1 самая дорогая ветвь моторспорта, также она удостоена звания самой безопасной.

С тех пор как первые гонщики Formula 1 выехали на мировые треки на своих высокопроизводительных автомобилях изменилось многое. И лишь один момент остался неизменным - скорость, до которой разгоняются эти высокотехнологичные спортивные снаряды. Год от года гоночные болиды становятся быстрее и динамичнее. Как сказал Фернандо Алонсо, пилоты «иногда забывают, что они едут со скоростью 300 км/ч», ситуация, в которой любое незначительное столкновение может обернутся большой аварией.

формула 1

К счастью для испанского пилота и мирового автоспорта, происшествие на 2016 Formula 1 Australian Grand Prix было лишь «гоночным инцидентом». По крайней мере такой термин использовал Алонсо для описания своей ситуации. Это явно показывает насколько гонщики доверяют современным болидам Формулы 1 и насколько FIA (Международная автомобильная федерация) ужесточила регулирование правил безопасности.

Для кого-то покажется парадоксальным, но именно благодаря продуманности всех систем безопасности, пилоты осознанно идут на больший риск, они разгоняют свои одноместные автомобили с открытыми колесами до огромных скоростей.  

Formula 1 не всегда была безопасной

формула 1

Первые меры безопасности были введены в Формуле 1 примерно через десять лет после того, как состоялась первая гонка. Практика подачи сигналов при помощи флажков была введена три года спустя, тогда же впервые были применены автомобильные противопожарные системы в конструкции топливного бака. Через годы противопожарная система перешла в серийное производство самых дорогих люксовых авто.

Начиная с 1963 года, водители F1 обязаны носить огнестойкие костюмы. Первый драйвер использовавший закрытый шлем фулфейс был Дэн Герни, в 1968 году, во время практики на Гран- При Великобритании. С самого начала развития мер безопасности в этом виде спорта, команды сосредоточились на возможности водителя быстро покинуть кабину и предотвращения возгорания. 1972 год принес еще несколько улучшений- подголовники и красные задние фонари, а также обязательные шеститочечные ремни безопасности.

Спустя три десятилетия после проведенной первой гонки Формулы 1, в 1980 году, стало обязательным постоянное присутствие врачей на гоночных треках, на случай если… Как раз за год до этого, политы Ники Лауда, Карлос Ройтман и Марио Андретти начал выступать в соревнованиях в новых пятислойных комбинезонах, сделанных из несгораемого материала, похожего на тот, который используются в НАСА. 

Безопасность 21 века

В 1981 году на стартовую решетку выкатили McLaren F1, новый вид автомобиля в котором была использована новая технология известная как монокок. Почти 20 лет супертехнология пылилась в виде чертежей, она была изобретена Колином Чепменом еще в 1960- х. С тех пор развитие монококов не прекращалось. Современные разработки за счет применения передовых материалов позволяют обеспечивать высокий уровень безопасности даже с использованием открытой кабины.

 

формула 1

Это продемонстрировала клетка безопасности в автомобиле Алонсо, вся конструкция, созданная для защиты водителя от пагубного влияния удара, выдержала нагрузки, в то время как остальная часть автомобиля была разрушена.

В 2000 году, кевларовое волокно стало обязательным материалом, которым обшивались внутренние стенки кабины. Это препятствовало проникновению посторонних предметов при соударении. Три года спустя, система HANS («Head And Neck Support», поддержка головы и шеи) стала обязательной для всех водителей Королевских гонок. Последняя была представлена в 2001 году, но в настоящее время рекомендуется во всех видах автоспорта, для предотвращения хлыстовой травмы шеи.

Для дальнейшего развития темы безопасности был создан комитет безопасности, в который вошли бывшие гонщики Формулы 1. Цель создания комитета- помочь стюардам в принятии решений касающихся гоночных инцидентов. На каждом Гран При обязаны присутствовать три стюарда от FIA в обязанности которых входит обеспечение безопасности и следования строгих правил.

В 2011 году FIA предписал уменьшить размеры ролл-баров для автомобилей Формулы- 1. Система крепления колес также была усовершенствована для предотвращения вылета шин и колес на трассу после столкновения. Еще одно важное новшество безопасности касалось шлема. В него был включен новый элемент, сделанный из нового материала, полосы в верхней части козырька, основной составляющей которой стал Zylon.

Полоса, сделанная из материала Zylon в два раза, упрочила шлемы Формулы- 1 путем укрепления самого слабого места этого жизненно важного оборудования безопасности пилота, поликарбонатового забрала.

За два года до того как было введено правило, Фелипе Масса получил перелом черепа в квалификации Hungarian GP 2009 года, после того, как пружина от задней подвески Баррикелло ударил его по голове, пока он ехал со скоростью около 281 км/ч. К счастью трагедии удалось избежать.

Zylon представляет собой синтетический полимер, который имеет прочность на разрыв в 1,6 раза больше, чем кевлар. Он также используется в марсаходах, теннисных ракетках, сноубордах, а также применяется в различных медицинских целях. С 2007 года в Формуле- 1 этот материал начал использоваться вместо карбона. Именно он в обязательном порядке должен защищать кузов от пробития.

Безопасность F1 и серийные автомобили

Как и в дорожных автомобилях, безопасность машин Формулы 1 состоит из сочетания элементов, которые работают вместе для защиты водителя. Общие элементы между дорожными автомобилями и гоночными машинами - ремни безопасности и зоны деформации.

В то время как у автомобилей F1 в кабине присутствуют обязательные шеститочечные ремни безопасности, в дорожных машинах стоят обычные трехточечные ремни. Оба варианта могут быть отстегнуты водителем одной рукой, что обеспечит быстрое покидание автомобиля после аварии, а также упрощенное использование в повседневных ситуациях.

Противопожарная защита является еще одним элементом который значительно улучшился как благодаря гонкам, так и благодаря автомобилям в серийном производстве. Развитие длилось долгие 60 лет и продолжается до сих пор. Существует два пути предотвращения возгорания:

В то время как у гоночных автомобилей на борту стоят огнетушители активируемые при помощи кнопки, а их включение маршал может произвести удаленно самостоятельно, у современных серийных машин установлены специальные топливные баки, предназначенные для предотвращения утечек топлива даже от серьезного удара. При ударе также автоматически отключается вся система подачи топлива.

 

ф

F1 водителей на сегодняшний день являются более безопасными, чем, когда- либо, и мы надеемся, что нововведения, используемые на них в скором времени, будут использоваться в других областях автоспорта. К примеру, некоторые технологии уже сейчас применяются на автомобилях World Rally Championship.

Какие системы безопасности от F1 не могут быть использованы в современных серийных автомобилях?

Прежде всего это шеститочечные ремни безопасности. Несмотря на то, что это самый высокий стандарт в автомобильной безопасности, он не может быть применен в производстве транспортных средств, используемых на дороге из-за его сложности, наряду с существенным ограничением движения, которое появляется из-за очень жесткой фиксации.

То же самое относится к системе HANS, блестящему решению для защиты шеи водителей. Система защиты никогда не станет распространена из-за того, что для нее требуется шлем и она серьезно сковывает движение, что также не подходит для дорожного использования. Само собой разумеется, в дорожных версиях автомобилей не будут применяться и шлемы, вместо них чудеса творят современные подушки безопасности.

Вторая система- само сиденье. Водители F1 используют сиденья, которые произведены по форме их тела (пилотам приходится соблюдать строгую диету, чтобы всегда оставаться в нужной форме, в форме кресла…). Сидения позволяют извлекать водителя после аварии без перемещения его из кресла, что позволит избежать травмы позвоночника. Естественно, система подходит только для транспортных средств с открытой кабиной.

Клетка безопасности является концепцией, которая успешно применяется в производстве транспортных средств, но не в том же виде, как в автомобилях Формула - 1 и не из тех же материалов. В Королевских гонках все сложнее, изысканнее и конечно же дороже.

Первоисточник: