Глава 2. Выбор фототехники для спортивного фоторепортажа
Параллельно с выбором одежды и планированием своего путешествия я занимаюсь подбором комплекта фотоаппаратуры. Фотоаппараты и фотоаксессуары, всё, что может мне понадобиться во время фотосъёмки соревнований, должно быть в зоне доступа. В тоже время я с собой беру только необходимые фотопринадлежности.В противном случае вес саквояжа составлял бы более 30 кг.
Фото 1: объективы Canon, которые японская компания предоставляет фотографам во время проведения гонок Гран-При по всему миру
Вес всей фотоаппаратуры может доходить и до 50 кг. Однако лучше ограничиться 10-12 кг, что не сильно нарушает мобильность передвижения. Очень многое при сборе саквояжа с аппаратурой зависит от того, какие соревнования предстоит снимать, от поставленных задач.
В 2012 году итоги моего первого сезона в качестве гоночного фотокорреспондента заставили задуматься о планах на будущее и осмыслить произошедшие за несколько месяцев события. С одной стороны, за столь короткое время мне удалось посетить три мировых первенства по авто и мотоспорту, этапы которых состоялись в России. Под прицел моего любительского фотоаппарата попали «World Series by Renault», «World Superbike», «FIA GT1 World Championship» и «FIA GT3 World Championship». Изучение спортивного фоторепортажа я начал осваивать на практике, без чьей-либо практической помощи. Как и чем живёт автодром во время проведения соревнований, расписание заездов и различных мероприятий, планирование времени фотосъёмки, работа в паддоке и в боксах. Полученные в эти месяцы знания легли в основу моей работы на гонках в последующие годы.
Фото 2: фотограф снимает пилотов "Формулы-1" на подиуме в Монако, 2017 год. Самое главное успеть к подиуму вовремя!
С другой стороны, встал резонный вопрос перехода на новую профессиональную фототехнику. Снимать следующий сезон на любительскую фотокамеру было как минимум неразумно и непродуктивно. Уже на этапе «FIA GT1 World Championship» резко обострилось ощущение недостаточности имеющейся фототехники. Анализ фотоснимков показал, что ресурсы Canon EOS 600D себя исчерпали. Там, где фотография могла бы получиться качественной, пригодной для печати, моя камера и объектив не справлялись. Я сравнивал работы коллег-репортёров, снимавших на Canon EOS 1D Mark IV. Казалось, настройки были почти идентичны, также, как и точки съёмки, но итоговые фотоснимки совершенно разные по резкости, цветопередаче, детализации.
Фото 3: так перемещаются по паддоку "Формулы-1" фотографы во время Гран-При России
Фото 4: фотограф Марк Саттон снимает даже на ходу...
Профессиональная фототехника – залог успешной работы
Для фотокорреспондента важно, чтобы техника не дала сбой при работе на гонках. Спортивные мгновения, не запечатлённые на камеру, уже никогда не повторить. В этом заключается специфика спортивного фоторепортажа – необходимо не упустить, успеть сделать фотокадр в нужный момент. Я беру с собой обычно две фотокамеры. Сейчас это связка из Canon EOS 1Dx и Canon EOS 5D Mark III. Выбор оптики для фотосъемки зависит от бюджета фотографа.
Фото 5: Ого! Вот это "бабина"! :)
На гоночные соревнования я могу с собой взять такие объективы: Canon 400mm f/2.8L IS II USM, Canon 24-105mm f/4L IS USM, Canon 70-200mm f/2.8L IS II USM, Canon 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM (в двух модификациях, первой и второй), Canon 16-35mm f/2.8L III USM и некоторые другие модели объективов от классических 50 mm до 135 mm. На соревнованиях «Formula-1» некоторые фотографы предпочитают использовать Canon 600mm f/4L IS II USM. Например, известный фотограф «Formula-1» Кит Саттон, по его словам, использует в своей работе следующее оборудование: Canon 16-35mm f/2.8L III USM, Canon 24-70mm f/2.8L II USM, 70-200mm f/2.8L IS II USM, Canon 300mm f/2.8L IS II USM, Canon 600mm f/4L IS II USM c Canon EF 1.4x конвертером.
Фото 6: уделить внимание детальной съёмке различных гоночных или окологоночных вещей излюбленное занятие многих фотографов "Формулы-1" и на них есть спрос
В состав набора входит и экстендер Canon EF 1.4x III, которые позволяет сохранить максимально возможную резкость, в отличии от Canon EF 2x III модификации. С собой я беру и фотовспышку, однако её практическое применение в спортивном фоторепортаже минимально. Стараюсь также озаботиться наличием достаточного количества карт памяти формата CF, а в качестве запасных использую карты формата SD. Современная фототехника сохраняет фотоснимки в форматах RAW и JPEG. При обычных условиях фотосъёмки я всегда фотографирую только в формат RAW, который поддается более гибкой коррекции в фоторедакторе без потери качества. Но иногда я работаю с двумя форматами одновременно, поскольку в редакцию отправить формат JPEG можно оперативнее, без его конвертации.
Фото 7: во время съёмки подиума все фотографы концентрируются в одном месте, напротив подиума
Всегда необходимо иметь в рюкзаке водонепроницаемый чехол для фототехники и дождевик для себя. На соревнованиях я использую дождевой чехол Think Tank Photo Hydrophobia 300-600, либо аналог от Canon. Именно в дождь, туман и снег в гоночных соревнованиях происходят самые драматические события. Если вода всё-таки попала в камеру, то аппарат необходимо обесточить и положить сушиться, можно при этом использовать большое количество SILKA GEL.
Фото 8: фотограф чемпионата DTM снимает во время заездов на мокрой трассе "Moscow Raceway". Такая поза фотографа позволяет вести съёмку уверенно, без лишних колебаний тела и соответственно уменьшает количество бракованных фотографий на выходе...
В набор фотокорреспондента входят не менее 2-х аккумуляторных батарей, зарядные устройства, аккумуляторные ручки для некоторых фотоаппаратов, устройства для чтения карт памяти, аксессуары для ухода за оптикой. Для меня также важно, чтобы всё перечисленное оборудование удобно размещалось в специальном фоторюкзаке (для объективов телезумов предусмотрены отдельные кейсы). Он должен быть удобным для спины и иметь множество отделений и карманов.
Электронные средства фотокорреспондента
В современных условиях фотокорреспондент оказывается внутри события, которое всеми доступными средствами транслируется в Интернете, по радио, телевидению. Даже если это национальный чемпионат, сотни зрителей используют свои смартфоны в качестве фотоаппарата и выкладывают фотоснимки в социальные сети или новостные сайты. Фотокорреспондент не ограничен лишь своей аппаратурой, и в целях коммуникации с коллегами, фотоагентством, командами тоже должен не отставать от тренда и полноценно использовать социальные сети и другие информационные каналы.
Я пользуюсь вовремя гонок несколькими телефонами для связи (но не вовремя фотосъёмки на трассе, поскольку это не безопасно), один из них может использоваться как фотокамера для оперативной выкладки фотоснимков в социальные сети. Сфотографированный на камеру смартфона во время пресс-конференции чемпион «Formula-1» Фернандо Алонсо, будет пользоваться куда большим спросом у посетителей сайта или страницы в социальной сети, нежели профессиональный фотоснимок, выложенный в Интернет спустя несколько часов после пресс-конференции. Для работы с почтой и сёрфингом интернет страниц я использую Apple iPad.
Но самое необходимое для фотокорреспондента, где бы он не находился, это его рабочий ноутбук. Главное – наличие большого объёма памяти, процессора не ниже среднего и качественной матрицы экрана. На соревнованиях я использую от одного до трёх внешних жёстких диска объёмом 1-2 Тб, на которых помещается мой электронный архив соревнований.
Александр Серегин/ASppaImages
Instagram ASppaImages.COM: @asppaimages
E-Mail: