Чем российский дрифт круче «Формулы-1»
Необычные факты о шинах, топливе и девушках.
В мире существует несколько топовых гоночных серий: «Формула-1», ДТМ, WRC, WEC, «Индикар» и НАСКАР. Они все обладают миллионной аудиторией, и фанаты десятки лет до упаду ругаются о том, какая же лучше. Но бессмысленно спорить о субъективных вещах типа уровня борьбы на разных покрытиях и конфигурациях треков — иногда интереснее просто сравнить цифры, которые объединяют все гоночные серии сразу. И добавить к ним самую известную из российских – RDS – которую по праву считают одной из лучших в своем сегменте автоспорта. Чьи же параметры удивят сильнее?
Расход топлива
«Формула-1» — 215 л
«24 часа Ле-Мана» – 1623 л
RDS – 45 л
ДТМ почти дотянулся до уровня «Формулы-1»: там в среднем на каждый из двух заездов тратится около 108 л горючего (итого 216 л), но, конечно, все зависит от того, насколько пилоты заботятся об экономии. Не так уж далеко ушли раллийные машины с расходом в 100 л на сотню километров: в итоге на этап уходит примерно 300 л топлива. В «Индикаре» на 800 километров Индианаполиса уходит примерно 450 л горючего, а для заезда НАСКАР по Дайтоне на то же расстояние целых 470 л. Гще бы, ведь в обоих гонках пилот просто топит по овалу на пятой и шестой передаче во всю мощь двигателя. Однако с марафоном «24 часов Ле-Мана» не сравнится никто: победителю нужно затратить примерно 1623 л топлива на преодоление более пяти тысяч километров дистанции.
Так что RDS смело может называть себя чемпионом среди гонок по части экономичности и заботе об экологии: там победитель, совершающий примерно 15 боевых проездов за гоночных уик-энд, тратит всего примерно 45 л горючего.
Расход шин
ДТМ – 3 комплектов
НАСКАР — 14 комплектов
RDS – 14,5 комплектов
В большинстве серий количество доступной для гоночных уик-эндов резины строго регламентирован. Например, в «Формуле-1» командам предоставляется 13 комплектов от «Пирелли» плюс один бонусный выдают десятку счастливчиков, которые попали в третий сегмент квалификации для сражения за поул-позишн. В ралли ограничение составило 11 комплектов на весь этап, а в ДТМ правила описывают лишь необходимость использования трех различных наборов в течение гонки – остальные смены резины остаются на усмотрение команд и непредвиденные случаи. «24 часа Ле-Мана» недалеко ушли по жесткости требований: с 2017 года там позволено задействовать лишь четыре комплекта шин.
В сериях, где подобных ограничений нет, все равно не наблюдается слишком большого расхода покрышек. «Инди-500» требует от пилотов использования восьми комплектов, а в НАСКАР на этап привозят от 9 до 14 наборов в зависимости от типа трассы. RDS здесь стоит особняком: за один соревновательный уик-энд один участник расходует по 20-30 шин. Абсолютный рекорд составил 58 штук — или 14,5 комплектов. Так что если вам нравится запах жженой резины — то вам определенно стоит купить билет на ближайший Кубок Чемпионов, который пройдет в Сочи 6-7 октября.
Разгон до 100 км/ч
«Формула-1» – за 1,7 секунды
«Ауди RS5 ДТМ» – за 3,9 секунды
Машина из RDS – быстрее 4 секунд
Конечно, с «Формулой-1» по стартовой скорости потягаться не смог бы никто, хоть самые крутые прототипы из «24 часов Ле-Мана» пытаются: победивший в 2017 году «Порше» 919 Hybrid выжимает сотню за 2,2 сек. Ралли-кроссовый «Ауди Куаттро S1 EKS RX » тоже неподалеку с результатом в 2,4 сек.
RDS по этому параметру конкурирует с другими топовыми сериями типа ДТМ и НАСКАР. Их болиды разгоняются до 3,9 и 3,4 сек соответственно, и лучшие авто из российского дрифта примерно соответствуют таким цифрам.
Мощность двигателя
«Формула-1» – 1000 л.с.
ДТМ — 500 л.с.
RDS – 1000 (л.с.) «Ниссан 200SX» Алексея Головни
Во многих сериях пиковые мощности моторов тоже ограничивают регламентом, чтобы не превращать гонки в бесконечные дорогостоящие состязания между несколькими заводскими командами. Такое наблюдается в ДТМ (верхняя планка мощности — 500 л.с.), «Индикар» (700 л.с. и «обгонная кнопка», дающая кратковременный прирост еще в 60 л.с.) и НАСКАР (450 л.с., но для спидвеев разрешены 725 л.с.).
В остальных сериях существуют конструктивные и технологические правила построения силовых установок, но как таковых ограничений по мощности нет. В результате лучшая машина WRX обладает шестью сотнями «лошадок», гибридный прототип «Порше» суммарно выдает 900 л.с., а «Мерседес» в «Формуле-1» достиг показателя в 1000 л.с.
Однако самая зверская машина RDS, принадлежащая Алексею Головне, достигла тех же параметров. Похоже, отечественные тюнеры-умельцы способны воссоздать технологии «Ф-1» буквально у себя в гараже — так что «Хонде» стоит срочно их нанять.
Средний возраст пилотов
«Формула-1» – 27,3 года
WEC GT – 34 года
RDS – 31 год
В автогоночном мире наблюдается тенденция на снижение среднего возраста пилотов. Неудивительно, ведь человек вступает на пик своих физических способностей где-то в районе 26 лет, а потому к этому времени гонщик уже должен обладать достаточным опытом. Однако в подавляющем количестве гоночных серий средний возраст участников остается на рубеже 30-31 года, от раллийных чемпионатов до гонок на выносливость. НАСКАР, «Индикар» и ДТМ тоже поддержали этот уровень, как и RDS. Такой средний возраст по-прежнему гарантирует интересную борьбу без завалов из молодняка и унылых пенсионерских покатушек.
Сколько километров проезжает машина во время одной гонки
«Формула-1» – 305 км
«24 часа Ле-Мана» – 5410 км
RDS – 11,25 км
Обычно гонки длятся от 305 км в «Ф-1» (или особые 260 км по Монако) до 800 км в престижнейших гонках «Индикара» и НАСКАР. Один ралли насчитывает чуть более 300 км (например, финский — 314), а две гонки ДТМ за один уик-энд вместе формируют 360 км. И здесь король — суточный марафон по «Ле-Ману», рекордная дистанция которого в 2010 году составила 5410 км.
В RDS все совсем не так. По самой длинной трассе в Нижнем Новгороде победитель скользит примерно на 11,25 км за весь уик-энд. Коротко, зато красиво.
Количество судей, стюардов и официальных лиц
В целом большинство гоночных серий просто следуют регламенту ФИА, требующего наличия трех стюардов. Так происходит в WRC И ДТМ, а также в RDS.
Однако на Гран-при «Формулы-1» пошли чуть дальше и добавили к местному стюарду и двум делегатам ФИА представителя пилотов, чтобы сделать судейство более справедливым.
Увеличили арбитражный состав и на «24 часах Ле-Мана», но уже по причине экстремальной длительности заезда. Там особая схема: на марафоне работают шесть стюардов, но для принятия решения достаточно трех подписей любых из них.
В НАСКАР и «Индикар» своя, американская атмосфера : там на каждой гонке присутствует более 40 официальных лиц (стюарды и маршалы входят в это число).
Участие женщин
На старт Гран-при «Формулы-1» выходило 5 женщин, но очки сумела набрать только Лелла Ломбарди в 1975-м на Гран-при Испании.
В «24 часах Ле-Мана» пробовали себя 130 женщин. Лучший результат показала Одетт Сико еще в 1932 году: она финишировала на четвертом месте общего зачета и выиграла класс двухлитровых авто. Самой успешной современной гонщицей стала Анна-Шарлотта Верни, которая пять раз поднималась на подиумы нескольких разных классов (включая победу в 1978 году в GT 3.0).
В истории чемпионатов мира по ралли отмечено участие 20 женщин, и Мишель Мутон даже выиграла четыре этапа («Сан-Ремо» в 1981 году, «Португалию», «Акропролис» и «Бразилию» в 1982 году) и заняла второе место в общем зачете. Луиза Кук, в свою очередь, выиграла Production Cup – серию классом ниже WRC. Также раллисты первыми допустили к судейству полностью женский состав стюардов – в 2016 году в Испании.
Протоколы ДТМ содержат в себе упоминание о восьми женщинах. Самой успешной стала Элен Лор, которая провела в немецком туринге в 90-е 144 гонки за 6 сезонов, пять раз поднималась на подиум и даже однажды победила, но в чемпионате выше десятого места ей подняться не удалось. Более современным примером является Сьюзи Вольфф (жена Тото, директора «Мерседеса» в «Формуле-1»). Она за 7 сезонов набрала лишь четыре очка.
Во флагманской серии НАСКАР (Xfinity Series) зарегистрировано участие 24 женщин. Вы удивитесь, но самой успешной стала не Даника Патрик (она была лишь 24-й, с один поулом и семью попаданиями в топ-10 за шесть сезонов). В 1949 году в чемпионате приняла участие Сара Кристиан, которая проехала всего 7 гонок, но установила рекорд для женщин в НАСКАР, финишировав на пятой позиции на «Хидельберге».
На старт «Индикара» выходили 11 женщин — и как раз здесь Даника Патрик вне конкуренции. Она победила в гонке «300 миль Монтеги», собрала 7 финишей на подиуме и даже стала пятой в общем зачете в 2009 году.
Самая известная женщина в российском дрифте — Екатерина Седых. Она регулярно участвует в заездах RDS и даже выиграла один из них, и часто попадает в восьмерку лучших. А в чемпионате восточного региона она регулярно борется за титул до последней гонки — как в 2017 году. Пожалуй, Российская серия дрифта — самый дружелюбный для женщин вид автоспорта.
Русские звезды
«Формула-1» – Даниил Квят (2 подиума за команду «Ред Булл»)
RDS – Георгий Чивчян (действующий чемпион и участник турниров D1GP и «Формула-Д»)
WEC – Роман Русинов (чемпион мира по гонкам на выносливость за 2015 год)
ERS – Алексей Лукьянюк (6 Colin McRae Flat Out Trophy, которыми награждают пилотов за особую волю к победе)
ДТМ — Виталий Петров (1 подиум в «Формуле-1» за команду «Лотус-Рено»)
НАСКАР – Сергей Мокшанцев
«Индикар» – Михаил Алешин (2 подиума за команду «Шмидт-Петерсон»)
Использовано фото: vk.com/vdrifteru/vdrifteru (1,2,5), Александра Формальнова, Владислав Ларкин, Дмитрий Храмцов; фото: vk.com/vdrifteru (7,8)
Эти соревнования собирают свою аудиторию и странно было бы, если бы их не освещали на автоспортивном разделе. Тем более с учетом российского места проведения и международных успехов российских пилотов и команд. Удачи им.