7 мин.

Завод vs клиент

Трудно представить сегодня, что два главных автомобильных гиганта, которые образуют огромное по авторитету лобби, поставляли бы свою продукцию в виде двигателей командам, что могли посоперничать с заводским коллективом. Однако такое в истории было, причем не раз. Рассмотрим такие случаи, исходя из положения конюшен в Кубке конструкторов.

 

Альфа Ромео:


Один из лучших автомобильных производителей 1950-х вскоре может вернуться в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей Зауберу, правда только лишь именем компании. Первый пример, когда заводская команда выступила хуже клиентской, датируется 1979 годом. Но стоит отметить, что Альфа пришла в середине сезона, после чего прервалась еще на четыре Гран-При, и систематически двумя пилотами выступала только на последних трех этапах. Клиент итальянцев Брэбем отлично выглядел в квалификациях, но в гонке ни Ники Лауда, ни Нельсон Пике часто не могли дойти до финиша, в том числе из-за ненадежности итальянского продукта. В конце года пилотам дали в распоряжении новое шасси с Фордом внутри.

 

В новом десятилетии заводская Альфа Ромео была скорее похожа на промежуточное звено между середняками и аутсайдерами. Впрочем, в 1985 году Риккардо Патрезе и Эдди Чивер не смогли заработать очков, а клиенту АР - удавалось финишировать чаще и впереди поставщиков. По окончании сезона Альфа Ромео ушла из Ф-1 как заводская конюшня, поставляя несколько лет двигатели все той же Озелле.

 

Мерседес:

Немцы вернулись после 40 лет перерыва в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей в 1995 году, присоединившись к МакЛарену, который испытывал тяжелые времена в силу целого ряда причин. Удачное сотрудничество подарило множество титулов в обоих зачетах, но когда-то оно должно было закончиться. Первым шагом стала покупка Мерседесом лучшей команды в истории Формулы-1 (условно) - Браун. С 2010 года в чемпионате впервые за более чем полвека появилась заводская команда из Штутгарта. Выступления Михаэля Шумахера и Нико Росберга были намного скромнее побед и подиумов Льюиса Хэмильтона с Дженсоном Баттоном, но все изменилось в 2013 году, когда Льюис перешел в заводскую команду вместо Шуми, а к Дженсу присоединился Серхио Перес.

После трех сезонов (2010-2012), когда Мерседес был не ровня МакЛарену, немцы стали побеждать с Хэмильтоном и Росбергом. Если в 2013-ом Мерсы были одной из топ-команд, то с начала гибридной эры серебристые абсолютные доминанты. Что до МакЛарена, то в 2013-2014 Баттон с Пересом, а потом и с Магнуссеном претендовали на более-менее высокие места, на уровне, если позволите, сегодняшней Форс Индии. С 2015 года МакЛарен является клиентом Хонды... Являлся.

 

Рено:

Самая богатая на прецеденты автопроизводительная компания в Формуле-1. История отношений Рено с Ф-1, пожалуй, такая же. Начнем с конца 1970-х: французы впервые вступили в ряды команд и брендов Королевы автоспорта, заполучили затем Алена Проста и стали первыми, кто использовал турбированные двигатели. Французам так и не удалось тогда взять титулов в обоих зачетах в первую очередь по причине надежности. Золотые времена того Рено ассоциируются с выступлениями дуэта Прост-Арну, когда Ален и Рене брали поул за поулом, полные первые ряды, но сходили в воскресенье с дистанции очень часто. С уходом Проста конюшня перестала быть с приставкой "топ", и Патрик Тамбэ с Дереком Уориком это доказали: ни одной победы при нескольких подиумах за два года.

 

В это же время легендарная команда Лотус стала клиентом Рено. В 1984 году, в первый полный год сотрудничества, Элио де Анджелис и Найджел Мэнселл стали одними из главных конкурентов Тамбэ и Уорика. Элио и Найдж оказались чуть сильнее. В следующем сезоне состояние Рено только ухудшилось, а Лотуса - наоборот, и в 1985-ом французы заняли лишь 7 место, когда как стараниями де Анджелиса и Айртона Сенны Лотус одержал 3 победы и завоевал 9 подиумов, заняв четвертую строчку (в 1984 Рено оказалось пятым, уступив два места клиенту). Кроме того, Лижье, еще один клиент Вири был в аккурат впереди своих поставщиков. С 1986 по 2001 год французский автопроизводитель связан был с Формулой-1 только как поставщик двигателей, но весьма и весьма успешным.

 

В 2001 году стало известно о возвращении Рено в чемпионат как заводской команды. В том сезоне полигоном для испытаний стал увядавший Бенеттон с Дженсоном Баттоном и Джанкарло Физикеллой. Флавио Бриаторе открыл талант Фернандо Алонсо, дал шанс Джанкарло Физикелле и обидел Ярно Трулли, но Рено при нем не делало никогда необдуманных поступков, которые могли пагубно повлиять на показатели в конце года. Впрочем, одно не учли: подписание контракта с Ред Буллом стало первым шагом к тому, что Быки стали одной из лучших команд в истории Формулы-1 ХХІ века. В 2009-ом Рено не показывала скорости прошлого сезона, пережила огромный скандал с Нельсоном Пике и заняла лишь 8 место в Кубке конструкторов. А Ред Булл тогда начал побеждать с Марком Уэббером и Себастьяном Феттелем.

Тогдашнее 2 место детища Дитриха Матешица стало только началом чемпионской серии Феттеля, а компания, поставлявшая лучшей команде Формулы-1 двигатели, являлась крепким середняком (4 место в 2010, 5 место в 2011). Заводская команда Рено ушла из Формулы-1 во второй раз, продолжая поставлять двигатели командам. Вплоть до 2016 года. Тяжелая судьба последних лет Лотуса закончила историю великого бренда во второй раз, и французы снова оказались с теми же людьми в том же месте, в Энстоуне. Год назад Кевин Магнуссен и Джолион Палмер, имея в своих руках по сути Лотус образца 2015 года, не смогли набрать и дюжины очков, но все же заняли 9 место в Кубке конструкторов. Клиенты - Ред Булл и Торо-Россо оказались сильнее на голову, а то и на две-три.

Вся работа была направлена на 2017-ый. Сейчас можно сказать, что это того стоило. Нико Хюлькенберг заработал кучу очков для своей команды, выведя Рено обратно в среднюю группу. Если бы Джолион Палмер набрал примерно такое же количество баллов, альянс Вири и Энстоуна мог красоваться едва ли не на 5 месте зачета команд. В 2018-ом Карлос Сайнс составит пару Нико, и, я лично убежден, что в этот раз французы пришли основательно и надолго, идя к одной цели: соперничать на равных с Мерседесом и Феррари. Все условия для этого, по крайней мере, имеются. На середину сентября можно констатировать, что Ред Булл, будучи клиентом, оказался сильнее поставщика, но еще неясно, как расположатся по итогам сезона Торо-Россо относительно Рено.

 

Тойота:

За восемь сезонов японцы так и не смогли одержать заветную победу, занимали в основном места в средней группе, за исключением стартового сезона, когда Тойота, разумеется, была аутсайдером. Многие задаются вопросом: "Зачем Тойота вела компанию в Формуле-1, потратив на это безумное количество денег, и не одержала ни одной победы". Действительно, но японцев всегда отличала верная политика в кадровых вопросах, относительно конкурентоспособное шасси и наличие всего одного примера, когда они насолили сами себе руками клиента. Вильямс Нико Росберга и Алекса Вурца смог в 2007 году обосноваться на 4 месте, набрать в 2,5 раза больше очков, чем Ральф Шумахер и Ярно Трулли, и опередить Тойоту на два места. В начале 2010-го года было объявлено, что японская компания покидает Формулу-1 во всех ипостасях, хотя машина для нового сезона была готова. Кто знает, как бы все получилось в новом десятилетии, ведь одни японцы уже построили чемпионскую машину и ушли...