6 мин.

Сезон 2010 года. Мысли. Часть 2

Мои мысли о прошедшем чемпионате Формулы 1 – продолжение.

(Первую часть - см. тут).

 

Командная тактика

Итак, мы остановились на применении командной тактики со стороны Ferrari на Гран При Германии: лидирующий Фелипе Масса пропустил шедшего вторым Фернандо Алонсо…

Фелипе Масса на старте сезона по скорости держался наравне с Алонсо (второй на квалификации в Бахрейне – опередив испанца на 4 десятых секунды). После Гран При Малайзии бразилец и вовсе возглавил чемпионат – однако не всё было так однозначно: в Австралии Масса пол-гонки сдерживал более быстрого Алонсо; в Малайзии Масса возглавил чемпионат лишь из-за схода Алонсо. Более того, на 4-м этапе чемпионата, в Китае, Масса вновь сдерживал Алонсо – и никаких командных приказов не поступало: в итоге рассвирепевший Фернандо очень рискованным манёвром, прямо на въезде на пит-лейн, опередил-таки неуступчивого сокомандника… Затем Массу стали донимать проблемы с прогревом резины – и он уже не блистал, во всяком случае в квалификациях.

Наступил день проведения Гран При Германии – ровно год назад на Хунгароринге в Фелипе Массу угодила пружина (от Brawn Рубенса Барикелло). Фелипе уже 3 гонки подряд, начиная с Гран При Турции, не набирал очков – в его активе их было 67; у Алонсо же дела обстояли лучше (98 очков) – однако они оба значительно уступали пилотам RedBull и даже McLaren. Но в Германии автомобили Скудерии очень быстры: Алонсо - 2-й, Масса 3-й, причём бразилец на чистой части трассы. Как в Бахрейне Алонсо стартуя третьим обогнал Массу за вторую позицию уже на старте, так и Масса смог обойти Алонсо на старте Гран При Германии. Разница лишь в том, что поулмен Феттель на Хоккенхайме стал защищать лидерство от Алонсо – а бразилец Масса спокойно обогнал их обоих, выйдя в лидеры Гран При.

Гран При Германии мне пришлось смотреть на немецком «RTL» (в Хорватии, где я в то время находился, англоязычных трансляций F1 не было). Слушая Ники Лауду и непосредственно немецких комментаторов, я понимал меньше десяти слов (не считая фамилий пилотов и гоночных терминов), однако не понять, что произойдёт после команды Массе по радио (на английском, естественно) Роба Смедли: «Felipe, Fernando is faster than you. Do you understand the message?» я не мог…

Гонку после этого досматривать не хотелось, но я всё же это сделал, наблюдая за хмурым Массой и растерянным Фернандо. Это была не победа… Уже очень долго мы не видели ничего подобного, точнее с Австрии 2002 года. Тогда тоже была середина сезона, и как потом оказалось Шумахер легко бы выиграл и без этого «подарка» Барикелло. В середине 2010 же, Алонсо шёл лишь пятым в чемпионате и ничего не предвещало возможности борьбы за титул. «Но как же, в 2007-2008 годах Ferrari вовсю использовала командную тактику ?»– вспомнят некоторые. В 2007-м Райкконена Масса пропустил на последней гонке, в Бразилии, что на 100% гарантировало чемпионский титул финну; в Китае в 2008 уже Райкконен, давно потерявший шансы на чемпионство, пропустил вперёд Массу (причём не за победу) – но такие шаги выглядели вполне логичными, пилота не требовалось просить по радио, он прекрасно понимал сложившуюся ситуацию ещё до старта гонки. Если это считать «командной тактикой» - то я совсем не против. Но я категорически против, когда по ходу сезона, когда теоретически чемпионский титул могут выиграть любой гонщика какой-либо команды (причём они в турнирной таблице совсем рядом), вдруг лидер спокойно отдаёт победу кому-то другому. Конечно понятно, что чаще всего команда создаёт болид под своего «первого номера» - с учётом всех его предпочтений и т.д. – однако если даже на таком автомобиле ты не можешь обогнать сокомандника – то и пропускать тебя он не должен: пример - Марк Веббер. Но Масса опасался, что если он не подчинится приказу – то контракта с Ferrari ему не видать – а желающих заполучить Массу сильных команд как то не видно. Таких случаев просто не должно больше происходить – но они будут…

Успехи «команд – середняков»: Mercedes

Только три команды были способны бороться за победы в этом году – 9 раз побеждал RedBull, по 5 побед у Ferrari и McLaren. Все остальные команды оказались значительно медленнее, однако на некоторых гонках им удавалось вмешаться даже в борьбу за подиум.

После чемпионского сезона команды Brawn многие ожидали борьбы за чемпионат 2010 года, учитывая приход Шумахера и концерна Mercedes. Однако не стоит забывать, что концерн Honda вкладывал огромные средства в проектирование болида под новый регламент 2009 года, весь сезон 2008 был потрачен на разработку той чемпионской машины. Лишившись заводской поддержки в 2009-м, Росс Браун был вынужден заморозить финансирование автомобиля 2010 года, сосредоточившись на поддержании текущей формы. Чемпионский титул был завоёван, однако в конце сезона Brawn не являлся самой быстрой машиной, спад формы уже чувствовался…

В 2010 году Mercedes поначалу был четвёртой по скорости командой, а затем нередко уступал Renault, Williams и иногда ForceIndia. Основной проблемой болида была недостаточная поворачиваемость – настоящее мученье для Шумахера. Отдыхавший 3 года семикратный чемпион адаптировался к болиду небыстро – он привык, что болид «адаптируется под него». Но мало того, что машину строили не под Шумахера, так ещё и тесты по ходу сезона запрещены – а именно на многочасовых многодневных тестах и рождались все те сверхбыстрые Ferrari начала 2000-х… В этом же сезоне на тяжёлых машинах Михаэль быстро изнашивал шины, тормоза перегревались – а тут появлялась быстрая молодёжь, готовая использовать малейшую ошибку немца. Не привыкший уступать без борьбы, Шумахер нередко повышал зрелищность некоторых весьма скучных гонок: словно Терминатор, Михаэль расчищал себе дорогу – и ломал спойлеры, разворачивался, вылетал за пределы трассы – нередко лишая очков и себя и соперников. Алонсо и Шумахер столкнулсь уже в Австралии; затем особенно буйным Шуми был в Канаде, где подпортил гонку Кубице, Сутилю и даже своему бывшему любимому сокоманднику – Массе(лишив того переднего спойлера и надежд на очки). Другой бывший бразильский однокомандник немца – Рубенс Барикелло – чудом избежал страшнейшей аварии в Венгрии: попытка Шумахера защитить свою десятую позицию являла собой стремление впечатать Барикелло в стену – не удалось…

Также нельзя не отметить борьбу с Sauber’ми в Сингапуре: после долгих попыток Кобаяси обогнал Шумахера (разумеется его Шумахер «не видел», потому не уступил – и немца развернуло) – а японец на радостях вскоре потерял осторожность и разбил машину. А разозлённый после разворота Шумахер вернулся на трассу, увидел впереди Sauber – и выбил его: правда оказалось, что за рулём был не японец, а всего лишь немец Хайфельд. Но даже Шумахер не всегда был «терминатором»: на Гран При Монако он совершил чистый но противоречивый обгон (в итоге не засчитанный), после столь близкого его сердцу (по 2006-му году) поворота «La Rascasse» - подробнее я об этом уже писал в «Обзоре Гран При Монако».

Уже не столь юный, но всё ещё перспективный Нико Росберг наконец вырвался из команды Френка Вильямса и, несомненно, сделал шаг вперёд – Williams нынче скоростью не блещет, во многом из-за финансовых сложностей, и в 2011 думается, Mercedes будет уже стабильно быстрее команды из Гроу. Однако Росберг и в 2010-м смотрелся неплохо: провальные гонки были, но редко, а чаще всего молодой немец просто набирал неплохие очки в каждой гонке - пилотируя спокойно, но быстро. Разумеется его гонки не были особенно зрелищными – Росберг почти никогда никого не обгонял, но чаще всего этого и не требовалось: чаще Росбергу приходилось сдерживать более быстрые автомобили. В отличии от Шумахера, Нико Росберг приносил команде подиумы, причём аж три раза (В Малайзии, Китае и Великобритании). В итоге, в конце сезона у Росберга в 2 раза больше очков чем у Шумахера (142 против 72 соответственно) и седьмое место в личном зачёте (как и год назад в Williams).

А команда Mercedes заняла 4 место в кубке конструкторов в 2010 и скорее всего уже спроектировала болид на 2011-й – более быстрый болид.

P.S. Сегодня 16 декабря - ровно 28 лет назад в 1982 году умер Колин Чепмен – основатель и гениальный конструктор TeamLotus.

ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ