9 мин.

Юлисс Дельсо: Его гоночная история

...Юлисс Дельсо залез на крышу своей машины, семь раз ударил в ладоши и победно вскинул руки. Когда он спрыгнул, то сразу попал в объятия многих людей — других гонщиков, наблюдателей и представителей NASCAR.

Первая победа особенная для любого спортсмена, но первая победа Дельсо в NASCAR Whelen Euro Series особенная вдвойне. Все хотели поздравить Юлисса и его отца Эмманюэля с этой невероятной победой в Валенсии в Апреле. Эмманюэль, обнимавший своего сына, безуспешно пытался сдержать слёзы. Он поздравил Юлисса шепотом на ухо, похлопал по спине, а потом повернул лицом к себе и прикоснулся своим лбом к его.

Спустя два месяца у Эмманюэля Дельсо до сих пор подступает ком к горлу, когда он вспоминает эту победу. Победа его сына, который всю жизнь боролся после того, как у него в раннем детстве диагностировали аутизм, стала победой всей семьи Дельсо и подтверждением правильности необычных шагов, которые семья делала для того, чтобы их ребенок мог жить нормальной жизнью.

«Эта победа — больше, чем просто победа в гонке. Это победа во всей нашей жизни, - говорит Эмманюэль. - Потому, что с самого начала каждый день мы боролись со сложностями и то, что Юлисс выступает в гонках — результат огромной работы. Каждодневной работы, которую сложно объяснить и понять, но необходимой для того, чтобы помочь ему. Это как айсберг».

Юлисс уже не перспективный гонщик, который ждет своего шанса. Он воспользовался возможностью и оказался на Алее Победителей с трофеем в руках. Вряд ли кто-то мог предсказать такой результат в тот день, когда Юлисс впервые сел за руль карта.

У Юлисса — высокофункциональный аутизм. До 5 лет он не говорил, у него были проблемы в школе, а многочисленные обращения к врачам не помогали. Общение и повседневная жизнь давались мальчику, его родителям и старшей сестре очень тяжело. В поисках возможностей сделать жизнь сына комфортной Эмманюэль в семь лет отвел его покататься на карте. Тогда еще не было речь о серьезных занятиях спортом и Эмманюэль вообще не представлял себе, что из этого выйдет.

«Это было что-то вроде эксперимента, - рассказывает Эмманюэль. - Но, следуя своему сердцу, многое можно сделать».

Походы отца и сына на картодром постепенно переросли из хобби в серьезное занятие спортом — Эмманюэль купил Юлиссу собственный карт. В 2011 году мальчик выиграл региональные соревнования и дебютировал в международных соревнованиях в Европе. После тяжелой аварии Юлисс перешел в гонки сток-каров и в 2013 году стал членом программы развития молодых талантов NASCAR Whelen Euro Series.

Сейчас, в 19 лет, он проводит свой четвертый сезон в европейском дивизионе NASCAR, который состоит из двух уровней — Elite 1 и Elite 2, подобно тому, как в главном NASCAR есть Monster Energy Cup и XFINITY Series. Разумеется, уровень европейского дивизиона NASCAR не сопоставим с американским. Этапы обоих уровней европейского дивизиона проводятся в одно и то же время в одноми том же месте и партнеры по команде выступают на одной и той же машине. Условно говоря — если Юлисс в Elite 2 разобьет машину, то его партнеру будет не на чем выступать в Elite 1.

В 2014-м году Юлисс Дельсо стал 9-м в Elite 2, а через год — уже 7-м. В прошлом году он выступал в Elite 1 и стал 9-м. В нынешнем сезоне после четырех этапов в Elite 2 он занимает второе место, имея одну победу, три финиша в топ-5 и четыре — в топ-10.

Концентрация и сосредоточенность, необходимые в автоспорте, и повторяемость кругов помогли Юлиссу справиться с болезнью. Из замкнутого ребенка, который не разговаривал, он вырос в молодого человека, обсуждающего гонки с командой, фильмы с друзьями и дающего интервью телевизионщикам.

«Я вижу рассвет на его лице», - говорит Эмманюэль.

Но Юлисс по-прежнему должен каждый месяц ездить к врачу в Париж, который находится в двух часах езды от его родного города Труа.

«Врач был очень впечатлен проделанной нами работой, - рассказывает отец Юлисса. - Он сказал мне: «Эмманюэль, Вы провели фантастическую работу. Мы не могли бы сделать больше, чем Вы». И я ответил: «У меня нет знаний и опыта, я просто слушал свое сердце»».

И сейчас две стороны жизни Юлисса, в машине и вне её, зеркально отражают друг друга — Прогресс в спорте прибавляет ему уверенности в жизни, которая даёт ему еще больше уверенности в машине.

«Гонки изменили меня, - сказал Юлисс в интервью NASCAR Home Tracks. - NASCAR изменил меня».

***

Джо Балаш в NASCAR отвечает за международные связи и работает с канадским NASCAR Pinty’s Series, NASCAR PEAK Mexico Series и NASCAR Whelen Euro Series — тремя международными дивизионами NASCAR. Когда четыре года назад он впервые встретил Юлисса Дельсо, они смогли только поздороваться друг с другом, а Юлиссу было сложно даже удерживать зрительный контакт. С тех пор, по словам Балаша, он очень сильно изменился.

«Было сложно даже пожать ему руку, - рассказывает Балаш. - А после победы он сам всех обнимал».

Балаш часто говорит молодым гонщикам, чтобы они изучали и уважали историю автоспорта, и понимали, как спорт стал таким, каким он есть. Он никогда не говорил Юлиссу об этом потому, что Юлисс уже учит историю спорта, даже увлекается ею.

На одну из гонок он принес кожаный шлем и очки, как дань уважения пятикратному чемпиону Формулы 1 Хуану Фанхио, одному из своих кумиров. После первого финиша Дельсо на подиуме во время награждения возникла заминка — все три призера были очень молоды и не умели откупоривать шампанское. Но после откупоривания Юлисс знал, что делать — по старинной гоночной традиции он налил немного в свой ботинок.

«Наверное, это самый отвратительный напиток на свете, - говорит Балаш. - Но на подиуме это был веселый момент».

Юлисс также поклонник современного спорта. Своим кумиром он называет Джеффа Гордона, а на каждую гонку он приносит модель машины №3 Дэйла Эрнхарда-младшего, еще одного своего кумира, подаренную болельщиком. Тот болельщик сказал, что надеется, что машина под №3, - а Юлисс также выступает под этим номером, - принесет удачу. С тех пор на гонках модель стоит на настоящей машине когда та не на треке.

***

По итогам сезона гонщики NASCAR Whelen Euro Series получают призовые для того, чтобы выступить в США. Во время двух своих поездок за океан Дельсо повезло подружиться с гонщиком-ветераном Майком Скиннером, который по окончании карьеры стал тренером. Та еще пара: Юлисс, ребенок-интроверт из Франции и «старый гвардеец» Скиннер, который свою первую гонку провел в 1975-м году, за 22 года до рождения Юлисса.

Скиннер не говорит по-французски, а английский Дельсо оставляет желать много лучшего, но… В августе 2015-го года и в феврале 2016-го года они были вместе на треке в Нью-Смирна, недалеко от Дайтоны — Дельсо сидел в машине, а Скиннер стоял рядом и, как мог, пытался объяснить своему подопечному технику быстрейшего прохождения круга.

Скиннер использовал жестикуляцию и показывал ориентиры, пытаясь объяснить Юлиссу, где надо тормозить, а где начинать разгон. Он говорил, что машину нужно чувствовать всем телом и, несмотря на языковой барьер, они понимали друг друга.

«Он был, как губка, - говорит Скиннер. - Просто смотрел на меня, иногда не сказав ни слова, а потом ехал и выполнял задание, которое я давал».

Юлисс слушал Скиннера и выполнял его установки больше, чем любой другой гонщик.

«Мне нравилось его желание, - говорит Скиннер. - Любое мое задание он выполнял от и до».

Гонку в тот уик-энд отменили и Юлисс вернулся во Францию, так и не получив возможность выступить за рулем одной из машин Скиннера. Но в 2016-м году он снова приехал на тесты и продемонстрировал большой прогресс, показав результат лучший, чем у гонщика, который имел в распоряжении лучшую технику. Среди всех европейских учеников Скиннера Юлисс был самым быстрым.

Скиннер сожалеет, что Дельсо не смог выступить на одной из его машин. Он думает, что для того, чтобы победить на машине класса late model Юлиссу хватило бы четырех-пяти гонок и считает, что для успеха в США французу нужно подтянуть английский и найти спонсора.

Тогда же, в прошлом феврале, Юлисс Дельсо выступил в гонке дивизиона K&N Series в Нью-Смирна в составе команды Nexteer Automotive, часто выставляющей машины в Whelen Euro Series, и финишировал 28-м.

«Он соревновался против типичных американских гонщиков, у которых много опыта. Это очень высокая планка, - сказал руководитель команды Ричард Гдович. - Но он прекрасно справился и хорошо поработал. До этого, наверное, он не провел и десяти гонок на овалах».

Большая часть трасс NASCAR Whelen Euro Series — дорожные. Некоторые из поклонников Дельсо считают, что он хорошо дебютировал на овале потому, что преуспевает в тех задачах, которые требуют стабильности.

Скиннер пытался научить Дельсо не только правильно и быстро проходить круги, но и пытался научить его выступать, как американец. В 2013-м году Юлисс выступал в Stadium Stocks и Street Stocks на Боумэн-Грэй-Стэдиум в Северной Каролине, сумасшедшем четвертьмильном овале, на котором выступали многие известные гонщик NASCAR. Борьба на этом треке не прекращается со старта до финиша и нередко становится контактной. Юлисс назвал гонки на Боумэн-Грэй «безумием» и из его уст это было скорее комплиментом.

«В Европе автоспорт более джентльменский, - объяснил Скиннер. - В Америке же гонщики ради победы даже выбьют соперника с трассы. Главное — быть первым, остальное не волнует».

***

В победной гонке в апреле Юлисс никого не выбил, но выступал более агрессивно — так, как его учил Скиннер. Он применил все, чему его научил тренер и продемонстрировал уверенность, которую ни один человек, знавший его, раньше не видел.

Он говорит, что часами работал на симуляторе и четко знал, как хотел ехать по трассе. До гонки Юлисс пообщался с женой одного из своих товарищей по команде.

«Я мог бы стать вторым, - сказал он, - Но я не хочу больше быть вторым. Мой час настал».

И он выступил так, как хотел. Когда на третьем круге он был на третьем месте, гонщик впереди него вылетел в гравий и Юлисс на входе в поворот выиграл позицию. Когда другой гонщик пытался вернуть позицию, машины столкнулись и тот гонщик вылетел. Это было в рамках правил — Юлисс оттормозился, пытаясь избежать контакта. Спустя короткое время на прямой он обогнал лидера и выиграл гонку с отрывом в 3.5 секунды.

Потом было празднование на крыше, объятия с отцом, Балашем и другими, и послегоночное интервью, в котором в лучших традициях NASCAR Юлисс поблагодарил спонсоров, болельщиков и извинился перед гонщиком, которого он выбил с трассы на пути к победе.

Для гонщика, его семьи и команды это было больше, чем просто победа. Это было похоже на пришествие.

«Тогда я почувствтвал, что стал хорошим гонщиком», сказал Юлисс.

Фото: Special to NASCAR.com

Оригинал: http://www.nascar.com/news-media/2017/07/13/ulysse-delsaux-whelen-euro-series-driver-autism/