Русские пилоты в самой престижной гонке мира
Русинов, Фоменко, Петров и другие.
За 84 года в «24 часах Ле-Мана» выступили сотни крутых спортсменов. Каждый, кто отважился посоревноваться с ними, заслуживает аплодисментов. Приятно осознавать, что были среди этих храбрецов и русские парни.
Пилоты
Единственный русский в «Ле-Мане», которого знает ваша бабушка
Разносторонний Николай Фоменко, у которого на странице в википедии указано 11 профессий, серьезно начал заниматься автоспортом после 30 лет. Телевизионную карьеру он при этом не забросил и совмещал участие в гонках с озвучиванием рестлинга на ТНТ и ведением бесконечного числа телевизионных программ и музыкальных премий.
Эстрадный бэкграунд с одной стороны привлекал к гонкам дополнительное внимание зрителей, далеких от автоспорта, но с другой мешал болельщикам воспринимать шоумена как серьезного пилота.
Большую часть автокарьеры Фоменко ездил в паре с Алексеем Васильевым. Дуэт начал международные выступления с не самых ярких сезонов в серии GT и участия в суточных марафонах Спа и Дайтоны, но к 2004 году команда все-таки добралась до «24 часов Ле-Мана». Тот сезон стал самым удачным для команды Фоменко и Васильева в GT, но на трассе «Сарт» экипаж сошел с дистанции одним из первых. Всего через четыре часа после старта третий член команды, британец Роберт Нирн, врезался в отбойник.
Марафон следующего года бывший гитарист группы «Секрет» провел в составе собственной команды Russian Age Racing, и на этот раз добрался до финиша, заняв пятое место в своем классе. 43-летний Фоменко пилотировал машину 5 часов – меньше всех в экипаже.
В начале следующего сезона команда Convers Team, за которую должны были выступать Фоменко и Васильев, отправила гонщика-шоумена в запас. По слухам, причиной стал конфликт между давними напарниками.
«Тот самый напарник Фоменко»
Для Алексея Васильева автоспорт был и остается основной профессией, которой он начал заниматься с 12 лет. До международных соревнований Васильев добрался только к 28 годам, когда вместе с Фоменко начал выступать в чемпионате мира FIA GT. Алексей, который был младше своего сменщика на десять лет, проводил намного больше времени за рулем, потому его и стоит считать несомненным лидером тандема.
Тем не менее, именно совместная с Николаем гонка в 2005 году так и осталась лучшим результатом Васильева в «24 часах Ле-Мана». После разлада с напарником Алексей еще три раза участвовал в великом марафоне, но только раз его экипаж смог продержаться на трассе все 24 часа. Это произошло в 2007 году, когда он выступал в составе Convers MenX Team и стал восьмым в классе GT1. Свою последнюю гонку на «Сарте» российский пилот провел на следующий год за «Спайкер» в GT2, но его экипаж сошел после 43 кругов, и Васильев даже не попал за руль.
Самый первый
Офицер русской гвардии Борис Ивановский иммигрировал во Францию после Октябрьской революции 1917 года и построил в Европе отличную карьеру авто- и мотогонщика. В 1928 году он выиграл суточный марафон Спа за рулем «Альфа-Ромео», но «Ле-Ман» Ивановскому так и не покорился.
Единственная попытка победить на «Сарте» состоялась в 1931 году. Борис вместе с французским напарником Анри Штоффелем вышел на старт на самой мощной машине в пелотоне – «Мерседес-Бенц» SSK с объемом в 7 литров. Экипаж занял второе место в абсолютном зачете и формально стал победителем в своем классе.
Хоть даже сам факт финиша в «Ле-Мане» для 30-х годов можно назвать выдающимся достижением, но на выигравшей «Альфа-Ромео» стоял всего лишь 2,3-литровый двигатель, и с таким преимуществом в технике экипаж Ивановский имел все шансы стать первым.
Самый опытный и титулованный
Ближайшие «24 часа Ле-Мана» станут для Романа Русинова уже восьмыми в карьере, причем русский гонщик не смог финишировать только однажды.
Русинов обладает достаточным опытом участия в гонках на выносливость: побеждал в гонке «1000 километров Ле-Мана» и европейской серии «Ле-Ман». Существовала высокая вероятность прихода Романа даже в «Формулу-1», но все ограничилось участием в предсезонных тестах и ролью резервного пилота команды «Мидланд».
На старт своего первого в карьере марафона по «Сарту» Роман вышел в составе команды IPB Spartak Racing, в роли ведущего пилота и соучредителя. И гонку Русинов наверняка запомнил надолго. Он рассказывал: «Один из моих напарников, Майк Эзманс, не очень комфортно чувствовал себя в машине, и в итоге мы проехали всю дистанцию практически вдвоем с Петером Коксом… Ночью Петер чуть-чуть ошибся, его занесло на выходе из поворота, ударило о стену. Механики потом два часа ремонтировали автомобиль, и после этого… наша машина половину гонки ехала «боком». Следующий марафон выдался куда спокойнее, и экипаж Русинова в итоге закончил ее на седьмом месте в классе GT2.
Начиная с 2012 года Роман выступает в главном экипаже российской команды G-Drive Racing. Она с каждым сезоном становится все ближе к победе в классе LMP2. Например, в прошлом году команде не хватило меньше трех минут до победы в своей категории. Причем из-за штрафов в команде решили отказаться от смены пилотов на последнем отрезке, чтобы сэкономить время на пит-стопах, поэтому Русинову снова пришлось оставаться за рулем гораздо дольше, чем было запланировано.
Самый известный
Для многих представленных здесь пилотов «24 часа Ле-Мана» – вершина карьеры. У Виталия Петрова ситуация другая: WEC стал для него возможностью реабилитироваться после вынужденного ухода из «Формулы-1» и неудачных выступлений в ДТМ. Самый известный русский гонщик присоединился к проекту команды SMP Racing в прошлом году.
Тогда экипаж Петрова занял 3-е место в классе LMP2, что можно считать победой для дебютанта, но в целом результаты получились неубедительными – в других гонках он не попадал даже в топ-5. В текущем сезоне Виталий подписал контракт с «Манором» и занял 7-е и 8-е места на первых двух этапах. На всех гонках сезона, кроме «24 часов Ле-Мана», в LMP2 принимают участие по 9-10 экипажей, так что «выборгская ракета» сейчас пребывает в статусе аутсайдера WEC.
Несмотря на опыт и несомненное гоночное мастерство, Петров пока не может похвастаться званием самого быстрого русского в «Ле-Мане». Экипаж G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым почти всегда оказывается впереди на финише.
Самый неудачливый
Михаил Алешин вполне мог стать первым русским в «Формуле-1». Его карьера развивалась параллельно с Петровым, но гонщик из Москвы был на два года моложе, что давало определенные преимущества. Кроме того, Алешин завоевал титул в Мировой серии «Рено» повторив успех Роберта Кубицы, Кевина Магнуссена и Карлоса Сайнса. Но менеджмент пилота не смог пристроить его в «Формулу-1», а после дебюта Петрова карьера Алешина застопорилась: с маркетинговой точки зрения незачем продвигать сразу двух российских гонщиков.
Свой вклад в развитие отечественного автоспорта Михаилу все-таки удалось внести: в 2014 году москвич стал первым русским в «Индикаре» и даже зацепил там два вторых места (одно добыто на овале).
Алешин появляется в WEC лишь эпизодически из-за большой занятости в Америке, и пока больших достижений у него нет. В «24 часах Ле-Мана» он поучаствует в третий раз, и прошлогоднее 7-е место в классе LMP2 можно считать хорошим плацдармом для грядущих успехов.
Самый крутой геймер
Участие Марка в «24 часа Ле-Мана» – мечта любого школьника, которому родители купили руль для автосимуляторов. Марк Шульжицкий пробился в гонки, выиграв соревнования по Gran Turismo. В финале отбора от академии «Ниссана» требовалось показать навыки владения реальным автомобилем, и здесь Марку помог многолетний опыт в картинге.
На трассу «Сарт» гонщик из Владивостока впервые приехал вместе с командой OAK Racing вместе с сыном Мартина Брандла в 2014 году. Их экипаж шел по дистанции очень хорошо, но в итоге занял лишь 5-е место – помешали технические проблемы.
А в следующем году Марку выпал шанс из числа тех, которые бывают раз в жизни. «Ниссан» решил попробовать свои силы в LMP1 и пригласил Шульжицкого в один из экипажей. Так он стал первым русским, принявшим участие в самом престижном классе «24 часов Ле-Мана».
К сожалению, гонка стала полной катастрофой. Машины «Ниссана» не только уступали лидерам по 20 секунд на круге (то есть ехали на уровне LMP2), но и постоянно ломались. Если вам кажется, что «Хонда» плохо выглядит в «Формуле-1», то просто посмотрите ту гонку. «Ниссан» вместе со своими пилотами выглядел посмешищем и в конце концов сошел с дистанции, а потом японцы по-тихому свернули проект в LMP1.
Больше, вероятно, Шульжицкий в «Ле-Мане» не появится, потому что сейчас Марк в возрасте 27 лет практически перестал серьезно гоняться. «Ниссан» же наигрался в альтруизм и предпочитает сейчас помогать гонщикам, способным приносить деньги.
Самый крутой пилот размера «плюс»
В сознании многих людей, помнящих Злобина по месту тест-пилота «Минарди, Сергей выглядит смешно в силу некоторого высокомерия, пафосных заявлений и комплекции, которую непривычно видеть у гонщиков высочайшего уровня.
Тем не менее, в его карьере есть по крайней мере одно достижение, которым может похвастаться далеко не каждый. В 2014 году Сергей выиграл общий зачет LMP2, причем стал единоличным чемпионом, поскольку по ходу сезона партнеры по экипажу у него менялись.
В «24 часах Ле-Мана» Злобин участвовал дважды – в 2005 и 2014 годах. К сожалению, даже в чемпионский год «Сарт» россиянину не покорился, и он остался лишь 12-м в своем классе.
Самый перспективный
Сергей Сироткин мелькает у дверей в «Формулу-1» с 2014 года. В прошлом сезоне он перешел в молодежную систему «Рено», и сейчас в основном торчит в боксах, ожидая, когда же у Сириля Абитебуля сдадут нервы и он отпустит с миром постоянно фэйлящего Джолиона Палмера. Дела у англичанина совсем плохи и на городских трассах, и на скоростных, так что Сироткин может получить шанс в любой момент.
Помимо этого, Сергей дважды был третьим в молодежной серии GP2, и накатал уже пять пятничных сессий в «Формуле-1». Но поскольку сейчас он нигде не занят в качестве боевого пилота, команда SMP Racing взяла его в чисто российский экипаж на «Ле-Ман»-2017. Ранее Сироткин ни разу не участвовал в гонках на выносливость и не пилотировал машины с закрытыми колесами и кокпитом. Тогда-то мы и увидим, насколько его готовность к «Формуле-1» сопоставима с другим пилотом «Рено», Нико Хюлькенбергом, который выиграл свой дебютный «Ле-Ман».
Остальные
Также Россию в «24 часах» представляли:
– Виктор Шайтар, трехкратных победитель Европейской серии «Ле-Ман» в разных классах в 2013-2015 гг. Лучшее достижение на марафоне – третье место в категории LMP2 в 2016 году.
– Кирилл Ладыгин, чемпион Европейской серии «Ле-Ман» в классе GTC-2013. Лучшее достижение на марафоне – третье место в категории LMP2 в 2016 году.
– Антон Ладыгин, чемпион Европейской серии «Ле-Ман» в классе GTC-2014. Лучшее достижение на марафоне – 12 место в категории LMP2 в 2014 году.
– Дэвид Маркозов – чемпион Европейской серии «Ле-Ман» в классе GTC-2014. Лучшее достижение на марафоне – 6 место в категории LMP2 в 2015 году.
– Алексей Басов – чемпион мира по гонкам на выносливость в классе LMGTE Am в 2015 году, победитель «24 часов» в том же классе.
Команды
Самая успешная
За пять лет существования G-Drive Racing прогремел в чемпионате на выносливость класса LMP2. Уже пятый сезон подряд лучший экипаж не покидает топ-3 общего зачета в одном из самых конкурентных гоночных соревнований на планете, а в 2015 году закончил сезон на первом месте. За это время пилоты G-Drive за 34 гонки взяли 25 подиумов и победили 16 раз!
Неудивительно, что G-Drive Racing дважды останавливался в паре шагов от победы на «Ле-Мане» – на втором и третьем местах. Но если вы уже думаете, что на финансирование такого вбрасывается соответствующая денежная сумма и на нее можно было бы содержать еще пару СКА в КХЛ, то у нас для вас сюрприз. Бюджет за 2017 год составил всего 2,5 миллиона евро, а в самый тучный сезон-2016 он не поднимался выше 3,2 миллиона евро — не так уж много для автоспорта. Львиную часть бюджета формирует контракт на рекламу премиального топлива G-Drive, и, похоже, более эффективное партнерство в русском спорте найти будет трудновато.
Самая национальная
Благодаря SMP Racing у России уже третий сезон подряд есть экипажи, составленные исключительно из местных гонщиков. На грядущем «Ле-Мане» в «Даллару Р217», принадлежащую команде, сядут Алешин, Сироткин и Шайтар. В 2016 году экипаж, состоявший из Петрова, Кирилла Ладыгина и Шайтара занял третье место в классе LMP2, а в 2015 году чисто российский коллектив тоже был, но до финиша, к сожалению, не добрался.
Остальные
– IPB Spartak Racing – первая команда Русинова на «Ле-Мане», названная в честь одноименного хоккейного клуба из Москвы. Однажды привезла Романа к победе в Барселоне, но в «24 часах» не классифицирована.
– Convers MenX Team/Russian Age Racing/Conversbank – разные структуры, созданные вокруг одной и той же команды — совместного экипажа Васильева и Фоменко. Однажды стали третьими в общем зачете Европейской серии «Ле-Мана», а лучшее достижение на «24 часах» – пятое место (все – в классе GT1).
Факт дня о «24 часах Ле-Мана» от G-Drive Racing
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков, Дмитрий Коробейников; commons.wikimedia.org /Le Sport Universel Illustre; flickr.com/G-Drive Racing media (4,11); globallookpress.com/DPI/NurPhoto, Olivier Beroud/VSA (6,7,9); РИА Новости/Виталий Аньков, Нина Зотина; globallookpress.com/Pascal Saivet/VSA
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Только единицы пишут комменты ко всему, что они читают.
Во-первых, Алешин был молодой звездой уже в 13 лет, когда его в 2001-м году не допустили до старта в тогдашнем русском классе оупен виллс, как раз из-за того что ему 14 было только через неделю. Притом, что он был отлично готов (в картинге рвал всех и на тестах был неплох). Петров же в этот год ездил по льду на ВАЗ 2108. Вся карьера Алешина складывалась в принципе неплохо, если бы не две большие ошибки Михаила: он слишком долго выигрывал Мировую серию Рено (с 4-й попытки) и по сути потерял год из-за глупого перехода в Ф-2 (вторую ее инкарнацию) в 2009-м. Если бы Михаил выиграл МСР в 2008-м, то тогда точно попал бы в Ф-1 в 2009-м. Вместо Буэми. Так как Алешин входил в молодежную программу РБ в тот год, а выгнали его именно после 2008-ого.
Во-вторых, титул Алешина случился в 2010-м, когда Петров уже заканчивал первый сезон в Ф-1. В статье немного время попутали, а это важно. Тогда у Петрова возникли проблемы с продлением контракта, и менеджмент Алешина очень некрасиво пытался "перехватить повестку".
Все надо делать вовремя: человек в младших сериях бился с Феттелем и Риккардо, а теперь вот гоняет на овалах. Но Миша сам виноват.
Но количество комментариев и популярность вида спорта - разные вещи.
Самое большое кол-во комментариев к сенсационным новостям.
Вам показать футбольные новости или статьи с 2-3 комментами?
Если для вас важны комменты ради комментов - это ваше дело и ваши проблемы, хоть обпишитесь.