Гран-при Европы. Пресс-конференция по итогам гонки
Участвуют:
1. Рубенс Баррикелло, Ferrari
2. Михаэль Шумахер, Ferrari
3. Кими Ряйккенен, McLaren-Mercedes
- Рубенс, расскажи нам о своей гонке.
Рубенс Баррикелло: Она была фантастической. На старте мы были так близко друг от друга, и не хотели совершать ошибок. Я был позади, но не хотел поставить Михаэля в трудную ситуацию. Однако затем, когда я ехал по внутренней стороне, я немного подотстал и увидел, как McLaren проходит с внешней стороны, поэтому я снял ногу с тормоза. Это было очень рискованно, ведь мы шли слишком близко друг от друга. Я был на хорошей траектории, потом увидел, как борются между собой гонщики Williams, видел, что есть шанс, и решил его использовать. И поскольку машина на первом круге шла великолепно, у меня был шанс довольно быстро обогнать Ральфа, что, собственно, и решило исход гонки.
- После второго пит-стопа ты был уверен, что останешься впереди до финиша?
РБ: Я, Росс и инженеры - мы не переставали все время говорить в течение гонки. Машина шла отлично на протяжении всей дистанции. Не было ни единой проблемы, поэтому они разрешили нам ехать на полную мощность, и только, наверное, кругов за 10 до конца попросили меня сконцентрироваться на том, чтобы просто доехать до финишной линии. Но если говорить о 100 процентной отдаче, это была фантастическая гонка, и я хотел бы поблагодарить всех в Ferrari за то, что машина была столь хороша.
- Михаэль, ты уже почти достал Рубенса, но потом твою машину развернуло. Это потому, что ты был слишком близко от него? Как, по-твоему, именно это стоило тебе победы?
Михаэль Шумахер: Ответом на первый вопрос будет - да, мне так кажется, хотя Рубенс сказал, что у него тоже были некоторые сложности на том же круге и в том же повороте, и он предположил, что там, на трассе, возможно, была пыль или масло, или что-то еще. Я подумал, что просто был слишком близко, но знал, что должен быть близко, потому что подходило время пит-стопа. Я знал, что останусь на трассе на круг больше, поэтому должен был приблизиться и использовать этот лишний круг для того, чтобы получить преимущество. Но я оказался слишком близко и потерял контроль над машиной.
- После второго пит-стопа ты опять нагнал Рубенса. На какой риск ты был готов пойти для того, чтобы попытаться обойти его?
МШ: Я отдал этому все силы, но после пит-стопа я попал в трафик, и это стоило мне потерянного времени. Не знаю, хватило бы его для обгона или нет, поскольку в тот момент, когда я уехал на пит-стоп я отставал секунды на две. Не знаю, как много я на этом потерял. Он провел супер-гонку, он ни разу не ошибся, поэтому он заслужил эту победу, а я - второе место.
- Кими, мы будем тебя видеть здесь чаще?
Кими Райкконен: Да, я на это надеюсь. Думаю, что в этом сезоне я мог бы побывать на таких пресс-конференциях намного больше раз, чем на самом деле был, но мне слишком часто не везло. Я не сумел финишировать в чересчур большом количестве гонок. Первая гонка закончилась подиумом, и сегодняшняя тоже была неплохой.
- Ты видел столкновение твоего напарника с Хуаном Пабло Монтойей в первом повороте?
КР: Думаю, Монтойя просто защищал траекторию на внутренней стороне, а Дэвид пытался пройти его по внешней. А потом: я не знаю, честно говоря, что там произошло, но машину Монтойи немного увело в сторону, он ударил Дэвида, и для них на этом гонка закончилась. А вот мне повезло. Я прошел их обоих, потом нагнал Ральфа. Я пытался его обойти, но команда сказала мне, что он собирается заехать на пит-стоп на том же круге, что и я, поэтому я остался на трассе и гнал, что есть сил.
- Рубенс, каковы шансы на вторую твою победу подряд в Силверстоуне, на трассе, которая тебе так хорошо знакома?
РБ: Ну, я проводил там тесты. Мне очень нравится эта трасса, нравится атмосфера, которая там царит. Для меня это почти родное место, потому что я так много времени провел там, на тестах. И еще надеюсь, что там будет все в порядке с погодой. Будет хорошая гонка.
- Как ощущения, Рубенс?
РБ: Прекрасные. Я сказал Михаэлю, что Германия ко мне благоволит, потому что это уже вторая моя победа в Германии, и единственная разница между этой победой и той - в том, что я на этот раз так сильно не плакал! Я очень счастлив. Я в эйфории, потому что еще в пятницу, например, все шло не так уж здорово. Утром в субботу снова появились небольшие проблемы. А на сей раз у меня были хорошие настройки, я выбрал те же шины, что и у Михаэля, и это был совершенно правильный выбор. Я хочу поблагодарить его и команду за то, что мне предоставили информацию и помощь, потому что иначе у меня опять были бы проблемы, потому что шины должны были быть лучше, чем у наших соперников. Но, по-моему, выбор, который мы сделали для гонки, был лучшим.
- Все решил первый круг, да?
РБ: Он был потрясающим. Он был очень хорош, потому что, как я уже сказал, я отлично стартовал и постарался повисеть на хвосте у каждого. Я видел, как приближается McLaren, а из-за новой структуры поворота я не знал, где тормозить. Я это должен был узнать. Во избежание неприятностей, я чуть притормозил, это было метров за 130 или около, я увидел, как все вписываются, и затем мне пришлось вновь отпустить тормоза и попробовать оторваться. Я увидел, как Дэвид заходит с внешней стороны, и постарался удержаться на своей траектории, не выпихнув на полном ходу его с трассы, а затем все произошло так быстро, я увидел пару Williams, идущих бок о бок, я сказал: "У-у, там есть пространство, постараюсь в него протиснуться", и еще три поворота спустя появилось свободное место на внутренней стороне рядом с Ральфом, и я этим должен был воспользоваться. Конечно, к этому моменту шины уже работали просто фантастически, и, как я уже говорил, у меня не было ни единой проблемы с машиной, потому что все шло отлично, и у меня была возможность все время ехать по полной программе и концентрироваться только на своих задачах.
- Был ли шанс, что тебе придется сделать тоже, что и в Австрии?
РБ: Люди, естественно, будут долгое время это обсуждать, но давайте просто наслаждаться этим моментом. Это была фантастическая гонка. С третьего места на старте до первого на финише - это потрясающее ощущение. Вся моя семья здесь, мой сын, моя жена здесь, так что давайте просто этому порадуемся. Я не хочу говорить об Австрии.
- Михаэль, ты был так уверен в своем старте за счет того, что стоял на правильной стороне, и все же тебе не удалось использовать это в своих интересах.
МШ: Вообще-то я выбрал неправильное место для торможения на старте. Я не считал, что есть возможности на внутренней стороне. Когда машины так близко друг от друга, иногда очень сложно принимать решения. Потом, когда возвращаешься к этому моменту, когда видишь, что происходило, уже можно понять, как было бы правильнее поступить. Я вроде бы обошел слипстримом Ральфа, Монтойя был с внутренней стороны, почти бок о бок с Ральфом, и я подумал, что мне лучше зайти с внешней стороны и посмотреть, что эти парни будут делать, может, я смогу обойти их на торможении. Но затем, к сожалению, поскольку там сделана как бы петля, внешняя сторона становилась все уже и уже, и мне пришлось притормозить, а затем я увидел Рубенса и Култарда, пролетающих мимо меня, так что я подумал: "Ну, похоже, это было неправильное решение". К счастью, я смог вновь обойти Култарда во втором повороте, а потом первые два круга были довольно сложными, я нагнал Хуана, впрочем, он был довольно близко. С Ральфом мы неплохо поборолись, это была очень честная борьба, а затем мне нужно было нагнать Рубенса, и, в конце концов, все видели, что я сделал.
- Что ты думаешь о победе Рубенса?
МШ: Это отлично. Он провел потрясающую гонку, он не ошибался, как я, и поэтому он заслужил эту победу. Если бы я сумел удержаться рядом с ним до пит-стопа, может быть, у меня был бы шанс, потому что я должен был заезжать в боксы кругом позже. У нас были равные шансы, мы оба старались, и я проиграл, потому что был слишком близко, и машину бросило в занос.
- Ближе к концу гонки вы снизили темп до 1'36, в то время как Кими проезжал свои круги за 1'33. Когда вы решили сбросить темп? Такой была стратегия?
МШ: После второго пит-стопа, поскольку как мы поняли по первой половине гонки, обгон был бы крайне сложным, ибо мы шли в одинаковом ритме, команда по радио сказала: "Вашего отрыва от соперников вполне достаточно, так что давайте спокойно доведем машины до финиша, потому что вы, ребята, уже больше ничего не сможете сделать на трассе".
- Кими, у тебя был тот же лучший результат на Гран-при, но это было довольно давно. В чем проблема?
КР: Я не знаю. Машина сегодня была недостаточно быстрой для того, чтобы соперничать с Ferrari. Шины и все остальное работали прекрасно, и, на мой взгляд, машина выглядела очень прилично, правда, в середине гонки были некоторые проблемы с управлением. Мы были гораздо быстрее Williams. Мы их догнали и могли обогнать, так что эту гонку можно считать для нас удачной.
- У тебя была пара сражений. Старт прошел очень насыщенно, да?
КР: Да, я так думаю. Я коснулся одной из машин Renault, просто заблокировал колесо и слегка коснулся той машины, "звоночек прозвенел", но там все было достаточно места, чтобы разойтись.
- Михаэль, в Австрии Жан решил поменять вас местами, сегодня этого не произошло. Почему?
МШ: Сейчас ситуация в чемпионате совершенно другая, не та, что была в Австрии, потому что тогда никто не мог точно предсказать, как будут развиваться события. И сейчас у нас гораздо более уверенное положение в зачете, чем было в Австрии.
- Михаэль, что, ты думаешь, произойдет в среду (26 июня, день, когда Михаэль, Рубенс и Жан Тодт должны будут дать объяснения своего поведения в Австрии перед Советом ФИА)?
МШ: Увидим в среду.
- А как насчет вторника? Ты вроде бы говорил, что этот день тоже будет для тебя особенным?
МШ: Во вторник у меня будет сразу два особенных события. Во-первых, будет открыта новая выставка в Керпене, над созданием которой работал мой отец. А после этого, или может до, я буду на вечере, который устраивает ФИА в рамках своей программы по увеличению безопасности дорожных автомобилей.
- Михаэль, команда сегодня решила, что тебе не нужны дополнительные очки. То есть, чемпионат уже у тебя в кармане?
МШ: Стал ли я уже чемпионом? Я бы хотел так сказать, но это не так. Мы еще на шаг приблизились к этому, но пока дело не сделано, нет смысла слишком много об этом думать.
- Рубенс, после того, что произошло в Австрии, эта гонка, говоря начистоту, вернула все на свои места? И еще, по-твоему, на слушании в среду примут во внимание то, что произошло сегодня?
РБ: А нечего принимать к сведению. Сегодня никаких решений не принималось. Это была честная и открытая гонка, а Австрия - уже часть прошлого. То, что произошло здесь, это никакое не возвращение долгов за какие-либо гонки, что было, что было, а что сделано сегодня - то сделано сегодня.
- Михаэль, в конце гонки в той части пит-лейн, где сидит Ferrari, было много разговоров, и Жан Тодт, похоже, нервничал больше обычного. Можешь объяснить, почему?
МШ: В какой-то момент немного повысилась температура масла, когда я приближался к Рубенсу. Наверное, поэтому он и переживал.
- Михаэль, тебя не просили оставаться на своей позиции, не атаковать ради победы?
МШ: Дело в том, что если мы оба ехали на все 100 процентов, а так было в первой половине гонки, вы это могли видеть, то не было бы шанса на обгон, поэтому излишняя скорость и стресс для машины были рискованными - они могли стоить гонки. И поэтому нам обоим приказали спокойно ехать до финиша. И насколько он сбросил темп, настолько же и я сбросил, потому что было бы нечестно, если бы он начал притормаживать, а я этим воспользовался для обгона. Это нечестно.
- Это планировалось до гонки или было решено уже после пит-стопа?
МШ: Нет, у нас была честная гонка.
- Хорошо, если у вас была честная гонка, если бы команда попросила тебя пропустить Рубенса, как бы ты отреагировал?
МШ: Такой вопрос никогда не поднимался. Такой идеи не было.
- Ты сначала сказал, что ситуация отличалась от той, что была в Австрии, а после этого ты говоришь: "Чемпион ли я? Еще нет". Разве это не означает, что ситуация была такой же?
МШ: Они отличаются в плане очковой позиции, поскольку сейчас мы существенно всех опережаем, хотя чемпионат еще и не закончен. В Австрии была пятая (шестая) гонка, а сейчас закончилась девятая. По-моему, это объясняет ситуацию. Иногда люди в чем-то совершенно убеждены, но, на мой взгляд, мы просто не можем в данный момент почивать на лаврах, считая, что победу в чемпионате будет легко одержать. Я не хочу сказать, что мы смотрим на всех свысока, но сейчас мы в довольно комфортном положении в плане очков. Мы видели, что было с Ральфом, что произошло с Монтойей, мы примем все это к сведению.
- Михаэль, ты также уверен в том, что в среду у тебя не отберут некоторое количество очков?
МШ: Не думаю, что стоит это обсуждать, потому что эту историю будет разбирать Совет, и вы должны понять, что мы не хотим это обсуждать.
- Насколько трудно было не бороться за победу здесь, в Германии?
МШ: Я боролся, я очень старался. Я так старался, что меня развернуло.
- За исключением конца гонки, когда вам приказали сбросить темп.
МШ: Я ничуть не расстроен из-за этого, потому что на этой трассе у нас не было шанса на обгон, вот так, и после второго пит-стопа, когда он выехал впереди меня, я знал, что уже все закончено.