Опасный поворот
Мир элитных автогонок, спокойный и невозмутимый на протяжении многих лет, пошатнулся за одну неделю. Ведущие автоконцерны, чьи команды участвуют в чемпионате мира, выступили с заявлением, в котором утверждают, что намерены создать альтернативный чемпионат мира "Формулы-1".
Сначала было имя. Берни Экклстоун. Человек, подчинивший себе капиталы современной "Формулы-1". Английский бизнесмен, совладелец фамильного холдинга SLEC (Slavica Ecclestone Corporation), в котором 77-летнему старцу до недавнего времени принадлежало 75 процентов акций. Сила и привлекательность холдинга заключаются в коммерческих правах на "Формулу-1", в том числе и телеправах на ближайшие 100 (!) лет на безумно обожаемый во всем мире адреналиновыделяющий вид спорта настоящих мужчин. В прошлом году Экклстоун, дабы избавиться от обвинений в узурпаторстве трона "Формулы-1" (впрочем, это ему так и не удалось), продал 50 процентов акций холдинга немецкой медиа-группе EM.TV & Merchandising. Однако последняя вскоре пережила серьезный финансовый кризис и продала половину акций другой немецкой телекомпании Kirch, принадлежащей известному медиа-магнату Лео Кирху, владеющему, кстати, правами на трансляцию матчей чемпионата мира по футболу 2002 года.
За несколько дней до старта нынешнего чемпионата мира "Формулы-1" Кирх выкупил еще 25 процентов акций СЛЕКа, фактически сосредоточив всю власть в своих умелых и умеющих считать деньги руках. Такая монополия сразу же взволновала формулический мир, тем более что внутри него со скоростью болида стали распространяться слухи о намерении Кирха перевести трансляцию гонок чемпионата исключительно на платные кабельные каналы. Президент Международного автомобильного союза (ФИА) Макс Мосли с настороженностью отнесся к приходу Кирха во власть, но резких действий против него не предпринял.
Отсиживались в засаде и руководители автоконцернов, чьи болиды колесят по трассам "Формулы-1". Они неоднократно заявляли о желании участвовать в распределении доходов от трансляций Гран-при (по оценкам аналитиков, компании тратят на участие в гонках до 450 миллионов долларов в год), но никогда прежде не были столь настойчивы в своих требованиях. Однако на прошлой неделе переговоры Ассоциации европейских автопроизводителей -- ACEA (в нее, в частности, входят такие крупные концерны, как FIAT, Daimler-Chrysler, Renault, Jaguar, BMW и Ford, а в ближайшее время намерены присоединиться Toyota и Honda) с немецким медиа-магнатом снова зашли в тупик, и ACEA устами своего председателя и генерального директора FIAT Паоло Кантареллы заявила о создании совместного предприятия, которое организует альтернативный чемпионат машин в классе "Формула-1". В разведенный автоконцернами огонь подлил масла и ФИА, заявивший, что готов дать добро на организацию альтернативных автогонок.
Экстренное приватное совещание Берни Экклстоуна и Лео Кирха выработало план спасения "Формулы-1". Экклстоун и Кирх предложили ACEA выкупить 25-процентный пакет акций холдинга SLEC. Кроме того, автопроизводители получали право вето на любое решение, касающееся перевода телетрансляций на частные платные каналы. "Я потратил 30 лет на то, чтобы создать "Формулу-1", однако сейчас она встала перед угрозой быть уничтоженной всего за полгода, -- так объяснил Экклстоун свое стремление к компромиссу. -- Спешу успокоить всех: я буду и в дальнейшем проводить политику бесплатной телевизионной трансляции гонок "первой Формулы".
Однако, несмотря на оптимизм большого босса "больших призов", автомобильные компании довольно осторожно отнеслись к предложению Кирха. По мнению ACEA, 25 процентов -- это слишком малый кусок телепирога; автомобилисты настаивают на 35 процентах акций SLEC. А буквально вчера вечером Берни Экклстоун заявил, что готов дополнительно продать ассоциации автомобилестроителей половину из своих 25 процентов акций холдинга SLEC, что вкупе с 25 процентами акций Кирха обеспечит ACEA даже более требуемых 35 процентов в доле холдинга. "Не понимаю, почему автокомпании требуют полномочия управления "Формулой-1", ведь их дело -- продавать автомобили. Однако, чтобы не развалить свое детище, я готов отдать им необходимые акции", -- сказал Экклстоун английской The Sunday Times.
Кстати, занимательно, что если ассоциация автостроителей все-таки решится вступить в открытую войну с Экклстоуном и Ко (такая перспектива пока не кажется фантастичной), это отнюдь не значит, что ведущие пилоты "Формулы-1" Шумахер, Хаккинен, Култхард, Баррикелло и другие согласятся -- даже при всей нелюбви к Экклстоуну -- поцеловать ручку другому хозяину. Ведь контракт с автоконцерном и его командой -- это далеко не одно и то же. В любом случае альтернативная "Формула-2" может появиться на свет не раньше 2008 года, до которого все участники "Формулы-1" связаны контрактными условиями. Трехкратный чемпион мира Михаэль Шумахер повел себя в этой напряженной ситуации проще всего, заявив: "Когда, вы говорите, "Формула-1" развалится? Через семь лет? Тогда меня это не беспокоит -- к тому времени я уйду из большого спорта".
Завтра, 11 апреля, последний срок (он определен генеральной ассамблеей ФИА), когда должен быть решен вопрос будущих телетрансляций "Формулы-1". По мнению президента ФИА Макса Мосли, "все сейчас находится в руках автомобилестроителей". Он подчеркнул, что "если автопроизводители примут решение создать альтернативный чемпионат и при этом технические характеристики болидов будут отвечать требованиям безопасности, никаких препятствий на пути этого желания не возникнет". С другой стороны, если ФИА гарантирует свободные телетрансляции гонок "Формулы-1", никакого альтернативного чемпионата мира болельщик в ближайшие годы точно не увидит. Автостроители взяли решающую паузу...