Пилот отпущения
''В среду, за два дня до двенадцатого этапа чемпионата мира в классе машин "Формула-1" -- Гран-при Германии, -- случилось событие, формулический мир шокировавшее: хозяин британской команды "Джордан-Хонда" Эдди Джордан объявил о немедленном разрыве гоночного контракта со своим первым пилотом, 34-летним немцем Хайнцем-Харальдом Френтценом. Место Френтцена в кокпите желтого болида в шести оставшихся Гран-при сезона-2001 займет тест-пилот "Джордана", бразилец Рикардо Зонта.
"Это был сезон разочарований и для Хайнца-Харальда, и для нашей команды, -- так прокомментировал решение расторгнуть соглашение с Френтценом, срок действия которого истекал только по окончании следующего сезона, Эдди Джордан. -- Последней каплей стал Гран-при Великобритании, после которого мы с Френтценом окончательно разошлись во взглядах". Напомню, что гонка в Сильверстоуне для "Джордана" явно -- впрочем, как и большинство гонок в этом сезоне, -- не сложилась. Несмотря на отличную квалификацию (Ярно Трулли стартовал четвертым, Френтцен -- пятым), "Джордан" не набрал ни очка: Трулли сошел после столкновения с Култхардом уже на первом круге, Френтцен же безобразно среагировал на огни светофора и пришел к финишу седьмым, обвинив, правда, в неудаче техническую неисправность болида.
Тогда Джордан не пытался скрывать разочарование результатом домашней для его конюшни гонки: "Очень горько, что, несмотря на большую работу, проделанную командой во время уик-энда, мы не смогли подарить праздник тысячам поклонников команды", -- сетовал Эдди Джордан. Тем не менее никто не ожидал, что его разочарование так быстро и так решительно трансформируется в решительные действия в отношении Френтцена.
Похоже, у Джордана просто сдали нервы. Впрочем, понять расстройство британского автомагната можно. Когда в 1999 году "Джордан" сенсационно обошел "Уильямс", "Стюарт" и "Бенеттон" и взобрался на третье место в Кубке конструкторов (на счету Френтцена оказались две победы, первые в истории "Джордана" в "Формуле-1"), Эдди Джордан уже предвкушал, что и сам заветный Кубок вот-вот окажется в его руках. Однако следующий сезон опустил лохматого британца на землю -- на двоих Трулли и Френтцен набрали всего 17 очков, а команда сдала позиции, пропустив вперед не только "Уильямс" с "Бенеттоном", но и малоопытный БАР.
Год 2001-й не принес облегчения Эдди Джордану. В одиннадцати гонках его первый пилот Хайнц-Харальд Френтцен набрал лишь шесть очков, причем все шесть -- в четырех Гран-при на старте сезона, после чего в четырех из шести гонок немецкий пилот не добирался до финиша. В индивидуальном зачете оба пилота "Джордана" проигрывают сейчас даже молодежному тандему Хайндфельд-Райкконен из предельно скромного "Заубера". И все же искать причину всех бед во Френтцене, пилоте, который дважды за последние пять лет становился бронзовым призером чемпионата мира (по разу в "Уильямсе" и "Джордане"), Джордану едва ли стоило.
Надежность болидов британской команды в текущем сезоне оставляла и оставляет желать лучшего: многократно именно технические проблемы не позволяли пилотам команды, как Френтцену, так и Трулли, бороться за место на подиуме. Кстати, не исключено, что причиной резкости в решении Джордана послужила как раз-таки критика Френтцена в адрес своей машины. Так, после 10-го этапа чемпионата мира -- Гран-при Франции -- немец открыто обвинил в ущербности собственный болид и механиков команды. "Это стыд, -- заявил тогда немец. -- Чем можно объяснить то, что меня лишних 10 секунд держали на пит-лэйне, или те неожиданные отключения системы трэкшн-контроля, из-за которых машина несколько раз практически останавливалась?.. Более того, это были отнюдь не все проблемы, преследовавшие меня во время гонки. Но и их хватило, чтобы выключить меня из борьбы за место в очковой зоне".
Узнав о решении патрона команды, Френтцен не поддался эмоциям и постарался остаться предельно корректным: "Из-за неожиданного разрыва контракта со стороны Jordan Grand Prix Limited я не буду выступать в Хоккенхайме. Предъявленные мне обвинения полностью отвергаю. Давать какие-либо комментарии в настоящий момент я не вправе. Скажу только, что сейчас мой менеджер занимается юридической стороной вопроса". Вполне вероятно, что Френтцен будет судиться с Джорданом и -- если это произойдет -- наверняка добьется материальной компенсации за моральный ущерб и досрочный разрыв контракта. Правда, в кулуарах "Формулы-1" уже сейчас раздаются голоса, что долго безработным немецкий пилот не останется и что радостнее всех новость об отставке Френтцена отметили в японской "Тойоте", которая дебютирует в "Формуле-1" в следующем сезоне и обхаживает опального немца на протяжении всего сезона.
Хроника пикирующего пилота Гран-при Квалификация ГонкаМельбурн 4 5Сепанг 9 4Интерлагос 8 11Имола 9 6Барселона 8 не доехалАвстрия 11 не доехалМонако 13 не доехалНюрнбургринг 8 не доехалМаньи-Кур 7 8Сильверстоун 5 7
Примечание. Из-за травмы, полученной в инциденте в Монако, Френтцен не принимал участие в Гран-при Канады.