Много званых, один избранный
В этот уик-энд в крохотном европейском княжестве Монако состоится седьмой этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1". Две недели, которые прошли после предыдущего этапа чемпионата в Австрии, формулический мир говорил -- за редким исключением -- об одном: о спорном решении "Феррари", лидера Кубка конструкторов, лишившей заслуженной победы Рубенса Баррикелло. Последним свой голос в пятницу подал владелец "Формулы-1" Берни Экклстоун, заявивший, что подобные фокусы "Феррари" в будущем с рук не сойдут: "Я мог понять поступок "Феррари", если бы в Австрии решалась судьба Кубка конструкторов. Но ведь об этом речи не шло. В конце концов, можно было исполнить этот маневр более элегантно".
В то же время Экклстоун выразил уверенность, что "если бы в "Феррари" знали, какой будет в мире реакция на их решение, они вряд ли на него осмелились". Как бы то ни было, все прозвучавшие в эти дни оценки не смогут повлиять на судьбу чемпионата мира -- официальная реакция ФИА последует 26 июня на Всемирном конгрессе в Париже. Однако ждать, что с "Феррари" и Шумахера снимут очки (такое наказание по регламенту ФИА в принципе возможно), не стоит -- скорее всего чиновники ФИА ограничатся очередной поучительной тирадой. Тем более что к концу июня страсти вокруг австрийского инцидента наверняка поутихнут.
''Сейчас же пора забыть о Гран-при Австрии и сосредоточить внимание на самой неоднозначной гонке в календаре -- Гран-при Монако. Эту гонку, проходящую по грязным улицам сразу трех городов княжества, не любит практически никто из пилотского корпуса -- минимум скоростных прямых и почти нет участков, предназначенных для обгона. Монако -- самая медленная трасса в календаре чемпионата мира, с самым же медленным поворотом-шпилькой "Гранд Отель", который гонщики проходят со скоростью 40 км в час. Монако -- трасса, на которой не только победить, но и просто финишировать -- удел избранных. Так, в 2000 году к финишу пришло девять, в 1999-м -- восемь, а в 1996-м -- всего четыре гонщика. Неудивительно, что именно Гран-при Монако принадлежит рекорд по количеству всевозможных сюрпризов. Чего стоит хотя бы триумф Оливье Паниса на заурядном "Лижье" в условиях проливного дождя шесть лет назад. Или два вылета с гоночного полотна в море легендарного Альберто Аскари в 1955 году и австралийца Пола Хоукинса десять лет спустя.
И все таки фаворит Гран-при Монако-2002 очевиден, и, увы, он все тот же -- немец Михаэль Шумахер, который в случае очередной победы встанет в один ряд с Волшебником Айртоном Сенной (на его счету 6 "больших призов" Монако) и, кроме того, принесет юбилейную, 150-ю победу "скудерии Феррари". Впрочем, если верить магии цифр, Гран-при Монако всегда благоволило "Макларену", который владеет 11 победами на этом автодроме (в частности, последняя удача "серебристых стрел" приходится на победный для Дэвида Култхарда 2000-й год), на три опережая "Феррари". Впрочем, сегодня разница в готовности болидов итальянской и английской команд слишком велика, чтобы "Макларен" мог рассчитывать без помощи фортуны на двенадцатую победу.
Однако не стоит сбрасывать со счетов в Монако и прогрессирующую ото дня на день "Рено", способную на глазах своих зрителей прыгнуть выше головы. "Трек в Монако нам очень подходит. Сейчас мы проделали большую работу над аэродинамическими свойствами болидов и надеемся, что эта работа принесет в воскресенье свои плоды", -- заметил директор "Рено" Марк Гаскойн. В четверг, во время свободных заездов, Ярно Трулли убедил, что слова Гаскойна имеют под собой почву, выиграв первую тренировочную сессию уик-энда. Сразу после этого Трулли и его партнер по команде Дженсон Баттон отправились в Канны для участия в рекламной акции "Рено" на 55-м кинофестивале.
Ну и, конечно, рассуждая о фаворитах Гран-при Монако, нельзя не вспомнить об Оливье Панисе. Несмотря на откровенно слабую машину "БАР-Хонда", которой обладает француз, от него можно ждать чего угодно. В 1996 году Панис провел в Монако без натяжки великую гонку. Тогда, стартовав с 14-й позиции, Оливье на мокрой трассе сумел последовательно пройти Мартина Брандла, Мику Хаккинена и Джонни Херберта, Дэвида Култхарда, Жака Вильнева, Мику Сало и Эдди Ирвайна. После того, как сошли с трассы Михаэль Шумахер, Дэмон Хилл и Жан Алези, Панис возглавил пелотон.
Но триумф мог и не состоятся, ведь на последних кругах у Паниса практически закончился бензин. "Инженеры раз за разом твердили мне: "Полегче, полегче". Но сзади наседал Култхард, и я не мог не давить на педаль. Когда закончил один из последних кругов, вся команда подошла к пит-уоллу. Я подумал, чего это они так рано -- ведь мне еще предстояло пройти минимум два круга. А потом увидел взмах клетчатого флага, и понял, что победил. Из-за дождя гонка закончилась на несколько кругов раньше положенного. Не случись этого, мне точно не хватило бы бензина". В воскресенье, надеюсь, бензина хватит всем. Но выиграет в Монако только один.