Эдди Джордан о секретах своего бизнеса
В течение 10 лет Эдди Джордан пережил все: от банкротства до побед в Гран-При и сделок с Honda на поставку двигателей. Сейчас он поведает о приемах достижения успеха в Формуле-1 и том, как его сохранить.
Говорит Эдди Джордан
Три принципа - стабильность, терпение и удача - вот чем я руководствовался при управлении командой. Но в самом начале участия Jordan в Гран-При эти постулаты звучали просто как терпение, терпение и еще раз терпение.
Вы, наверное, скажете, что мне просто повезло. Если бы меня спросили, что самое важное я сделал за последние 10 лет, то я бы ответил: пережил кризис 1991 года.
У нас не было ни пенни, мы надавали всем обязательств, и 1992 год начался с петиции об окончании деятельности: можно сказать, что в то время я досконально изучил наше законодательство!
В те тяжелые времена меня подвело и здоровье, и это скорее всего было вызвано стрессом. А возможно и наоборот? Со стрессом я справиться могу, но только не с полным бездействием. Однако всем, кто хочет достичь успеха в Формуле-1 приходится иногда переживать болезненные моменты.
Посмотрите на McLaren. Рон Деннис перый скажет вам, какие трудности ему пришлось преодолеть в конце 70-х и начале 80-х. Со мной было то же самое в начале 90-х: у нас практически не было денег, мы пребывали в отчаянии, и люди не хотели рисковать, работая в команде, которая скоро может обанокротиться.
Выжить - мы выжили, и по многим причинам. С помощью торговых уловок, скажем так. Я уверен, что в последние 20 лет никто другой так не играл на карьерах пилотов, как я. Айртон Сенна в 1983 году, Михаэль Шумахер и Деймон Хилл в Формуле-3, а также новички Ральф Шумахер, Ярно Трулли, Эдди Ирвайн, Рубенс Баррикелло и Джанкарло Физикелла.
Да, я получал от этого материальную выгоду. В каком-то смысле некоторое время команда существовала именно за счет этого. Когда мы продали Эдди в Ferrari, его переход, например, наряду с существенной поддержкой Benson&Hedges, принес средства для уплаты части суммы за аэродинамискую трубу.
Многие пилоты в начале существования команды пополняли бюджет команды. Сейчас я бы не стал пользоваться этим, но на том этапе это было необходимо для развития бизнеса.
Распределение обязанностей - один из основных моментов, обеспечивших команде Jordan успех. Когда-то мать сказала мне, что необразованность очень опасна, и нет ничего ужаснее сомневающегося и слабовольного босса. В таком случае можно услышать, как персонал будет шептаться: "Почему бы ему не оставить нас в покое".
Мне нравится заниматься коммерческими делами пилотов и спонсоров. Тревор Фостер ответственный за ежедневные задачи команды, а Гари вот уже 10 лет следит за конструкторской стороной. Конечно я бы не стал заниматься тем, в чем ничего не смыслю.
Поэтому я считаю себя довольно хорошим руководителем, ведь я даю своим сотрудникам полную свободу действий. Пример тому мое общение с прессой. Очевидно, что мы нуждаемся в средствах массовой информации. Но когда я раздражен, или чувствую, что они требуют слишком многого, тогда на помощь приходит Жизель Дэвис, менеджер по связям с общественностью, она меня подбадривает и мобилизует к действию. Она заставляет меня работать как можно чаще, потому что это - на пользу команде. Я не осмеливаюсь вмешиваться в ее работу!
Рок-н-ролл сыграл немаловажную роль в достижении Jordan успеха. Это в каком-то смысле был наш маркетинговый прием. Мы не стремились выделяться среди других, но ирландское происхождение невольно дало о себе знать.
Ирландцы по своей природе более демократичны, более толерантно относятся к людям, поэтому наши сотрудники вольны сами выбирать себе начальство и обладают свободой действий. Но нельзя сказать, что мы относимся к работе поверхностно, если люди позволяют себе пренебрегать своими обязанностями, то я предпринимаю меры.
Я всегда очень увлекался музыкой, и думаю, что люди зачастую интересуются нашей командой именно из-за этого. Моя группа Buzzin Hornets пользуется успехом в Shepherds Bush в Лондоне с Thin Lizzy, и это очень помогает развитию торговой марки. Люди говорят нам, что любят Jordan за музыку, наверное это не совсем правильно, но я могу это понять.
Помню, как Рон сказал мне: "Проблема Эдди в том, что он недостаточно серьезен. Тогда я не обиделся на это замечание, но оно меня задело, и когда мы начали побеждать в гонках я сказал: "Не будь слишком уверен в том, кто именно несерьезен".
В пользу Рона хочу заметить, что он сказал нам позже: "Нам следует уделять вам больше внимания. Я думаю, он просто хотел быть любезным!"
Вы знаете, что Jordan заключила сделку с Honda в августе 2000 года, и это был настоящий переворот. Я помню, как после встречи с Honda я пошел в клуб "Одноглазая змея" (он не столь экстремален как его название, честное слово!) вместе с Флавио Бриаторе.
Я тогда только вернулся с самой важной встречи в моей жизни, и Флавио был очень щедр на шампанское, но я понимал, что никому не могу всего рассказать! Я представил, что бы он сделал, если бы узнал об истинной цели моего пребывания в Японии. Флавио достаточно умен, и в ту ночь он подошел ко мне и сказал, что знал, почему я был в такой хорошей форме на вечеринке. Он был прав; я хотел быть трезвым всю ночь. И я так и сделал!
В Формуле-1 приходится находятся в боевой готовности с первой недели марта до конца октября, потому что гонки проходят каждые 2 недели, а тесты каждую неделю по три дня. По этой причине некоторые команды теряют людей, которые уходят в производство.
Получается ситуация, в которой и команды, и пилоты обижены. Вопрос не в достойной оплате: люди посвящают свои жизни идее, которую мы вместе стремимся достичь.
Есть вещи, которые можно осуществить в молодости, и я, конечно, не хотел бы заниматься ими в свои 52 года. Я бы, например, ни за что не начал осуществление проекта Формулы-1, если бы у меня не было достаточного количества средств. Такое начало, как у нас, построенное на надеждах и обещаниях, было очень наивным предприятием, очень забавным и довольно рискованным.
Если у тебя нет денег, ты будешь жестоко наказан. В BAR например, поступили инвестиции в размере 150 миллионов еще до представления команды. Мы же в первый год существования всеми правдами и неправдами еле раздобыли 9 миллионов!
Но сейчас самое трудное уже позади. Это был неприятный урок. Сейчас у нас в наличии два первоклассных пилота, и, возможно, один из лучших, если не самый лучший двигатель в Формуле-1. Никогда еще не видел я такой самоотдачи и преданности делу.
Теперь мы можем показать результаты нашей работы.
Пятерка лучших боссов команд по Питеру Виндзору:
1. Сэр Фрэнк УильямсНеисправимый оптимист, никогда не сдается, обладает феноменальной памятью, полиглот, питает слабость к группе Queen и т.д.
2. Роб УолкерОбаятелен, вежлив, добр, честен. Типичный бритенец, но не брезгует приобретением иностранных пилотов в команду.
3. Рон ДеннисУмеет видеть ситуацию в целом, но также уделяет большое внимание деталям. Нанимает сотрудников ярких, уважающих имя своей комнды и лояльных к ней.
4. Бернард ЭккостоунСтрог со спонсорами (либо болид будет такого цвета, либо никакого), с пилотами (таков уж спорт: либо смиритесь с его условиями, либо покидайте его) и конструкторами (диктует даже форму кабины пилота!).
5. Колин ЧэпменНе понимает слова "НЕТ" Путеводная звезда Джима Кларка.
Пятерка величайших чудаков Формулы-1:
1. Гюнтер ШмидтБыстро добился успеха, но также быстро бросил спорт, автор одного из передних антикрыльев после DNQ
2. Бернард ЭккостоунНе желает видеть свои машины, даже когда они побеждают.
3. Луис СтэнлиСидя в своем офисе в Дорчестере, верит, что Формула-1 - спорт джентльменов.
4. Роберто НосеттоВсегда носит зеленое. Поглощает жидкости при комнатных температурах.
5. Эдди Джордан