Короли бензоколонок
Удивление отразилось на видавшем виды лице нашего вездесущего "разведчика", когда в минувший вторник, на ежегодной пресс-конференции по автоспорту в Токио, организованной Toyota Motor Company, президент команды Ф-1 Toyota Motorsport GmbH Цутому Томита (Tsutomu Tomita) объявил о том, что компания достигла "базового" соглашения о техническом партнерстве с Exxon Mobil. Странно все это, если не сказать больше.
Сейчас Exxon Mobil сотрудничает с командой West McLaren Mercedes. В наши дни такие сделки в большинстве своем носят эксклюзивный характер, и поэтому McLaren вряд ли будет рад украсить свою машину "ширпотребовской" наклейкой.
Таким образом, если Toyota заключает сделку с Exxon Mobil, что произойдет с аналогичной сделкой с McLaren? Возможно, Exxon Mobil прибегнет к радикальным мерам и, скажем, будет спонсировать одну команду под маркой Mobil, а другую - под маркой Esso?..
Впрочем, так думают далеко не все. Exxon никогда не уделял особое внимание автоспорту - исключение составляют те случаи, когда в сделке фигурировали крупнейшие производители автомобилей. Помимо этого, в последнее время будущее сотрудничества Mobil и McLaren подвергалось большому сомнению.
Не кажется ли вам странной идея обнародования "базового" соглашения? Не лучше ли было бы сначала заключить нормальную сделку, а уже потом рассказывать о ней общественности?
Спонсорский контракт Mobil с McLaren приносит команде $25 млн. в год. Порядка $22 млн. - чистое спонсорство, еще $3 млн. - техническая поддержка. Также Mobil принимает участие в программе спонсирования отдельных гонок и установки рекламных щитов по бокам трассы, но как правило подобные сделки заключаются в последний момент, когда Ф-1 надо попросту заполнить пустующее место.
Известно, что Mobil с радостью заключает дешевые, но выгодные сделки.
Если посмотреть на болид McLaren, то нетрудно заменить, как мало места занимает на нем реклама Mobil. Впору задуматься: за что же команда в таком случае получает свои $25 млн. в год. Ответ прост: Mobil платит больше, чем того стоит рекламная площадь, потому, что помимо сделки с McLaren у него заключен выгоднейший контракт на поставку топлива и смазочных материалов с партнером McLaren - Mercedes-Benz.
Специалисты полагают, что McLaren мог пойти на расторжение соглашения только из соображения, что команда сможет управиться со своим "масляно-бензиновым" спонсором и без партнерского соглашения между Mercedes-Benz и Mobil. Спонсорские контракты приносят смехотворно маленькую сумму денег в сравнении с тем, что получает Mobil от снабжения своими продуктами Mercedes-Benz.
Но неужели этой идиллии суждено нарушиться? Mobil работает с McLaren на протяжении шести сезонов, однако в последние месяцы специалисты все чаще откапывают информацию о том, что Mobil не желает платить ту сумму, которую по новому соглашению от них требует McLaren.
В 1995 году McLaren представлял небольшой интерес для рекламодателей. Команда показывала невысокие результаты, и Mobil имел возможность получать солидную рекламную площадь почти задаром. Но прошло шесть лет - и место на болиде McLaren теперь поднялось в цене, и теперь уже McLaren ставит свои условия. Пока что Mobil цена не устраивает.
А теперь - самое забавное касательно заявления Toyota. В пресс-релизе Toyota сказано, что достигнуто "базовое соглашение". Есть ли смысл анонсировать "базовое" соглашение?
Логика, с нашей точки зрения, такова. Никто не будет объявлять о наполовину состоявшейся сделке, ежели есть возможность объявить о полноправном соглашении. Из этого ясно, что соглашение в Японии было достигнуто в большой спешке. Единственной причиной такого развития событий может быть другие перемены, контролировать которые - не во власти Mobil.
На следующий день, в среду, был представлен новый автомобиль McLaren. Если бы McLaren намеревался в ближайшем будущем поведать миру о своем новом техническом спонсоре, это стало бы достаточным стимулом для того, чтобы Mobil объявил о сделке с Toyota. При таком раскладе сложится впечатление, что Mobil заключил новое соглашение до того, как McLaren объявил о появлении нового партнера. Иными словами, все будет выглядеть так, будто Mobil не "кинули".
Toyota - вполне доступная цель для Mobil. Для того, чтобы снискать доверие, программа нуждается в крупном спонсоре, и Toyota с готовностью предложит Mobil большую долю в своей технической спонсорской поддержке. И у всех сложится впечатление, что Toyota переманила у McLaren спонсора.
Если это звучит логично, то возникает вопрос: кого McLaren объявит в обозримом будущем в качестве своего нового партнера на рынке горюче-смазочных материалов? Shell приклеен к Ferrari - зубами не отдерешь, Elf принимает участие в новой программе Renault, Texaco традиционно ассоциируется с Ford, и, соответственно, поддерживает Jaguar Racing.
Оставшиеся члены мирового рынка горюче-смазочных материалов по природе своей привязаны к определенным регионам: Petrobras, Petronas, Sasol, Repsol-YPF и им подобные. Все они не являются "крупной рыбой", по сравнению с Shell, Exxon-Mobil, Texaco-Chevron и British Petroleum.
Нашему "разведчику" кажется, что амбициозные специалисты отдела маркетинга McLaren, оценив мировой рынок в этой отрасли, положили глаз на компанию British Petroleum, которая в данный момент переживает значительный рост.
Эта компания проглотила Amoco, а совсем недавно в эту же ненасытную пасть последовал и Atlantic Richfield Company (ARCO).
Сегодня все усилия нуждаются в консолидации, а это значит, что настало подходящее время вывести эту торговую марку на ведущие позиции. В прошлом British Petroleum был заметным спонсором Формулы-1, но в последнее время дороги Формулы и ВР разошлись.
Возможность увидеть свою наклейку на болиде McLaren могла подтолкнуть компанию к сближению с Ф-1, а дополнительный стимул заключить уникальную сделку с манящим Mercedes-Benz вполне способен окончательно убедить потенциального спонсора. Сложно отказаться от такого предложения. С точки зрения McLaren, Рону Деннису будет приятно осознавать, что на его болиде есть "кусочек Британии".
И как знать, возможно планы BP сменить свое название и исключить из него слово Petroleum - только первый шаг "второго пришествия" британского короля бензоколонки?