Гран-При Испании. Renault перед гонкой
На предстоящем Гран-При Испании, проходящем на трассе в Барселоне, команда Renault F1 будет использовать насколько новых деталей болида. Изменения коснутся аэродинамических элементов, увеличения эффективности которых удалось добиться в ходе испытаний в аэродинамической трубе. Кроме того, тесты в Сильверстоуне на прошлой неделе тоже принесли свои плоды, и на болидах команды будет использоваться передняя подвеска с новой геометрией, и новый вид задних колес.
Как объяснил Пэт Симондс, главный инженер команды, в Барселоне эффективность аэродинамических элементов имеет решающее значение: они должны быть правильно спроектированы, и достигается это не за один день на тестах, а только путем кропотливой работы в лаборатории и аэродинамической трубе. Если аэродинамика работает эффективно, машина будет быстрой, если же нет - значит не будет. Исключений из данного правила в Барселоне нет.
Повороты на этой трассе отличаются большим разнообразием, и командам необходимо найти оптимальный баланс для болида. Кроме этого, Испания - одна из наиболее требовательных к покрышкам среди всех трасс "Большого цирка". Нагрузка на резину в Барселоне огромная, и сравниться в этом она может только с Сильверстоуном.
Два параметра играют здесь роль в износе резины: первое - абразивность покрытия, и второе - конфигурация трассы. В третьем повороте резине приходится очень несладко. К примеру, по сравнению с Имолой, за один круг наружное переднее колесо болида здесь подвергается нагрузке на 83% больше, а наружное заднее - почти на 50% больше.
Чтобы скомпенсировать характер трассы, команде приходится настраивать болид соответствующим образом. В поворотах, подобных третьему, необходимо, насколько это возможно, уменьшить недостаточную поворачиваемость, чтобы не допустить перегрева резины, снизить нагрузки и защитить задние шины на выходе из медленных поворотов за счет уменьшения пробуксовки. Но, несмотря на все настройки, износ резины здесь очень высок: Барселона являет собой жестокое испытание для покрышек.
Другая особенность трассы, на которую необходимо ориентироваться - это прямая "старт-финиш" длиной около километра. Максимальная скорость на ней достигает 315 км/ч. Это меньше чем могло бы быть, но в настройках приходится учитывать остальную часть трассы, где низкая прижимная сила себя не оправдывает.
Пэт Симондс, главный инженер: "Последний поворот проходится на скорости около 225 км/ч. Чтобы удержаться в нем и на достаточной скорости выйти на прямую, требуется высокая прижимная сила. Но кроме прижимной силы нужна и хорошая скорость, поскольку обгоны здесь затруднены, в частности, тем, что очень тяжело в последнем повороте удержаться близко к впереди идущей машине. Если спрятаться в воздушный мешок позади другого болида, это автоматически означает потерю прижимной силы, а значит потерю скорости перед прямой. Если же слегка отпустить идущего впереди, обеспечивая оптимальную работу аэродинамики, то на прямой окажешься слишком далеко, чтобы успеть обогнать. Получается замкнутый круг".
Кто-то может счесть, что инженерам несложно подготовить болид к гонке в Барселоне, поскольку все команды проводят здесь немало тестов. Насколько полезной, по прогнозам Симондса, должна стать тестовая сессия в пятницу утром?
Пэт Симондс: "Барселона - это действительно наш основной тестовый автодром, испытаний здесь проводится даже больше, чем в Сильверстоуне. Все потому, что на этой трассе очень разнообразные повороты, и нечасто встретишь такую "коллекцию" на одном автодроме - скорости их прохождения варьируются от 95 до 240 км/ч. Кроме этого, свою роль играет относительно хорошая погода зимой. Однако условия на этой трассе очень сильно меняются даже в течение одного дня. Направление ветра может сильно сказаться на настройках, как и в Сильверстоуне. Большую роль играет температура полотна. На предсезонных тестах лучшие результаты здесь обычно показывают либо в самом начале сессии, либо под занавес, а в середине дня трасса замедляется. Под Барселону у нас есть хорошие базовые настройки, но что касается тонкой доводки болида, тут мы целиком полагаемся на пятничные тесты. И все же, как мне кажется, эффект от участия в них будет здесь не столь заметен, как на других автодромах".
В Барселоне все команды, кроме Ferrari, накатывают самое большое количество тестовых километров. Трасса в Монтмело замечательна своими быстрыми поворотами и соединяющими их длинными прямыми. Дени Шеврье, гласный моторист команды, высказывает свой взгляд на характер этой трассы.
Дени Шеврье, главный моторист: "Здесь постоянно проводятся тесты, так что трасса изъезжена нами вдоль и поперек. На ней нет ни одного по-настоящему медленного поворота, и решающее значение имеет скорость в быстрых. На главной прямой достигается скорость более 315 км/ч, и это означает весьма высокие средние обороты двигателя - одни из самых высоких в сезоне. 58% трассы проходится в полный газ, а самый длинный период полного открытия заслонки - 14 секунд, поэтому ключ к успеху здесь - это мощный мотор и хорошая аэродинамика".