Гельмут Марко об инциденте, стоившем ему глаза: «Шасси было новым, я не помещался в болиде»
Советник «Ред Булл» Гельмут Марко рассказал об инциденте, из-за которого он потерял зрение на один глаз. На Гран-при Франции 1972 года визор австрийца был пробит камнем, отлетевшим от болида Эмерсона Фиттиппальди.
«В тот раз у меня было новое шасси, машина была более современной. Я не помещался, мое положение на десять сантиметров отличалось от нормального. Но мне было все равно, я хотел пилотировать. В конечном итоге, эти десять сантиметров и стали причиной того, что камень произвел такой разрушительный эффект.
Я очень хорошо помню инцидент. У нас были двигатели V12, которые потребляли много топлива, и тогда у меня был почти полный бак – около 250 литров. Когда я получил удар камнем, естественной реакцией было закрыть глаза. Потом я тут же вспомнил, что у меня 250 литров бензина и около 20 гонщиков позади. Если бы я не действовал контролируемым образом, то авария могла оказаться смертельной – не только для меня, но и для других. Думаю, я делал это подсознательно: мне сказали, что я поднял руку, сместился на обочину и затем остановился.
Тогда не было такой медицинской инфраструктуры. Меня перевезли в ближайший госпиталь, но это было ошибкой – было воскресенье, и настоящего врача не было, он жарил шашлыки. Первая поддержка прибыла где-то в 7-8 вечера. Возможно, это было одной из причин, почему глаз нельзя было спасти. С нынешними условиями это невозможно сравнивать.
В какой-то момент ночью, когда я не мог спать от боли, пришло осознание, что жизнь не будет прежней. Я уже договорился с «Феррари», но было ясно, что я не смогу пилотировать на том же уровне. Я принял решение, что с этим покончено», – сказал Марко.
«В 1972 году я получил новый болид. Машина была гораздо более конкурентоспособной и современной, чем предыдущая. Мне очень хотелось поскорее сесть за руль. Я не прошёл нормальную подгонку сиденья и в итоге сидел на 10 сантиметров выше, чем в прошлой машине. Но мне было всё равно, мне хотелось пилотировать новый болид. В итоге именно эти 10 сантиметров привели к тому, что тот камень принёс столь разрушительные последствия.
Я до сих пор всё очень хорошо помню. В момент попадания камня естественной реакцией было бы закрыть глаза, об этом говорили и врачи. Но я тут же вспомнил: «Эй, у тебя в машине 250 литров топлива и 20 машин позади». Если бы я потерял контроль, это могло бы иметь фатальные последствия не только для меня, но и для других. Я припарковался у обочины и остановился, всё делалось на уровне подсознания.
Боль была ужасная. Я находился в больнице долгое время, и мне ставили разные диагнозы. Однажды ночью я понял, что не буду видеть, как прежде. Понял, что не смогу пилотировать, как раньше. Это было трагично, ведь у меня были хорошие перспективы, на руках был контракт с «Феррари». Но я понял, что такова жизнь, и сказал себе двигаться дальше