Танцы под парусом
- Мария, здравствуй. Очень рад тому, что мне выпало взять у тебя интервью, так что давай познакомимся получше, расскажи чуть побольше о себе: из какого ты города, в каком университете учишься.
- Привет! Я живу в Москве, учусь на факультете журналистики МГУ. Как-то даже не знаю, что можно к этому ещё добавить. Меня можно описать как активного человека, которому вечно не сидится на месте, он всегда в каких-то делах (иногда важных, иногда не очень) и катастрофически страдает от того, что в сутках всего 24 часа и что человеческому организму иногда нужен сон. Но, как ни странно, при всём этом я, скорее, интроверт и большой компании предпочту общество хороших друзей. Ведь главное не количество, а качество. Однако это не мешает мне находить общий язык с самыми разными людьми - я практически всегда найду, за что можно зацепиться, поскольку круг моих интересов достаточно широк. Впрочем, есть в этом и минус - я быстро могу увлечься каким-нибудь занятием, а через пару недель полностью потерять к нему интерес. А от бесконечной прокрастинации меня спасают пинки знакомых и родителей. Хм, ну, если быть краткой, то это, пожалуй, достаточно ёмкая характеристика.
- Возможно, немного дурацкий вопрос, но откуда появился такой ник - Кот в мешке? Ты любишь котов, неожиданные и интересные события или и то, и другое?
- Отрицать то, что я люблю котов, бессмысленно. Напротив, моя любовь к этим созданиям безгранична. У меня есть две кошки и я не против завести ещё одну. А что касается неожиданностей, то смотря какие, на самом деле - приятным я, конечно же, всегда рада! Ну, а ник "кот_в_мешке" появился уже давно. Он необычный и запоминается быстро, поэтому я его и использую.
- Если говорить о неожиданностях и внезапностях, то как твои семья и друзья отнеслись к тому, что ты занималась не самым раскрученным в России видом спорта – танцевальным? А потом и вовсе заинтересовалась сёрфингом?
- На самом деле, всё было наоборот. Сначала я начала заниматься виндсёрфингом, потом начала осваивать обычные доски, и уже после в моей жизни появились танцы, и отнюдь не спортивные. Насчёт отношения... Ну, отрицательным оно точно не было. Наоборот, всем было интересно послушать мои рассказы, кое-кого я даже умудрилась приобщить. Так что в этом плане всё просто замечательно.
- Давай остановимся вначале на твоей любви к танцевальному спорту. Как так получилось, что ты стала им заниматься?
- Несколько лет назад, когда я ещё училась в школе, в Москве начал развиваться проект, который существует и до сих пор - "Танцующий город". Его руководители организовывали танцевальные флешмобы для всех желающих, как коммерческие, так и некоммерческие. Это было очень весело, я нашла там много хороших друзей и начала увлекаться танцами. После долгое время занималась в школе "Грация" при университете.
- Ты знаешь, я сам какое-то время занимался спортивными танцами, правда, недолго. Потом перешел в легкую атлетику и отметил, что в этих, казалось бы, непохожих видах спорта очень важно одно и то же – максимально идеальная техника. Как ты считаешь, насколько она важна и как можно было бы ее достичь?
- На самом деле, техника - это самое главное в танцах. По ней и по количеству выполняемых элементов и оценивается уровень мастерства спортсмена. В принципе, можно выступать и с неидеально отточенными движениями, но в таком случае, по-моему, о первых местах можно и забыть. А ведь на соревнования обычно едут за победой, не так ли? Достичь идеальной техники можно только и исключительно тренировками. Можно, естественно, начать рассуждать о таланте, но я считаю, что тот, кто сказал, что успех - это 1 процент таланта и 99 процентов труда, был бесконечно прав.
- Если в легкой атлетике даже при не самой лучшей технике ты можешь выиграть, то как ты относишься к тому, что танцы – куда более субъективный вид спорта? Были ли в твоей жизни моменты, когда ты чувствовала, что судейское решение несправедливо?
- К сожалению, не могу дать ответа на этот вопрос, пользуясь своим опытом, поскольку перед первыми серьёзными соревнованиями, в которых я могла принять участие, я весьма неудачно упала. Результатом была травма копчика. Пришлось делать операцию, а после этого в течение почти года мои физические нагрузки были сильно ограничены. Вот такой вот я неудачник. Но я слежу за соревнованиями и, конечно, не всегда судейские решения кажутся правильными. Однако все люди ошибаются, вспомните, сколько спорных решений принимается в других видах спорта. В танцах их не больше и не меньше.
- Как человек, который долгое время занимается танцами, как ты думаешь, каким образом можно было бы повысить уровень объективности в танцах? И оправдывает ли себя система баллов, введенная в фигурном катании, в том числе, и в танцах на льду? Не убивает ли это оценивание в погоне за выполнением элементов истинную красоту танцев?
- Скажем так: система оценивания, хоть и небезгрешна, но всё же нужна. Едва ли возможно объективно оценить выступление танцора без каких-либо критериев. Это можно сравнить с ситуацией, когда детям на дом задают выучить стихотворение, а потом ставят оценку на основе того, насколько хорошо и выразительно он его прочитал. Ведь, если подумать, заучивание убивает истинную красоту стиха и вообще, зачем учить стихи, если можно самим их писать. Но каждый ученик всё-таки читает по-своему - кто-то хорошо, кто-то вообще никак, а кто-то вкладывает в это душу. Так и тут - оценивается чистота выполнения элементов.
Есть те, кто жалуется на то, что у всех танцоров-профессионалов танцы практически одинаковые, что не к чему придраться. Мне кажется, это неправильно. Потому что все они вкладывают в танец частицу себя, свои эмоции. Многие даже умудряются "хулиганить" на паркете, немало веселя этим публику!
- Из-за того, что в России давние традиции фигурного катания, о танцах на льду люди наслышаны. А вот о танцевальном спорте именно как о спорте знают, думаю, немногие. Что с этим делать, да и нужно ли вообще, как ты считаешь?
- Хм, мне кажется, это не совсем правильное утверждение. Конечно, до футбола и того же фигурного катания танцам далеко, но я не встречала ещё людей, которые совсем не знали бы, что танцы могут быть также и спортивной дисциплиной. Всё же в нашей стране ещё сильна традиция отдавать детей в различные кружки и секции. Увлекается этим отнюдь не каждый, да и предубеждений у людей, как всегда, полно, но так чтобы не знать.. Нет, наверное, такого. Вообще, танцы, на мой взгляд, особо не нуждаются в популяризации. Всегда будут желающие заниматься им: кто на профессиональном уровне, а кто как я - для себя. Многие занимаются ими с юного возраста, но и у более взрослых людей, которые, казалось бы, упустили своё время, есть шансы довольно успешно танцевать и выступать если не в бальных танцах, так в спортивном хастле уж точно. К тому же, есть такая дисциплина, как ProAm - это когда пара состоит из профессионального танцора и любителя. Некоторые люди, начавшие учиться танцевать достаточно поздно, добиваются в ней хороших успехов. Победа для них не всегда главное, важнее те эмоции, что они испытывают, находясь на паркете.
- Спортивные танцы – парный вид спорта. Как складывались твои отношения с партнером(-ами)? Насколько важно тебе чувствовать поддержку партнера?
- По-разному. С некоторыми хорошо, а вот с другими отношения не складывались. И причём чаще многое зависело даже не от того, какой человек, а от их уровня именно в танцевальном плане - очень сложно танцевать с партнёром, который объективно хуже, чем ты - подстраиваться, конечно, можно, но когда партнёр знает только основной шаг и пару поворотов... Проще с теми, кто лучше, хотя тоже не всегда. В хастле вообще партнёрша нулевого уровня может отлично танцевать с человеком, который уже давно занимается - достаточно "отключить мозг" и просто вестись. Многие на всяких социальных дискотеках (мы имеем в виду сейчас не соревнования, а просто танцы) с удовольствием учат девушек, помогают им и с такими людьми всегда приятно иметь дело. Конечно, попадаются и те, кто выражает неудовольствие - мол, партнёрша запорола поворот или "завалилась" в поддержку. На занятиях в Грации, до того, как я начала танцевать постоянно с одним и тем же партнёром, мне довелось несколько раз вставать в пару с личностями, которые искренне полагали, что двигаются прекрасно, но в танце открывалось обратное. Тем не менее, проблему они искали именно во всех девушках, что посещали занятия в студии, а себе искали оправдания. Мол, музыка не очень, да и вообще, не нравится им этот элемент. С такими танцевать сложно и, если честно, неприятно. Сейчас на всяких социальных дискотеках есть несколько партнёров, с которыми мне комфортно, весело и уютно. От этого много что зависит, но всё же хастл позволяет танцевать с совершенно незнакомыми партнёрами. А вот если в паре, которая занимается бальными танцами, отсутствует понимание, вряд ли они чего-то добьются вместе.
- А вот серфинг – одиночный вид спорта, тут тебе если кто и поможет, то только ты сам. Как ты оказалась в серфинге?
- В принципе, история достаточно банальна. Это случилось на отдыхе. Моя сестра, когда мы были в Египте, очень захотела попробовать освоить виндсёрфинг. Ну, я решила пойти с ней за компанию, к тому же вдвоём заниматься было дешевле. Взяли мы себе курс. Однако сестра моя так и не смогла преодолеть тот период, когда совсем ничего не получается - очень мало кому удаётся сразу встать и поехать, падения и синяки будут обязательно. Поэтому я продолжила учиться, а она бросила.
К слову, в танцах есть программа, называющая "латина соло", а в виндсёрфинге есть доски, позволяющие кататься вдвоём. Конечно, это уже совсем для экстремалов и сказано больше для шутки, но всё же это есть!
- Покорила ли ты уже свою первую волну? Если да, то с чем ты могла бы сравнить те ощущения, когда это произошло?
- Мне, как ни странно, сложно передать их словами - это было странно, и даже немного неожиданно, потому что я совершенно не думала, что именно в этот момент у меня получится. Когда я впервые начала глиссировать, я даже не сразу осознала, что это именно так, а потом, когда всё же дошло, взяла и рухнула в воду. Так часто бывает, кстати - многие детей в детстве учат кататься на велосипеде родители - держат их за седло или багажник, а потом берут и отпускают. Ребёнок преспокойно себе едет, а потом обнаруживает, что делает это самостоятельно и падает. Примерно так же было и со мной.
Вообще, сначала, когда я только училась, я нередко испытывала ощущение беспомощности перед стихией, которая заведомо сильнее, чем ты. А потом, когда я уже научилась кататься в петлях, глиссировать и "ловить волну", начался фан. И.. Ощущение свободы, которое чувствуешь, когда понимаешь, что доска тебе подчиняется, несравнимо ни с чем. После, когда вылезаешь уже на берег и отдыхаешь, приятно просто посидеть, поговорить с другими людьми на станции, попить чай - сама атмосфера, как правило, очень расслабленная. Можно наблюдать за другими катающимися, подмечать их ошибки и делать выводы, это очень полезно.
- Есть ли в твоей карьере сёрфера интересные или забавные истории, которые ты рассказываешь друзьям, чтобы подогреть интерес к тому, чем ты увлекаешься?
- Периодически я рассказываю истории о том, как катаюсь. Правда, мне кажется, они скорее могут отпугнуть, чем привлечь. У меня вообще своеобразное чувство юмора, и я часто со смехом рассказываю о том, как один раз меня унесло далеко в море. Тогда было совсем несмешно, а потом, уже когда за мной приехали на катере и вытащили, вроде как и ничего. Собственно, это весьма поучительные рассказы, ведь соблюдать правила на сёрф-станции человек обязан соблюдать правила, потому что от этого зависит его безопасность.
А ещё меня как-то занесло в Геленджик - город, который, наверное, приспособлен для каталки ещё меньше, чем Москва, в которой при желании можно заниматься виндсёрфингом. У нас можно кататься в Строгино или поехать в Пирогово, но, как по мне, так это болотная каталка для тех, кто прямо влюблён в спорт и не может без него нигде. Лично для меня ощущения не те, да и ветер у нас очень "рваный", порывистый - можно спокойно проехать полпоймы и застрять где-нибудь посередине. Да и кататься лучше со своим оборудованием, если честно, а я им не располагаю.
Так вот, Геленджик. Это тоже очень плохой город в ветровом плане: он находится в бухте, и хорошая каталка там бывает только в том случае, если ветер дует с гор. Но увы, норд или нордост там можно ждать неделями. И погода - либо штиль, либо шторм. В результате, за две недели, что я там провела, мне лишь два раза удалось получить удовольствие и покататься с трапецией. Но мне рассказывали забавные истории о сёрферах, которые там живут и работают. В общем, они на полном серьёзе ходили кататься к маяку, где скалы, на досках для виндсёрфинга, которые совершенно для этого не предназначены. При этом у них на станции было несколько досок для классического сёрфинга, но я не знаю, удавалось ли им хоть иногда использовать их по назначению. А вот в Анапе люди катаются, напрочь разбивая довольно распространённый стереотип о том, что кататься в России нельзя, лучше отправляться на Бали, Гавайи и т.д.
- Если все-таки оглянуться на танцевальный спорт, то можно ли как-то сопоставить его и сёрфинг? Есть ли какие-то общие черты или, наоборот, в сёрфинге ты находишь что-то, чего тебе недостает в танцах?
- Сопоставить можно всё, что угодно, на самом деле. Они приносят мне сопоставимые ощущения - удовольствие и радость от того, что я смогла преодолеть себя, научилась чему-то новому и с пользой провела время.
- В танцевальном спорте и серфинге, после какого момента ты бы могла сказать: «Я достигла в этом виде спорта всего, чего хотела»? Или же ты просто занимаешься ими ради удовольствия?
- Ну, что касается серфинга, то тут можно и порассуждать... Несмотря на то, что занимаюсь я им давно, и новичком меня назвать трудно, мне всё же трудно преодолеть смутный страх перед морем - в действительно сложных условиях я каталась лишь несколько раз, и это были, если честно, не самые удачные мои каталки. Звучит немного по-детски, но хочется выглядеть прямо как герои всяких крутых видео с youtube. До уровня Робби Нэша я вряд ли дорасту, но всё же. И неплохо было бы начать осваивать элементы фристайла. А планки.. в мире всё настолько относительно, никогда не знаешь, что случится завтра. К тому же сейчас у меня несколько иные цели и задачи: я хочу закончить университет и найти работу, которой мне было бы интересно заниматься, быть может, поступить в магистратуру. Потом учиться будет совсем некогда, а у меня, чего уж тут душой кривить, и так есть большие пробелы в образовании. Так что сейчас ставка сделана на получение диплома. И пусть все вокруг говорят, что работодателям он не нужен, мне всё равно - я учусь не для них, не для папы, не для мамы, ни даже не для того, чтобы потом похвастаться, я делаю это исключительно для себя.
- Посещаешь ли ты соревнования по любимым видам спорта? Или, может быть, смотришь их по телевизору или с помощью интернета?
- По телевизору я только футбол смотрю иногда вместе с отцом. Раньше часто лёгкую атлетику смотрела - у меня тогда в спринте троюродная сестра выступала, Женя (Евгения Полякова – прим.). Она была среди тех девушек, что в Пекине совершенно неожиданно на Олимпиаде взяли золото в эстафете 4х100. Танцевальные выступления обычно смотрю в интернете. Несколько раз посещала, один раз даже работала на них - мы вместе с подругой собирали у судей бланки с оценками и помогали подсчитывать результаты, выполняли прочие мелкие поручения. В общем, были девочками на побегушках. Устали жутко, но всё равно было очень познавательно, посмотрели на то, как выглядит все изнутри именно с точки зрения организаторского процесса.
- Давай представим такую ситуацию. В качестве первого задания МШСЖ тебе выпало взять интервью у любого представителя танцевального спорта, а редакция sports.ruосуществила бы твое желание. Кто бы это был и о чем бы ты его спросила?
- Безусловно, Славик Крикливый, крайне известный украинский танцор. У него вообще много фанаток, и его судьба весьма занимательна. К сожалению, сейчас он уже не выступает, но пообщаться с ним было бы действительно интересно. Ну, и, наверное, Станислав Попов - президент Российского Танцевального союза. С ним бы очень хотелось обсудить состояние отечественного бального спорта, да и в прошлом он был спортсменом международного класса и наверняка может рассказать немало любопытных историй из своей карьеры.
- И еще немного о Школе Спортивной Журналистики. Что бы ты хотела получить от участия в этом проекте? И о чем бы тебе хотелось рассказать в рамках твоего блога: новостях танцевального спорта, интересных историях или собственных впечатлениях?
- К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества свободного времени я пока не написала ни одного поста. Да и мой коллега, у которого я должна взять интервью, куда-то пропал, и это очень грустно. Но после первого задания редакция выдала ещё несколько, поэтому я в ближайшие дни планирую их выполнить. Писать бы я хотела, пожалуй, о слишком многом, и даже не уверена, что это всё можно будет подвести под какую-то определённую тему. Конечно, тут будет место и новостям танцевального мира, и историям. Мне бы хотелось публиковать интервью со спортсменами - я вообще люблю общаться с людьми. Но аудитория sports.ru вообще очень мало знает об этом виде спорта, поэтому я всерьёз думаю о том, чтобы в нескольких постах разъяснить, что вообще такое европейская программа, а что - латиноамериканская, и почему, поскольку ему будет совершенно непонятно, почему я пишу о каком-то конкурсе, что он вообще себя представляет - просто статья в отрыве от контекста будет, с моей точки зрения, никому не интересной. И если же мой блог поможет кому-то приобщиться хотя бы немного к прекрасному и действительно завораживающему миру танцев, понять его красоту и эстетику, я буду только рада.