Дора Ратьен. Пожить жизнью женщины и мужчины
Сам себе уже признаюсь, что в моем шорт-листе самых интригующих и богатых на события Олимпиад расположились Москва-1980 и Берлин-1936. Наверное, самые противоречивые и политизированные игры в истории спорта. Москва славна бойкотом и неучастием множества стран, Берлин – пусканием откровенной пыли в глаза, касательно своего миролюбия, перед началом самого крупного безумия ХХ века.
В том самом Берлине к скандалам с негритянскими и еврейскими спортсменами, прибавился еще и первый в истории гендерный скандал. В современных реалиях это вызвало бы бурю медийной активности и популярность спортсмену (спортсменке), которая была уличена в том, что мужчина выступал в женском разряде. Но тогда не было интернета, а все выходившее за рамки разумного принималось в штыки. Вроде как в команде многие догадывались и знали, но результат превыше всего, а у нас же как принято – ну какой мужик не перепрыгнет женщину? Выяснилось, что есть такой мужик, и он не перепрыгнул даже на тройку призеров. И звали ее на тот момент Дора Ратьен.
В небогатой семье Ратьен рождались исключительно девочки. И когда родилась Дора, в роддоме сначала решили обрадовать заждавшегося первенца отца известием о рождении сына, но потом покумекали, посмотрели внимательнее на ребенка, огласив, что все-таки это дочь. Ну, дочь, так дочь! И решил воспитывать ребенка, как девочку со всеми прибамбасами: платья, юбочки и т.д. Правда, сама, точнее сам, Дора к периоду подросткового созревания уже четко осознавал, что она совсем не девочка, а мальчик, но решил значения этому не придавать и дальше играл свою женскую роль. Не принято было тогда громко заявлять о себе.
Однако же, Дора росла сильным ребенком, с раннего детства приглянулась ей легкая атлетика. Выбор сделан в пользу прыжков в высоту. Уже к 15 годам, Ратьен была самой сильной прыгуньей в Германии. В её арсенале было много региональных побед и локальных рекордов, и её шансы на попадание в сборную постоянно росли. Были в спорте и свои гендерные трудности. Приходилось прятаться от партнерш по команде, не было никакой речи о совместных походах в душевые после соревнований и тренировок, и, вообще, держалась в команде Дора обособленно, лишь бы не быть уличенной в обмане.
В составе олимпийской команды Дора была формально третьей спортсменкой, а в реальности второй, так как ее партнерша по команде Гретель Бергманн была еврейских кровей и находилась в команде для мебели. Германия пускала пыль в глаза остальному миру по поводу еврейского вопроса, дескать, наличие в составе еврейки уберет всякие подозрения в деяниях Третьего Рейха. Правда, Дора не оправдала выданных ей авансов и напрочь завалила Олимпиаду, став лишь 4-й, пропустив вперед реальных девушек. Интересно, что ту Олимпиаду выиграла венгерская еврейка Ибойя Чак.
Гретель Бергманн
21 сентября 1938 года Дора Ратьен села на поезд из Вены в Кёльн. В столице Австрии 19-летняя спортсменка только что взяла золото чемпионата Европы по прыжкам в высоту. Более того, она установила мировой рекорд, взяв планку в 170 сантиметров. На перроне в Кёльне к ней подошел полицейский и попросил показать документы, потому что к нему обратился проводник с сообщением, что в поезде едет переодетый мужчина. Полицейский обратил внимание на волосатые руки Доры. Он велел Ратьен взять вещи и следовать за ним в полицейский участок – для досмотра. Прижатая к стенке, девушка призналась, что она – мужчина.
Ибойа Чак
Ратьен тут же арестовали, причем, за преступления против Германии. Он ведь не просто скрывал свой пол, он представлял страну на международных соревнованиях. Её лишили всех титулов и наград (кстати, победа на ЧЕ-1938 отошла к занявшей второй место все той же венгерке Ибойе Чак) и заставили завершить карьеру, но наказывать слишком жёстко не стали, потому что не нашли в ее деяниях корыстного умысла. Дело было закрыто уже в 1939-м.
На 21-м году жизни она наконец-то стала Генрихом. Имя было выбрано в честь отца. Ратье прожил целых 89 лет в своём уже настоящем мужском теле.