4 мин.

Артур Конан Дойль лишил олимпийского чемпиона медали. Разбираемся с одним из главных спортивных мифов

24 июля 1908-го года на Олимпиаде в Лондоне приключился странный инцидент. Дорандо Пьетри бежал к победе в марафоне, но ему вдруг поплохело. До финиша он не добежал, а дошёл при помощи двух джентльменов. Одним из них был сам Артур Конан Дойль. Или не был...

Что именно происходило в тот день – своеобразная историческая загадка, решить которую не могут и по сей день. Хотя всё вполне очевидно.

Что произошло?

Итальянец Пьетри приехал на Игры-1908, чтобы принять участие в историческом марафоне. Почему историческом? Да потому что тогда дистанция впервые составила 42,195 километра, когда раньше на всех соревнованиях спортсмены не пробегали и 40. За лишних два километра стоит поблагодарить (или поругать) королевскую семьи, которая очень хотела посмотреть забег из своего дворца, но дистанции в 40 км для этого не хватало.

Пьетри не был тем ребёнком, который с детства мечтал стал сильнейшим спортсменом. Он просто тренировался для души в свободное время, как вдруг к 20-ти годам превратился в лучшего бегуна страны. Он выиграл все забеги в Италии и заработал путёвку на Олимпиаду в Лондон. Хроники, правда, заставляют нас задуматься о чистоте побед Дорандо. Перед выходом на старт олимпийского марафона он выпил интересный коктейль: в его стакане бренди был смешан с запрещённым стрихнином – смесь должна была помочь легкоатлету. Так всё в целом и складывалось: когда до финиша оставалось несколько километров, итальянец вырвался вперёд. Казалось, что уже ничего не может помешать ему, но спортсмен вдруг упал и на мгновенье перестал подавать признаки жизни..

Случилось это уже на финишной прямой, когда он ворвался на столичный стадион «Уайт Сити». Вокруг свалившегося собралась толпа. Руки ему протянули два молодых человека. И это ключевой момент этой истории. Кем были эти двое? И кто вообще решил, что среди них был известный писатель?

Казалось бы, всё просто. Вот, например, отрывок из репортажа Конан Дойля для газеты Daily Mail, который доказывает, что на беговой дорожке его не было:

«Почти 80 тысяч человек ждали, когда на стадионе появится победитель… И вот он появился. Но как же он отличался от наших представлений о том, как он пробежит, торжествующе подняв руки. Из тёмной арки под рёв аплодисментов показался маленький человечек в красных беговых трусах, напоминавший ребёнка.

Он пошатнулся, повернул в сторону и побежал, пошатываясь, а рядом с ним бежали несколько человек. Вдруг вся группа остановилась и начала яростно жестикулировать. Боже, что случилось?! Он упал в обморок, и приз, похоже, уйдёт от него… Но вот он встал, и вздох облегчения прокатился по стадиону – не думаю, что кто-то желал поражения этому мужественному маленькому итальянцу… Он падал, со стоном вставал, шатался и продолжал двигаться к финишу. Это было ужасно и тем не менее увлекательно…

На стадионе уже показался другой бегун, а Пьетри оставалось всего 20 ярдов до победы. Неужели снова упадёт? Нет, он сумел преодолеть это расстояние нечеловеческим усилием. Добрые руки предотвратили тяжёлое падение. Он был в нескольких ярдах от места, где я сидел. Среди столпившихся вокруг него фигур я увидел измождённое, пожелтевшее лицо, остекленевшие, безжизненные глаза, редкие волосы прилипли ко лбу», — в таком виде материал Артура ушёл в печать.

Более того, личности тех добрых людей, которые помогли Пьетри были установлены. Это были представитель судейской коллегии Джек Эндрю и Майкл Балджер, медик, впоследствии спасший итальянца.

Так почему же об этом эпизоде до сих пор спорят?

Главной причиной обсуждений становится зафиксированное общественное недовольство. Уточнялось, что болельщики начали порицать писателя. Они считали, что Пьетри был дисквалифицирован за помощь третьих лиц именно потому, что в дело вмешался Конан Дойль. А итальянскому бегуну, к слову, по приказу королевы, вручили утешительный золотой кубок.

Доказать присутствие Артура на официальных кадрах хроники пытался и российский блогер Рустем Агадамов, который разместил в своём журнале материал о том дне и прикрепил фото, на котором, по его мнению, стыдно не узнать автора.

Но никакого автора там не было, хотя и Эндрю, и Балджер, наверняка, могли иметь какие-то рукописи. Сходств у двух помощников Пьетри с Конан Дойлем было мало, а оттого всё меньше понятно, почему исторический факт пытаются опровергнуть...