Не выходил на старт, но побеждал, а потом заявил, что спорт – ерунда. Каким был девятикратный чемпион Олимпиады Нурми
Финский легкоатлет Пааво Нурми один из тех, кто творил историю. За свою карьеру он девять раз становился олимпийским чемпионом и десятки раз обновлял мировые рекорды. Он всегда был на своей волне и казался нелюдимым, но это не отменяло того, что он стал одним из лучших спортсменов предыдущего столетия.
Странные методы странного мальчика
Нурми родился в 1897-м в ныне несуществующем Великом княжестве Финляндском. У мальчика не было возможности заниматься спортом, ведь ввиду смерти отца он был вынужден помогать маме и работать. К более-менее профессиональным тренировкам он приобщился только вернувшись с фронта Первой мировой войны.
Он от природы был одарён, и бег давался ему и без дополнительных усилий. Однако финн без них не мог. Например, в армии он выходил на кросс с полным рюкзаком песка – это примерно пятнадцать килограмм лишнего веса. Чуть позже он в прямом смысле догонял поезда: хватался за последний вагон и старался не отставать от движущегося транспортного средства. Он всегда испытывал себя на прочность, пытаясь добиться от своего организма максимума. Все кто наблюдал за Пааво, отмечали его сконцентрированность и нацеленность на результат.
Важным фактором успеха Нурми стал его секундомер. Финн был первым, кто засекал время своего бега каждый раз, за что его впоследствии прозвали «Человек-часы». Сам Пааво всего отмечал, что он выходит на старт, чтобы опередить себя вчерашнего, а не своих противников.
Провал и резкий взлёт
В 1920-м Пааво посетил свою первую Олимпиаду в Антверпене. Это, по мнению самого финна, было именно «посетил», ведь он остался только с серебром на дистанции в пять километров. К слову, выиграл три золота в других дисциплинах, но особо этим не гордился.
Чемпион извлёк опыт и уже на следующих Играх стал олимпийским чемпионом пять раз. Он выиграл все забеги, на которые был заявлен. А те, на которые не был, точно выиграл бы. На «десятку», например, он не попал – в сборной приняли решение заявить на дистанцию ещё одного сильного спортсмена Вилле Ритолу. И пока Ритола находился на главном стадионе, Пааво наматывал круги на тренировочной арене. Состязался снова по часам и всех победил: финн опередил своего соотечественника, который выиграл на дистанции золото, на целых полминуты.
Нурми всю жизнь считал это ошибкой руководства и с того дня постоянно заявлял, что он бегает за самого себя, а не за Финляндию, хоть и появляется на старте в форме национальной команды.
Деньги, слава и благородство
В 1925-м Нурми получил новое прозвище – Фантом. Он провёл целую серию забегов в Америке, где выходил на старт целых 55 раз за два года и проиграл лишь дважды. Организаторы изощрялись как могли: выдумывали для финна необычные забеги, заставляли его стартовать позже соперников и так далее.
Отчасти из-за этого он и был отстранён от спорта на всю жизнь в 1932-м. МОК в тот год заявила, что Нурми нарушил главный спортивный принцип того времени. В ту эпоху зарабатывать на своих спортивных достижениях было незаконно, а ИААФ публично представила доклад о заработке финна за последние десять лет.
Тем не менее, до отстранения он выиграл своё последнее олимпийское золото и наконец-то повёл себя уважительно на дорожке. В квалификационном забеге на три километра с препятствиями Нурми не смог правильно перелететь через барьер и упал в лужу. Его соперник из Франции Люсьен Дюкесн остановился, чтобы поднять финна на ноги. Пааво оценил и даже решил не обгонять француза по дистанции. Они пересекли финишную линию нога в ногу.
Олимпиаду-1932 Пааво по собственным подсчётам, тоже покорил. Марафон тогда выиграл Хуан Сабалу, а Нурми, узнав о времени чемпиона, сказал, что он пробежал точно такую же дистанцию на целых пять минут быстрее.
До 1964-го года и эпохи гимнастки из СССР Ларисы Латыниной, Нурми по всем показателям был лучшим спортсменом в истории Игр. После и гимнастку, и легкоатлета с этого пьедестала почёта Игр сместил Майкл Фелпс.
Нурми оставался фриком в обществе до конца своих дней. Так, он часто заявлял, что спорт он всегда считал пустой тратой времени.