Последний белый чемпион Олимпиады на 100-метровке: приехал в Москву против воли Маргарет Тэтчер, а после Игр обогнал еще и американцев
Из-за бойкота Олимпиады-80 в Москву не приехали около 1,5 тысячи спортсменов из десятков стран. У большинства из них не было выбора, но нашлись и те, кто отправился в СССР вопреки решению политиков, выступал под нейтральным флагом и завоевал золото.
Один из них – британец Аллан Уэллс, последний белый олимпийский чемпион в спринте.
Маргарет Тэтчер отговаривала Уэллса от поездки в Москву. Ему присылали фото мертвых детей
До московской Олимпиады у Аллана из значимых медалей были только золото и серебро Игр Содружества в 1978-м. В спринт британец пришел всего за четыре года до Игр – до этого прыгал в длину, но его жена Марго (еще и личный тренер) убедила попробовать себя в беге.
Аллан и Марго всегда считали за главную цель медаль Москвы-1980; мечта чуть не обрушилась в момент – 65 стран бойкотировали Игры из-за ввода советских войск в Афганистан.
Бойкот одобряла и Великобритания. Премьер-министр Маргарет Тэтчер, которую поддерживала вся консервативная партия, заявила: британцы должны последовать примеру союзников и не ехать в Советский Союз.
Но Олимпийский комитет Британии не подчинялся Тэтчер напрямую, поэтому она выбрала другой метод: воздействовала точечно на лидеров сборной, убеждая их отказаться от Игр.
Среди таких спортсменов был и Уэллс; предложение премьер-министра его не устроило: «Мы с женой получили целую пачку писем от правительства. В первый конверт была вложена фотография мертвой девочки, которая лежала на земле, а в нескольких дюймах от ее руки валялась кукла. Это было ужасно. Страшная и низкая тактика со стороны правительства.
Если бы я знал, что мое отсутствие на Олимпиаде сохранит жизнь хотя бы одной девочке, то я бы не раздумывая отказался от поездки в Москву. Но я ведь прекрасно знал, что мое участие в Играх никак не повлияет на войну и не приведет к смерти людей. Русский солдат не скажет: «О, Аллан Уэллс не приехал на Игры. Ну, значит, никого убивать не буду».
Остальные письма я даже не стал открывать».
НОК Великобритании тоже не собирался бойкотировать Олимпиаду, поэтому сборная все-таки поехала в Москву – правда, не в полном составе и под белым флагом МОК.
Аллану понравилась Москва – она напомнила ему родной Эдинбург
Но неприятности для Аллана на этом не закончились. Перед Играми-1980 Международная федерация (IAAF) ввела обязательное использование стартовых колодок в спринте – а Уэллс никогда не пользовался колодками: считал, что они ему только мешают.
Вдобавок ко всему за две недели до вылета в Москву бегун сильно потянул спину, из-за чего практически не тренировался и даже думал о снятии с соревнований. Аллана восстановили – каждый день он ходил на четыре медицинские процедуры и успел набрать форму к турниру.
В четвертьфинале Олимпиады на стометровке Аллан установил рекорд Великобритании – 10,11 секунды. Все складывалось как надо: Уэллс чувствовал себя расслабленно и спокойно; и понимал: проблемы позади, он уже на Олимпиаде, о которой мечтал всю жизнь, так что остается просто выходить на старт и бежать.
В свободное время британец читал. В Москву он взял две книги: «Сорок лет убийств» и «Нюрнбергский процесс». По словам самого Уэллса, эти книги разгружали его разум.
Вообще, в СССР британцу нравилось – он ощущал себя комфортно, а кое-какие места напоминали ему родину: «Как-то на разминке я пошел в туалет на стадионе. А там все деревянное! Прямо как в нашем регбийном клубе. Я даже подумал, что чудом вернулся в Эдинбург».
Уэллс выиграл золото на 100-метровке , хотя думал, что медаль отдадут кубинцу
Финал на 100 м проходил в непростых условиях – было довольно холодно и дул сильный ветер; фальстарт с первой попытки только добавил нервозности.
«В голове у меня проносилась одна мысль: беги, беги что есть сил. Уже у финишной черты я увидел, что иду нос к носу с кубинцем Сильвио Леонардом. Тогда я понял – чтобы выиграть, мне нужно так нырнуть вперед, будто от этого зависит моя жизнь».
И у Аллана получилось – он показал абсолютно одинаковое время с кубинцем (10,25), но вырвал золото по фотофинишу. По признанию Уэллса, до объявления официальных результатов он сомневался в победе – ведь СССР был в очень хороших отношениях с Кубой, судьи могли попросту смухлевать. Но этого не случилось – британца объявили олимпийским чемпионом.
На 200-метровке Уэллс тоже боролся за победу, но уступил две сотые секунды итальянцу Пьетро Меннеа. Но все равно был счастлив.
Единственное, что его расстраивало, так это отсутствие британских флага и гимна: «На награждении я чувствовал, что чего-то не хватает. Когда стоишь на верхней ступеньке пьедестала, то ожидаешь услышать национальный гимн».
Уэллс стал первым британцем с 1924 года, выигравшим олимпийское золото на 100-метровке. Дома в Эдинбурге его встречала пятитысячная толпа болельщиков, а чуть позже в его честь в городе устроили парад.
После Игр Уэллс выиграл забег, на который его вызвали американцы
Но не все радовались победе Аллана. Подписывая свое фото для болельщицы на улице, Уэллс услышал крик проходящего мимо мужчины. Болельщица поинтересовалась, что кричал тот человек.
«О, он просто сказал, что я выиграл золото только потому, что на Олимпиаде не было американцев. Он не понимает, что мне это только в радость. Потому что он напомнил мне, что у меня еще есть незаконченные дела. Олимпиада в Москве была только началом», – ответил Уэллс.
Аллана действительно часто критиковали за то, на что он повлиять никак не мог – за отсутствие главных конкурентов на Играх.
Считается, что Аллан победил в отсутствие серьезных соперников – хотя на самом деле они бежали в Москве. Например, действующий на тот момент олимпийский чемпион Хейсли Кроуфорд из Тринидада и Тобаго. Тот же кубинец Сильвио Леонард – второй человек в истории, выбежавший из 10 секунд на 100-метровке. Но без американцев многие все равно не воспринимали всерьез спринтерские соревнования в Москве.
Через две недели после Олимпиады в США прошли национальные соревнования по легкой атлетике. Трио призеров, среди которых был обладатель лучшего результата сезона в мире Стэнли Флойд, предложили Уэллсу устроить отдельный старт и выяснить, кто же все-таки сильнее – американцы или новый олимпийский чемпион?
Аллан согласился.
«Я понимал, что, соглашаясь на это, по сути, засовываю голову в петлю. Но я обязан был победить американцев», – говорил Уэллс. Турнир решили провести в немецком Кобленце. Помимо Уэллса и американцев участвовали спринтеры и из других стран.
В финальный забег Аллан отобрался только с восьмым результатом, но в финале победил, обогнав американцев Стэнли Флойда, Мэла Лэттани, Карла Льюиса и Харви Глэнса.
Карл Льюис
Лэттани после забега подошел к Уэллсу, похлопал его по плечу и сказал: «Аллан, ты действительно настоящий олимпийский чемпион и стал бы им в любом случае, кто бы ни участвовал на Играх в Москве».
В последующие годы Уэллс выиграл Кубок мира, Кубок Европы и еще несколько золотых медалей на Играх Содружества. Но дальнейшей карьере помешала травма – на ЧМ-1983 он дважды финишировал четвертым (на 100 и 200 м), а на Играх-1984 в Лос-Анджелесе выбыл в полуфинале.
Уэллс закончил с соревнованиями в 1987-м, но из спорта не ушел – некоторое время он тренировал сборную Великобритании по бобслею. В 2014 он вместе с женой Марго получил звание Почетного доктора наук Эдинбургского университета Нейпира. А сейчас работает системным инженером в Университете Суррея и консультантом по фитнесу во многих организациях.
До сих пор Аллан Уэллс остается последним белокожим олимпийским чемпионом в беге на 100 м в истории.
40-летие Олимпиады в Москве на Sports.ru:
Фото: Gettyimages.ru/Tony Duffy/Allsport; РИА Новости/Юрий Сомов; globallookpress.com/imago stock&people