8 мин.

Мировой рекорд-фантом Ивана Педросо: прыжок в длину на 8,96 метра – его отменили через неделю из-за мошенничества с ветром

Мировой рекорд в прыжках в длину держится 29 лет – в 1991-м американец Майк Пауэлл улетел на 8,95 м, с тех пор к этой отметке никто не подобрался ближе чем на 20 см.

Хотя в 1995-м рекорд Пауэлла все-таки пал – на одну неделю: кубинец Иван Педросо прибавил 1 см к достижению, но его результат в итоге не засчитали. Все из-за мошенничества с прибором, который измеряет силу ветра.

Прыгнул на рекорд в тумане и с попутным ветром; а главное – в разреженном горном воздухе

Впервые Педросо улетел дальше восьми метров в 1990-м, когда ему было 17. С тех пор карьера кубинца пошла на взлет: он стал четвертым на Олимпиаде-1992, а затем выигрывал почти все соревнования, в которых участвовал. Причем у сверхстатусных соперников – того же Пауэлла, а еще 9-кратного олимпийского чемпиона Карла Льюиса.

В 1995-м за несколько дней до ЧМ Педросо и вся прыжковая элита отправились на турнир в итальянский Сестриере. Личный рекорд Ивана на тот момент составлял 8,71 м – прыжок месяцем ранее в Испании.

Сестриере, находящийся на высоте 2050 м, встретил сложной погодой: висел плотный туман, при этом иногда поднимался мощный ветер. Соревнования не отменили, но было понятно: ратифицированных рекордов ждать не стоит, поскольку попутный ветер задувал сильнее допустимого лимита – 2 м/с.

Разбежавшись в густом тумане, Педросо четко попал на планку и улетел почти к краю ямы с песком: 8,96 м – на один сантиметр дальше мирового рекорда Майка Пауэлла!

Соперники поначалу не обратили внимания не достижение кубинца – мало кто верил, что результат засчитают: ну не мог же ветер затихнуть как раз во время прыжка Ивана. Однако датчик, измеряющий силу и направление ветра, показал, что все было в допустимых значениях: рекорд легален – разбег и полет кубинца попали в тот короткий промежуток, когда порывы ослабли.

Счастливый Педросо по традиции рекордсменов фотографировался с табло, которое показывало великий результат.

За мировой рекорд кубинцу подарили Ferrari F355 стоимостью $132 000 – такой приз ранее получал только Сергей Бубка в 1988-м за мировой рекорд в прыжках с шестом. Забавно, что машина – не очень уместный приз для Ивана: он в жизни не садился за руль, а Куба как раз в те годы переживала тяжелую ситуацию с топливом.

«Ну, наверное, все-таки главное – это машина. А остальное как-нибудь сложится», – неуверенно резюмировал Педросо.

«Это волшебное место – оно само прибавляет тебе 30 см к результату»

Уже бывший рекордсмен мира Майк Пауэлл узнал о прыжке Педросо на следующее утро. Американца раздражал не столько результат Ивана, сколько то, что он сам пропустил соревнования из-за травмы ноги:

«Я разочарован, что у меня не было шанса защитить рекорд. Я бы хотел тоже там прыгать. У меня как будто бы отняли главное сокровище в жизни, так что сейчас я хочу вернуть его.

Когда я штурмовал рекорд, у меня были цель и страсть: я хотел победить Карла Льюиса. Многие годы на тренировках я каждый день видел его лицо. Когда я победил, то больше никого не видел. Теперь же я буду видеть лицо Ивана Педросо. Но я чувствовал бы себя куда хуже, если бы Педросо побил мой рекорд на уровне моря (Пауэлл прыгнул 8,95 в Токио – ровно на уровне моря – Sports.ru). Не хочу принижать достижение Ивана, но Сестриере – волшебное место. Если ты прыгаешь хорошо, то это место само прибавит тебе сантиметров тридцать к результату.

Я еще три недели назад говорил, что если Педросо поедет в Сестриере, то прыгнет дальше моего рекорда. Моя надежда была только на сильный ветер», – признавался Пауэлл.

Майк Пауэлл

И американец прав: в Сестриере результаты зачастую выше, чем в других местах. Не раз там били мировые рекорды, но новый результат не засчитывался из-за мощного ветра. Пауэлл тоже испытал это – однажды он тоже перелетел планку рекорда в Сестриере, но ветер был выше допустимых значений.

Правда, ветер – не единственная причина, по которой прыгуны здорово выступали в Сестриере: разреженный горный воздух действительно помогает лететь дальше. Боб Бимон, в 1968-м обновивший рекорд сразу на 55 см, тоже соревновался на высоте – в Мехико (2250 м над уровнем моря). Другое дело, что правила регламентируют только силу попутного ветра, но не высоту и условия вообще.

Через неделю после турнира в Сестриере – за день до ЧМ – новый рекорд Педросо попал под удар.

При каждом прыжке Ивана у прибора для измерения ветра стоял посторонний

Итальянская федерация (организатор турнира в Сестриере) насторожилась после соревнований: прыгуны суммарно сделали 60 попыток, и лишь 4 из них состоялись при силе ветра, которая допустима для верификации рекорда. Из них 3 – у Педросо, причем во время рекордной попытки ветер дул с силой всего 1,2 м/с – с запасом в легальном окне.

Организаторы просмотрели все имеющиеся видеозаписи с соревнований и обнаружили, что во время всех шести прыжков кубинца возле анемометра (прибора для измерения силы ветра – Sports.ru) стоял человек, создавая помеху измерениям. По ходу турнира на него почему-то не обратили внимание. Этим человеком оказался бывший прыгун с шестом и тренер по легкой атлетике, итальянец Лучиано Джемелло.

«Каждый раз, когда Педросо собирался прыгать, Джемелло становился в 20 сантиметрах от анемометра. Он стоял там во время всех шести попыток Педросо, но уходил, когда разбегались другие. Мы поговорили с ним. Он сказал, что любит прыжки в длину, а так как Педросо на данный момент лучший в мире, то он хотел посмотреть только на него. Но у нас есть ощущение, что он намерено пытался изменить показания прибора», – рассказал пресс-атташе организаторов Энрико Джакомини.

Итальянская федерация заявила, что расследует инцидент, но посылать рекорд Педросо на верификацию в IAAF не будет.

Прыжок Боба Бимона в XXI век: дальше мирового рекорда на полметра, под подозрением из-за ветра и разреженного воздуха

Сам Педросо заверил, что не знаком с Джемелло и понятия не имел, что кто-то пытается мошенничать с анемометром: «Я очень расстроюсь, если рекорд не засчитают. Но я уверен, что способен прыгать еще дальше.

Я чувствовал, что ветер на турнире довольно сильный. Но когда я установил рекорд, он дул намного слабее. Я уверен, что он был в рамках допустимого. Хотя не отрицаю, что условия в Сестриере комфортные для рекордов. Впереди ЧМ. Там и посмотрим, действительно ли я лучший прыгун в мире», – признавался Педросо.

На ЧМ-95 кубинец завоевал золото с прыжком на 8,70 м: он действительно был лучшим прыгуном мира тех лет, но рекорд это не спасло.

Итальянская федерация провела расследование, по итогам которого пожизненно дисквалифицировала Лучиано Джамелло и на три года отстранила судей Паоло Гуглиеми и Дениса Морино. Измерения показали, что во время рекордного прыжка Педросо ветер дул со скоростью от 3 до 5 метров в секунду, что значительно выше допустимого лимита. Федерация заключила: Джамелло намеренно пытался манипулировать с анемометром, но так и не выяснила – зачем.

Рекорд Педросо не засчитали; у организаторов не было никаких претензий к кубинцу, но вот «Феррари» отошла обратно спонсору.

Несмотря на болезненную потерю рекорда, карьера Педросо сложилась великолепно: он взял еще три золота на чемпионатах мира и победил на Олимпиаде-2000. Но дальше 8,71 м так и не прыгнул.

«Тяжелая работа и множество тренировок привели к тому выдающемуся результату. Потерять мировой рекорд было очень обидно. Мне помогло только то, что я был еще молод. Мне было 22, впереди вся карьера. Я выиграл много титулов. Но боль из-за потери мирового рекорда мучает меня и до сих пор», – рассказывал Педросо в 2018-м.

А мировой рекорд по-прежнему принадлежит Майку Пауэллу.

Могучий финиш Борзаковского на Олимпиаде: бежал последним, но вынырнул к победе. Говорит, вперед толкала какая-то сила

Фото: Gettyimages.ru/Mike Cooper/ALLSPORT, Tony Duffy /Allsport, Mike Powell/ALLSPORT; sfcriga.com/; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com