9 мин.

Запутанное правило антидопинга: Коулмен пропустил три теста, но избежал бана и взял золото на 100-метровке

Американский бегун Кристиан Коулмен – главный спринтер планеты прямо сейчас. Он выиграл 100-метровку на ЧМ по легкой атлетике в Дохе с суперрезультатом 9,76 – только 5 человек в истории бежали быстрее 

Также Колмену принадлежит мировой рекорд на 60 м, у него лучшие результаты на 100 м в каждом из трех последних сезонов. А еще он три раза за год пропустил допинг-тест, и мог вообще не приехать в Катар, но его не дисквалифицировали.

И это очень запутанная история.

Разберемся, почему за одинаковое нарушение спортсменов наказывают по-разному: например, биатлонистку Маргариту Васильеву дисквалифицировали на 18 месяцев, а Коулмена, по сути, простили.

Правило о местонахождении ввели 15 лет назад, раньше оно было еще жестче

WADA разработало первый антидопинговый кодекс в 2004 году – накануне Олимпиады в Афинах.

В нем описали основные принципы антидопинговой работы: правила контроля, проверки проб, вынесения дисквалификаций и требование о предоставлении спортсменами информации о своем местонахождении.

Контроль спортсменов во внесоревновательный период – мощнейший метод выявления допинга. В 2018-м даже Европейский суд по правам человека поддержал это требование WADA, отметив, что без механизма внесоревновательного тестирования количество мошенников в спорте вырастет. Суд заверил, что ежедневное предоставление информации о местонахождении не противоречит правам человека.

Изначально правило требовало от спортсмена находиться в зоне доступа 24 часа в сутки. Сейчас условия человечнее: атлет из международного пула тестирования выбирает один час и указывает свое положение в это время. 

WADA предоставило атлетам право на ошибку: без последствий можно пропустить 2 теста в течение года, за третий пропуск будет наказание. До 2015-го интервал для обнуления штрафов составлял 18 месяцев, но в новом кодексе его смягчили до 12 месяцев. Идеальный, по мнению экспертов, срок, чтобы отследить, закономерны пропуски или случайны.

В 2005-м WADA впервые протестировало Систему антидопингового администрирования и менеджмента (ADAMS). Эта информационная платформа теперь хранит всю информацию о спортсмене: результаты анализов, сведения о терапевтических исключениях и историю нарушений антидопинговых правил. Там же спортсмен указывает местонахождение и часовой интервал для доступа допинг-офицеров.

Невнесение информации о местонахождении или отсутствие по указанному адресу – нарушение правил доступности. 3 случая за 12 месяцев – повод для дисквалификации.

В правиле о пропуске трех допинг-тестов много нюансов, поэтому решения по спортсменам всегда разные: кого-то не наказывают вообще, а кто-то отбывает максимальное отстранение.

Кристиан Коулмен: пропустил три теста, но помогли юристы

В августе нас удивили: звездный Коулмен пропустил три допинг-теста, поэтому останется без чемпионата мира в Дохе. О нарушении объявило Антидопинговое агентство США (USADA) – правда, 2 недели спустя оно же сняло обвинения: пропуски бегуна вышли за календарные рамки, отведенные правилами.

По факту это не совсем справедливо, но юридически американец прав. И вот почему.

Коулмен пропустил 3 допинг-теста за 12 месяцев: 6 июня 2018-го, 16 января 2019-го и 26 апреля 2019-го.

Но дальше начинается самое интересное.

Кристиан отсутствовал в указанном месте только 16 января, а в июне и апреле ошибся при заполнении данных. Так как в течение квартала он не вносил никаких правок в системе АДАМС, его ошибки формально относятся не к фактической дате, а к дате внесения информации – 1 апреля 2018-го и 1 апреля 2019-го.

Это 366 дней, а в правилах WADA срок обозначен четко: 365 дней. Получается, первое нарушение у спринтера сгорело.

В обоих случаях допинг-офицер приходил по указанному Коулменом адресу не в часовой интервал доступности. 6 июня 2018-го Коулмен указал, что с 7 до 8 утра будет дома в Теннесси, а на самом деле восстанавливался после травмы в Орегоне – между штатами более 3000 км.

Офицер допинг-контроля прибыл на место в 7:55, начал процедуру тестирования в 8:01, но Коулмена на месте не обнаружил. В документах это нарушение обозначено как несоответствие данных и датировано 1 апреля. Если бы допинг-офицер начал процедуру минутой раньше, то нарушение стало бы пропуском теста и датировалось другим числом – 6 июня.

WADA поддержало спортсмена: по мнению агентства, юристы правильно трактовали кодекс, а Коулмена нельзя дисквалифицировать. USADA согласилось и сняло обвинения.

У Коулмена до сих пор актуальны два нарушения, поэтому до 16 января 2020-го любой новый пропуск приведет к дисквалификации. Но американец уже выступает на ЧМ в Катаре и гарантирует: его проблемы с допинг-контролем возникли из-за халатности, а запрещенные препараты он не принимал.

«Я отдал сердце и душу легкой атлетике и усердно трудился, чтобы быть там, где я сейчас нахожусь. Это просто неуважительно, когда фальшивые болельщики спекулируют и рассуждают о допинге в отношении больших спортсменов.

Мне не нужно защищать себя, но в первый и последний раз: я не принимаю никаких добавок или протеиновых порошков. Ничего, даже разрешенного, что помогает в восстановлении. Ничего».

Мейлутите и Корне: критиковали русских звезд, но влипли сами

Пловчиха Рута Мейлутите сенсационно выиграла золото на 100-метровке брассом в Лондоне-2012 .

А спустя четыре года попала в допинговую передрягу: 22 апреля, 19 августа 2018 года и 28 марта 2019-го допинг-офицеры не нашли литовскую спортсменку в указанных ею местах. Рута заявила, что халатно отнеслась к заполнению календаря и взяла вину на себя, а через пару недель, не дожидаясь объявления о двухлетнем бане, завершила карьеру. Рута рассказала, что устала от тренировок и хочет изучать другие сферы жизни.

Литовская пловчиха Мейлутите завершила карьеру. Обвиняла Ефимову в допинге, а в итоге влипла сама

Осенью 2017-го выяснилось, что французская теннисистка Ализе Корне пропустила три проверки за год – об этом она сообщила в твиттере.

«В октябре я получила третье уведомление ITF о пропущенном тесте. Это значит, что кроме 20 тестов, которые я сдала в 2017-м, – все они, конечно, были отрицательными, – я пропустила три, с которыми без предупреждения пришли ко мне домой. Это произошло по уважительным причинам, но ITF о них слушать не захотела».

Позже Международная федерация все-таки прислушалась к Корне и третий пропуск за 12 месяцев признала сомнительным. Судьи независимого трибунала рассмотрели обстоятельства дела и не наказали француженку. Оказалось, что 24 октября 2017-го Корне указала час доступности с 8 до 9, в это время она должна была находиться дома. Допинг-офицер пришла по указанному адресу, но домофон дома Корне был сломан (теннисистка прикрепила к делу документы о ремонте).

Сотрудница WADA позвонила Корне, но ей ответил автоответчик – по правилам WADA офицер не оставляет сообщение спортсмену. Француженка не смогла перезвонить, так как номер допинг-офицера был скрыт.

Трибунал признал, что офицер контроля не предприняла всех необходимых мер для связи со спортсменкой, поэтому третий пропуск с Корне сняли. После этой истории Ализе рассказала, что два пропуска среди теннисисток – не редкость, но в туре эта тема – табу.

Любопытно, что Мейлутите и Корне жестко критиковали за допинг российских соперниц – Юлию Ефимову и Марию Шарапову – до того, как напоролись на неприятности с допинг-контролем.

Маргарита Васильева: боролась с IBU, но вышло еще хуже

Биатлонистка Маргарита Васильева отчаянно боролась против наказания за тройной пропуск, но только ухудшила положение.

Россиянка пропустила 3 визита допинг-офицеров: 23 апреля и 5 июня 2018-го и 3 февраля 2019-го. На следующий день Маргариту проверяли на допинг на этапе Кубка мира в Канаде, но было поздно – флажок о провальной попытке взять у нее пробу уже стоял в системе АДАМС.

Васильева надеялась отменить последний пропуск: если в первых двух случаях она забывала о заполнении календаря, то в третьем ее подвели часовые пояса. Спортсменка добиралась до Канады по сложному маршруту: Красноярск – Москва – Лос-Анджелес – Калгари и не учла смену времени, о чем рассказала в откровенном посте в инстаграме и в объяснительной для IBU.

Правда, выяснилось, что биатлонистка даже не пыталась заполнить ADAMS – она вообще не заходила в систему. 

Вы удивитесь, но Васильева забила на допинг-контроль. В РУСАДА нам все объяснили

Антидопинговая панель Международного союза биатлонистов (IBU) тянула с вынесением решения – все это время Маргарита и ее представитель искали виноватых. В конце апреля появилась версия, что Васильева не знала о втором пропуске: якобы IBU не уведомил ее, а Союз биатлонистов России запутал Маргариту в датах. 

Тем не менее, IBU дисквалифицировал россиянку на 18 месяцев с момента публикации решения (18 сентября) – она вернется к соревнованиям только в марте 2021-го. 

Дело Васильевой кажется еще менее логичным на фоне апрельских дисквалификаций других наших биатлонистов – Максима Буртасова и Алексея Корнева. Они тоже получили бан за пропуск тестов, но в отличие от Маргариты, признали вину и сотрудничали с расследованием. Итог – РУСАДА отстранило их всего на год.

***

Правило доступности – одно из самых противоречивых в современном антидопинге, поэтому у пропуска тестов такие разные последствия. Спортсмены, столкнувшиеся с ним, признают: главная причина проблем – халатность и невнимательность. Это не применение допинга, не положительная проба, но очень серьезный прокол.

И обезопасить себя полностью можно, если строго соблюдаешь все правила – тогда не придется доказывать, что виноват сломанный домофон или смена часовых поясов.

Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Lachlan Cunningham, Oli Scarff, Andy Lyons, Clive Rose, Patrick Smith; РИА Новости/Алексей Филиппов, Виталий Белоусов, Денис Костюченко