Ультрамарафонец бегал 96 часов подряд. Мы нашли его и узнали, зачем все это
Ультрамарафонец Виталий Диденко установил удивительный рекорд: он пробежал 96 часов подряд. Без сна.
Четверо суток Диденко бегал почти без остановок по парку в станице Гиагинской (республика Адыгея). 23-летний спортсмен раньше участвовал в ультрамарафоне на 480 км и экстрим-гонке Ironman (плавание на 4 км, велозаезд на 180 км и марафон), а теперь установил рекорд мира по длительности забега.
Мы связались с Виталием и узнали подробности.
96 часов бега – как это вообще?
– Первый длинный забег без сна – на 3 дня – у меня был 5 апреля: пробежал 480 км. Планировал побить рекорд американца Дина Карнезиса, который за 3 дня преодолел 560 км. Не получилось.
Но спустя 3 месяца я установил рекорд, который официально зарегистрируют на сайте международных достижений «Интеррекорд». Решил бежать 4 дня без сна – 96 часов. Моя мечта все-таки осуществилась.
Забег проходил в республике Адыгея в станице Гиагинская. Я бежал по треугольнику длиной 250 метров – туда-обратно по кругу. Голова не кружилась – отключал мозг и не думал; бежал, слушал музыку. Каждый час делал 10-минутные перерывы на душ, массаж, а в последние 3 дня мне трижды давали перерывы по полтора часа для длительного массажа.
В основном бежал, где-то переключался на ходьбу; главным условием было, чтобы я двигался в течение 96 часов без сна. Километраж не считали.
Тренировки в жару: сколько пить, как питаться, нужна ли кепка?
Четверо суток без сна – очень трудно. Не знаю, решится ли кто-то побить этот рекорд. Дальше – пять дней, но пять суток без сна в движении – уже рядом со смертью. Читал, что 6 дней уже нереально вытерпеть.
В первые два дня очень ждал финиша, на третьи-четвертые сутки уже не так сильно. После финиша почувствовал, что могу еще больше. Но без сна очень трудно, начинаются галлюцинации. Спасался только за счет холодного душа.
Первый день был самым сложным: плохое самочувствие, давление сильно подскочило. Еще влияла погода: 2-3 дня шел дождь – утром, днем и ночью, а потом резко наступила жара. Из-за перепада давления поначалу было нехорошо. Первые два дня ужасно хотелось спать, болели ноги. В стопах и суставах чувствовал адскую боль, все пальцы на ногах – в мозолях.
Третьи сутки прошли более-менее, а вот четвертый день длился очень долго – потому что понимаешь, что скоро финиш, и ждешь его. Конечно, есть натертости по всему телу, губы очень обветрились, потому что в течение суток ты пьешь и ешь на ходу. Дискомфорта было очень много.
Как к такому подготовиться?
– Делал тренировки на выносливость – обычный бег, монотонный, длительный. Год я прожил в Санкт-Петербурге, там один специалист обучил меня медитации: за счет хороших мыслей я могу отключиться и не думать ни о чем, подавить какую-то боль, усталость и просто бежать, получая удовольствие. Хотя удовольствия в таком деле не очень много.
Конечно, я чувствую боль, просто не акцентирую на ней внимание. Во время 10-минутного перерыва ложишься на кушетку для массажа и чувствуешь, будто в ноги колют иголки. Это ужасная боль, ни с чем не сравнимая. Представьте, каково топать четыре дня по асфальту.
Как питаться во время бега?
– Сначала принимал спортивное питание, потом – углеводы. Ел все, что дает энергию: пиццу, пироги, макароны, суп, сухофрукты, бананы. Затраты энергии большие, одним спортивным питанием не восполнишь. Питался и во время перерывов, и в движении. 10 минут перерыва – это не так много, выбирал между душем и массажем, за раз все не успеешь.
Все необходимое закупили заранее – был специальный человек, который всем занимался. Если чего-то не хватало, рядом были магазины, он ходил – покупал. Круглые сутки дежурила скорая помощь. Помогали друзья, коллеги, организаторы – Гиагинский район взял на себя организацию.
Скандинавская ходьба – модный фитнес: в два раза эффективнее бега, работает 90% мышц
После забега проспал сутки. Приехал домой, искупался и сразу лег спать – проснулся, поел и до следующего дня спал. Первые дни болели ноги, но сон – лучшее восстановление для организма.
Что дают за рекорд?
– Конечно, хотелось бы, чтобы рекорд давал что-то материальное. Но кроме сертификата не получил ничего.
Мне кажется, поощрять должна республика или город, в котором спортсмен проживает. Все-таки неординарное событие. Насколько я знаю, в Ингушетии парень тоже установил рекорд – отжался две тысячи раз, и его наградили. Но все зависит от региона: кого-то поощряют, кого-то – нет.
Наверное, не награждать – это неправильно. Я же делаю это не только для себя, а еще и для России, для людей, чтобы мотивировать их. Поэтому хотелось бы какой-то ответной реакции, но отдачи от властей нет.
Как реагировали болельщики?
– В соцсетях была разная реакция: от негатива до благодарности за мотивацию. Критикуют в основном те, кто сидит на диване и всякую ерунду пишет. Писали, что это обман. Но меня непрерывно снимали камеры – все 96 часов.
Тот, кто не участвовал в чем-то подобном, никогда не поймет, как это сложно. А, например, олимпийский чемпион по дзюдо Арсен Галстян, который живет у нас в станице, пожелал мне удачи перед забегом. Спортсмены, которые чего-то достигают, никогда не отзовутся плохо о том, кто старается.
И все же – зачем?
– В парк пришло много людей, интерес был. Меня поддерживали – и свои, и приезжие из других городов.
Я занимаюсь спортом и хочу чего-то добиться в этой сфере. Считаю, что должна быть поддержка от города или страны. Каждый спортсмен нуждается в поддержке, чтобы продолжать занятия. Когда ее нет, руки опускаются. Мне не очень нравится позиция нашего региона, но значит, так считают правильным.
Конечно, продолжу заниматься тем, что я люблю. Думаю, это не последний рекорд – восстановлюсь и придумаем что-то новое.
Хочу мотивировать молодежь – конечно, не все будут бегать безумные четыре дня. Было важно заинтересовать людей этим забегом, и, думаю, у меня получилось – многие пишут, что благодаря мне начали заниматься спортом. Главное, чтобы был интерес к спорту, а чем заниматься – человек сам решит.
Хотелось бы, чтобы люди задумались. Только собственным примером можно показать, что заниматься спортом действительно важно. Пусть не таким экстремальным и пагубно влияющим на здоровье – обычным. Своим примером я показал, что человеческие возможности безграничны, стоит только захотеть.
Фото: instagram.com/import555
в принципе, каждый волен делать, что ему нравится, но тут - очевидное желание потешить эго. и еще - человек говорит про деньги. с какого перепугу государство должно поддерживать его специфические увлечения?
"Я могу пробежать 1500 км не останавливаясь за 1 неделю".
Очень странно. То есть технически и не бегал 96 часов без остановки. То бежал, то шел, то 10 минут перерыв, то 1,5 часа. Да еще даже не вдоль парка, а по 250м. треугольнику. Понимаю, что это дико сложно и для 99,999% людей нереально, но рекорд действительно ради рекорда.
А для чего мотивировать других людей? Чтобы что? Чтобы они дольше прожили? Давайте узнаем, много ли в своей жизни пробежали долгожители. Или много лет живут супермарафонцы.
Узнать пределы возможностей организма? Но такая цель может привести к гибели организма, поскольку смерть уже близко.
Я разговаривал с одним супермарафонцем. Он сказал: "Я это делаю только для себя. Я не могу без таких нагрузок. И я понимаю, что убиваю свой организм. Никому не советую бегать больше 15 км за 1 раз". Вот это мне уже понятнее. А здесь парень, то ли из-за вопросов журналиста, то ли сам зациклен на этой теме, но несколько раз сказал: "нужна помощь от властей". Блин, какая помощь? В чем помогать? Ты же уже и так много пробежал. Тебе не нужна помощь. Помогать нужно тем, кто не может пробежать.
Мотивация многих бегунов на длинные дистанции - забегать внутренние проблемы, депресняки. лучше же чем забухивать.