6 мин.

Наш хоккей с мячом – первый в истории спорт с цензурой: запрет на критику и негатив внесли в регламент

В российском хоккее с мячом новый сюжет – здесь объявлен сезон восторженной прессы.

Бенди – суровый вид, который интересно и немного экстремально смотреть с трибун, но почти невозможно по телевизору (хотя бы потому, что не видно мяч). Вы же тоже пробовали?

Здесь точно есть аудитория: в Красноярске, Хабаровске или Архангельске на рядовой матч чемпионата России собираются около 3 тысяч зрителей. Но большинство вспоминает о хоккее с мячом только раз в год – когда Россия играет в финале ЧМ со Швецией.

Россия – чемпион мира в бенди! Горели шведам весь матч и даже за минуту до конца

Скандалы – главное, чем заманивает хоккей с мячом в остальные 364 дня в году.

Их было намного больше, но без участия Федерации хоккея с мячом России (ФХМР) не обошлось ни одного:

• полтора года назад арбитр Максим Лагаев рассказал Life.ru, как люди из Федерации приказали ему обеспечить победу московского «Динамо» в матче Кубка России против «СКА-Нефтяника». У них не получилось – и после матча в судейской ураганил президент федерации Борис Скрынник, матерно обещавший дисквалифицировать всю бригаду. Кстати, человек слова (не зря руководит еще и международной федерацией) – обещание выполнено;

• начальник «Водника» Дмитрий Минин в программе «Фетисов» тоже вспоминал, как Скрынник в своем кабинете спрашивал его, не боится ли он за себя и семью. А еще обещал поднять старые связи в Архангельске после отказа сыграть на нужный результат;

• в 2017-м – это вы точно вспомните – случился главный перфоманс в истории бенди. В матче чемпионата России «Водник» с «Байкалом-Энергией» забили 20 голов, но все в свои ворота – так команды выбирали соперника по плей-офф. Дошло до видеобращения к Путину – игроки просили навести порядок в нашем хоккее, но президент его проигнорировал;

20 автоголов в одном матче: самая позорная игра года

• в том же 2017-м перед «Финалом 4-х» в Хабаровске команды, как передал «Спорт-Экспресс», получили план, в котором организаторы заранее расписали – кому играть в финале, а кому на день раньше за 3-е место. Например, красноярскому «Енисею» в день финала запланировали трансфер «отель-аэропорт» и это, по словам сотрудников клуба, точно не было случайной ошибкой;

• накануне сезона-2017/18 ФХМР договорилась о трансляциях чемпионата на православном телеканале «Спас» – между РПЦ и федерацией действует давнее соглашение о сотрудничестве. В исполком федерации даже входит священник Даниил Зубов, который является духовником сборных России и иногда путешествует с ними на соревнования. Кстати, на последнем заседании в повестке стоял, например, вопрос «о необходимости привлечения и обеспечения участия команд девочек в соревнованиях на кубок Патриарха Московского и всея Руси».

Хоккей с мячом – самый православный спорт России. Как так получилось?

И вот теперь в федерации решили, что журналисты освещают хоккей с мячом не очень восторженно.

В мае 15 из 25 членов исполкома единогласно (как и еще 44 решения в тот день) приняли дополнение к регламенту проведения всероссийских соревнований. Вот оно целиком (орфография и пунктуация сохранены):

«164.8. Не допускается представителям СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности комментировать, обсуждать и/или негативно высказываться о судействе матчей чемпионата, негативно высказываться о должностных и официальных лицах ФХМР и Клубов, об участниках Чемпионата и Чемпионате в целом, а также провоцировать к таким высказываниям, комментариям или обсуждениям. В случае невыполнения представителем СМИ установленных правил, он лишается аккредитации и допуска, в дальнейшем, к освещению Чемпионата».

Ситуация уникальная. Возможно, чемпионат России по хоккею с мячом станет первым в истории спорта соревнованием, в котором официально введена цензура.

Вообще, в Федерации изобрели удивительную систему взаимоотношений с прессой. Теперь об аккредитации каждого журналиста на матч будет ходатайствовать клуб, которому потом отвечать за его работу и «соблюдение журналистской этики» (цитата из регламента). А если тот вдруг без позитива расскажет, например, о матче, где команды забивают голы только в свои ворота, клуб заплатит 100 тысяч рублей штрафа.

Дальше, наверное, самая увлекательная часть из 33-страничного протокола майского исполкома. Мимо нее точно нельзя пройти (орфография и пунктуация сохранены).

«Пункт 44. Об участниках соревнований, деятельность которых дискредитирует либо наносит вред, ущерб ФХМР или препятствует выполнению ФХМР своих уставных целей.

Докладчик А.Д. Степанов проинформировал присутствующих об участниках соревнований, намеренно не соблюдающих нормы, установленные Федерацией, игнорирующие корпоративный этикет, уважение к участникам и организатору. Они намеренно через СМИ негативно отзываются и высказываются о должностных и официальных лицах с целью принижения статуса Федерации и проводимых ей соревнований, дискредитируют Федерацию, тем самым нанося общий вред хоккею с мячом, развитие которого предусмотрено Уставом Федерации. Регламент, утвержденный на сегодняшнем заседании, предусматривает снятие таких участников с соревнований и/ или отказе в допуске их к участию и такую норму, введенную в Регламент как спортивную санкцию, Федерация будет применять к нарушителям.

Слушали А.И. Якунина предложившего не оправдываться перед нарушителями, а применять к ним установленную санкцию.

Слушали В.Е. Гришпуна и В.А. Мотиенко поддержавших предложение А.И. Якунина.

Исполком принял к сведению выступление докладчика и поддержал применение более жестких мер, предусмотренных Регламентом, к нарушителям».

Вот ведь как бывает – даже у священника Зубова, который был на исполкоме, не нашлось возражений против более жестких мер к нарушителям.

И, пожалуй, последнее, что нужно знать об этой федерации.

Заявочный взнос для участия в Суперлиге – 6 миллионов рублей от клуба. Но теперь его в любой момент могут вышвырнуть из турнира за правду только потому, что так решили А.Д. Степанов, А.И. Якунин, В.Е. Гришпун, В.А. Мотиенко и священник Зубов.

Люди, которые сшили новое платье для короля Скрынника.

***

Мы позвонили в ФХМР за комментариями, но, увы, не получили оперативного ответа. Ответственного секретаря Анатолия Степанова не было на месте, исполнительный директор Сергей Мяус (тоже член исполкома) отказался от общения по телефону, пресс-атташе Евгений Конов предложил написать запрос на фирменном бланке Sports.ru.

Написали, вопросы такие:

1) С чем связаны введения таких правил в отношении представителей СМИ?

2) Кто и как будет оценивать/проверять высказывания в СМИ на негатив?

3) Чем это отличается от цензуры (системы контроля над содержанием и распространением информации)?

4) Что грозит представителю СМИ, распространившему (по мнению Федерации) негативные высказывания?

5) Как, по мнению Федерации, обновления в регламенте скажутся на популярности хоккея с мячом в России?

Ждем ответ.

Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев, Сергей Пятаков; rusbandy.ru