5 мин.

В легкой атлетике – допинг и безнадега. Путин торопит с возвращением, а РУСАДА за разгон всего руководства

Авдохин кипит.

Наша легкая атлетика – ужас без конца.

Формально ее не существует четвертый год – в ноябре 2015-го Международная ассоциация (IAAF) приостановила членство Всероссийской федерации (ВФЛА) из-за допинговой вакханалии.

Примерно тогда же, в январе 2016-го, ВФЛА возглавил Дмитрий Шляхтин – человек-оркестр, одновременно руливший не только легкой атлетикой, но и спортом в Самарской области и футбольными «Крыльями Советов» (пост председателя совета директоров он оставил только этой зимой).

Перед Шляхтиным стояла одна задача – безумно сложная, но жизненно важная – реанимация российской легкой атлетики, ее возвращение на карту мира с безупречной репутацией.

Но абсолютное ощущение: за 3,5 года его правления в легкой атлетике время замерло – Россия ни на шаг не приблизилась к восстановлению в правах.

Наша легкая атлетика переживает самый кошмарный период в истории, и с этим, кажется, свыклись все – чиновники, спортсмены (сейчас только 67 россиян могут выступать за рубежом в нейтральном статусе), болельщики.

Печальный факт – внутренних инцидентов после приговора в России не стало меньше. Похоже, ошибки здесь не учат никого.

Просто вспомним их:

• десятки свежих допинговых случаев – в данный момент дисквалификацию отбывает полсотни легкоатлетов, пойманных уже после отстранения Федерации;

• бесконечная цепочка аннулированных результатов и отобранных медалей – в февральском апдейте снова нашлись звонкие фамилии: Иван Ухов (олимпийское золото-2012), Светлана Школина (золото ЧМ-2013 и олимпийская бронза-2012), Татьяна Лысенко (золото ЧМ-2013) и Люкман Адамс (золото ЧМ-2009 в залах);

побег 36 легкоатлетов с регионального турнира в Иркутске зимой 2018-го после известия о приезде допинг-офицеров; 

• 3,22 миллиона долларов растущего долга за антидопинговые расследования IAAF – Федерация так и не придумала, как его погасить;

сопровождение опальным тренером Чегиным ходоков на сборы в Киргизию – в Мордовии он по-прежнему серьезная и уважаемая фигура;

• активное участие в жизни сборной другого пожизненно отстраненного тренера Алексея Мельникова – его часто встречают в Центре спортивной подготовки сборных вместе со специалистами из нынешнего штаба;

• глупый кейс топ-прыгуна в высоту Данилы Лысенко, сначала пропустившего три внесоревновательные допинг-пробы, а потом предоставившего в CAS фальшивые доказательства невиновности – есть основания считать, что ему помогали видные чиновники ВФЛА, в том числе президент Шляхтин.

Последняя деталь – самая удивительная. Нет, честность наших спортивных руководителей не вызывала сомнений и раньше, но конкретно этот момент – вершина глупости и беспечности.

Выходит, что чиновники ВФЛА одной рукой писали в IAAF отчеты о выполнении дорожной карты по восстановлению, а другой подбрасывали липовые документы для Лысенко. Когда это станет официальным фактом, о легкой атлетике в России можно забыть окончательно.

Похоже, первым человеком в России, который осознал это, стал глава РУСАДА Юрий Ганус.

Вы точно не пропустили его открытое письмо президенту ОКР Позднякову. В нем Ганус объяснял, почему кризис в ВФЛА только прогрессирует и предложил разогнать ее руководство, пока не поздно. Хотя, как не поздно – 5 бесполезных лет, Олимпиада, чемпионаты мира, для кого-то карьера.

О том, что федерация не справляется, пустив ситуацию на самотек, раньше сигналили спортсмены (раздва, три). Но впервые об этом объявил человек с серьезным статусом и важной должностью. А самое главное – Ганус точно владеет внутренней информацией, которая станет катализатором будущих решений. И не боится ее озвучивать.

«Продолжение работы ВФЛА в текущем состоянии и составе, при существующем уровне сопровождения со стороны ЦСП, региональных ЦСП, ШВСМ и других центров спортивной подготовки, когда ВФЛА не имеет положительной динамики на протяжении длительного времени в решении задачи восстановления, при стремительно сокращающемся времени до Олимпиады-2020, оставляет все меньше шансов на полноценное участие наших легкоатлетов, тем более без ограничений, в Играх-2020». 

Резонансный шаг – в нашем обществе не принято критиковать руководителей, пока они при деле.

На порыв Гануса спортивные чиновники отреагировали ожидаемо вяло.

«Тезисы, с моей точки зрения, не являются конструктивными, так как вопросы, связанные с заменой руководства ВФЛА, должна решать сама организация», – это глава ОКР Станислав Поздняков.

«Предложения РУСАДА несвоевременны. Рабочая группа по восстановлению членства ВФЛА давно создана и активно взаимодействует с IAAF и WADA», – а это министр спорта Павел Колобков.

Все идет по плану – несокрушимая позиция. Да и потом – сегодня они потребуют убрать Шляхтина, а завтра? Колобкова? Позднякова?

А кто тогда будет исполнять недавнее поручение президента России Путина? Да, вот это:

«Принять исчерпывающие меры по восстановлению членства ВФЛА в IAAF и обеспечить участие всех членов олимпийской команды России на Олимпиаде-2020 в Токио без ограничений. Срок – 2 декабря 2019 года».

Теперь хотя бы понятно – предыдущие меры, которые 5 лет принимали ВФЛА, ОКР и Минспорта, просто не были исчерпывающими. По новым данным разведки мы воевали сами с собой.

Но теперь-то все пойдет иначе.

ОКР создаст еще одну армию рабочих групп – во исполнение поручения президента.

Минспорта разработает комплекс дорожных карт по восстановлению – с привлечением важных экспертов.

ВФЛА проведет объективное расследование по делу Лысенко. Шляхтин лично разберется, участвовал ли он в фальсификации документов.

Все как положено – с долгими заседаниями, кипой отчетов, толстенными папками.

А менять некомпетентных руководителей – неконструктивно и несвоевременно.

Да, вот такие они – исчерпывающие меры.

Глава РУСАДА раскрылся у Познера. Хоть кто-то вменяемый в нашем спорте

Фото: РИА Новости/Антон Денисов, Нина Зотина, Александр Вильф; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein; globallookpress.com/Petr Sznapka/CTK; REUTERS/Phil Noble