Это громкое слово – победа …
Свой последний кубок мой собеседник завоевал в 92 года!
– Это был десятикилометровый пробег в Скопине, и я, как обычно, занял в своей возрастной группе первое место. Потому что в моей группе я один только и выступал, – смеется Александр Александрович. – Надеюсь, награды у меня еще будут…
Секрет спортивного долголетия ветерана прост: зарядка и контрастный душ, а до недавнего времени были еще и ежедневные пяти–десятикилометровые пробежки в любую погоду и обязательно с голым торсом, а также моржевание.
– Одно время в Рязани насчитывалось полсотни «моржей», а сейчас их стало значительно меньше, – сетует Александр Александрович.
Почему? Прежде моржи базировались на Центральном спортивном комплексе, плавали рядышком, в Рюмином пруду, где в надлежащем порядке содержали бассейн – полынью. Ныне в пруду купаться нельзя: вода слишком загрязнена, опасна для здоровья. Стоп! Неужто непреодолима проблема с ее очисткой? И почему этим в Рязани некому заняться? Вопрос – властям, спортивным чиновникам…
Раньше Александр Александрович частенько наведывался в редакцию, всякий раз по возвращении с очередных соревнований. Рассказывал, как пробежал, демонстрировал награды, дарил программки. И все – не ради собственной славы, а чтобы мальчишки и девчонки, юноши и девушки (если прочтут в газете) следовали его примеру, вели здоровый образ жизни.
И вдруг Сан Саныч пропал. Что случилось?
Три года назад Александра Прокоповича сбила легковушка. В Рязани, на улице Черновицкой. Правая нога тогда здорово пострадала. Пришлось сделать операцию по методу знаменитого врача Гавриила Илизарова, а потом еще пару месяцев полежать в больнице. Но ничего, после лечения в санатории нога стала приходить в порядок.
– Вот окончательно «отремонтирую» ногу и в столетний юбилей выйду на беговую дорожку – обещает давний друг. – Может, и на ветеранском чемпионате мира удастся еще выступить. Соперников у меня все равно нет. А во время бега я думаю только о победе и ни о чем другом.
К бедам Александру Александровичу не привыкать. Чего он только не испытал! И пять перенесенных операций. И перелом бедра во время вынужденной посадки самолета в качестве пилота. И авария в Оренбурге, когда перевозил стипендии для курсантов – сорок тысяч рублей (это по советским еще деньгам), которые все же удалось доставить до адресатов в целости и сохранности. И падение с коня на соревнованиях в Забайкалье, когда кость на правой руке вылезла наружу, а от дикой боли перед глазами за какую-то секунду пронеслась вся жизнь – шрам до сих пор об этом напоминает.
– Ничего, – успокаивает корреспондента собеседник, – на здоровье, благодаря занятиям спортом, никогда не жаловался. А занимался я и спортивной гимнастикой, и парашютным спортом, и боксом, и хоккеем, и футболом. Однажды во время футбольного матча даже ногу командиру полка серьезно повредил.
Свой первый титул чемпиона мира среди ветеранов по бегу Александр Александрович Прокопович завоевал в подмосковном городе со знаковым названием – Королев. Ведь вся его жизнь связана с небом. На пути к профессии летчика судьба его вдоволь покрутила. Родился во время первой мировой войны, в которой участвовал отец. Вскоре после рождения потерял мать. Вдоволь попутешествовал с отцом по Советскому Союзу. Рабфак заканчивал в Казани. Там же поступил в химико-технологический институт имени Бутлерова, затем перевелся в медицинский. Подрабатывал на заводе токарем. Был комсоргом цеха. Увидев впервые самолет, влюбился в небо на всю жизнь. Пошел записываться в летное училище. Увы, набор уже закончился. Посоветовали пойти в военно-морское училище – пока проходил медкомиссию, набор и там был завершен. Пришлось отправиться в Ленинград, поступать в артиллерийское училище. Практически сразу после начала учебы был послан в годичную командировку в часть, в Забайкалье.
– До возвращения в Ленинград нам оставалось два дня, когда я решил принять участие в оказавшихся злополучными соревнованиях по конному спорту, – вспоминает Александр Александрович. – На третьем круге лидировал, и тут мой конь резко затормозил перед препятствием, я упал и сломал левую руку. Руку-то вылечили, но вердикт врачей был непреклонен – к службе годен, к обучению в училище – нет. Словом, и это училище закончить не удалось.
Дослужил в Забайкалье срочную, выучился на снайпера, закончил курсы планеристов и вернулся домой, к отцу, в Белоруссию. Пришел в аэроклуб. Учил курсантов и сам учился летать на ПО-2. Однажды приехала комиссия из Борисоглебского летно-технического училища, приняла экзамены на истребителе Ил-16. Вместе со своими учениками Александр Прокопович оказался… в числе дипломированных выпускников этого училища, в звании младшего лейтенанта. Потом была работа инструктором в Батайске, последовал перевод в Грозный, где его и застала война.
На Кавказе Александр Прокопович провел четыре военных года в должности летчика и инструктора, в общей сложности отлетал на передовой пятнадцать месяцев. Летал на боевом Ил-2, а потом на новом Ла-5 под началом трижды Героя Советского Союза, знаменитого аса Александра Покрышкина.
– У него был девиз: высота, скорость, маневр, огонь, победа, – рассказывает Александр Александрович. – Так он и нас учил. Летом сорок первого года я сбил единственный вражеский самолет, на глазах своих подчиненных. Поднялся высоко, на большой скорости из-под облаков пошел на немецкий истребитель – лоб в лоб. У них тогда самолеты были получше наших, но такие атаки они не выдерживали. Потом пересел на штурмовик и вылетал уже только на бомбежки. Так всю войну с Кавказа меня и не выпускали. Какая для меня самая ценная награда? Наверное, «За боевые заслуги».
После Победы над Германией Александр Прокопович продолжал работать инструктором с курсантами, закончил Высшую летно-инструкторскую школу, был направлен в Оренбургское летное училище – командиром звена, в подчинении было тридцать курсантов и три самолета. Там в пятьдесят пятом году одним из его учеников стал Юрий Гагарин.
– Юра выделялся среди курсантов, – рассказывает Александр Александрович. – Если другие ребята поначалу как-то стеснялись, Гагарин всегда смело подходил и спрашивал, что непонятно. Вспоминаю, у Юры в Оренбурге была девушка и он частенько обращался ко мне с просьбой о дополнительном увольнении. Разве можно было ему отказать?!
Со своим учеником Прокопович больше ни разу и не встретился. Гагарин дважды наведывался в Рязань, но Александр Александрович в это время находился в другом городе. А вообще с космонавтами дружил. Например, с Алексеем Леоновым и нашим земляком Владимиром Аксеновым, который однажды даже подарил ему зимнюю шапку в качестве приза за победу в пробеге.
– Жаль, самому в космосе побывать не удалось, – сетует собеседник. – Староват я тогда уже был для этого дела. Это сейчас вон в космос даже туристы летают, а тогда посылали только настоящих и отважных летчиков. Риск-то какой был!
В отставку Александр Прокопович вышел в звании майора. На заслуженном отдыхе занялся бегом и стал трехкратным чемпионом мира среди ветеранов. И это, хочется верить, не конец замечательной истории.
На недавней традиционной встрече ветеранов физической культуры, спорта и туризма, посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне (их проводит обл-спорткомитет) Прокопович был самой заметной фигурой среди друзей – шутил, пел, читал стихи. Охотно откликнулся на просьбу корреспондента – написать пожелание читателям газеты «Рязанские ведомости» и «Олимпа». Пожелал всем заниматься спортом, ведь спорт – это здоровье!
Вячеслав Чирков («Рязанские ведомости»)
Фото из архива Александра Прокоповича, предоставлены «Рязанскими ведомостями»
Оригинал -