12 мин.

Результаты, здоровье, допинг: легкая атлетика, которую вы еще не знали

Завершился Чемпионат мира по легкой атлетике. Как известно, российский обыватель, смотрящий в постоянстве лишь футбол и хоккей, вспоминает про «Королеву спорта» один раз в два года: когда проходит главный легкоатлетический старт. Вместе с тем, державный разум почти всех граждан нашей страны (и мой в том числе) любит считать медали общекомандных зачетов, тогда как легкая атлетика один из самых наполненных драгоценными металлами видов спорта, а значит потенциал радовать «всю страну» у легкой атлетики один из самых высоких. Но что мы про неё знаем? Положа руку на сердце, почти ничего. Мы видим лишь рафинированных атлетов, которые прошли через все тернии своей жизни вне телеэкранов, за пределами пристальных взоров болельщиков. Да, мы слышим от сердобольных комментаторов, что было особенного при подготовке у этого спортсмена, через что пришлось пройти тому атлету, с чем столкнулся вот этот замечательный мальчик или девочка, но не более. 

То, что вы сейчас читаете - попытка приподнять завесу тайны. Это интервью с восходящей звездой российского бега, которую вы, скорее всего, не знаете, если не следите за легкой атлетикой профессионально, но человек выполнил норматив мастера спорта в беге на среднюю дистанцию. По понятным причинам его личность я не стану раскрывать, ведь в разговоре были затронуты некоторые крамольные и совершенно недуховные вещи. Мы поговорили о разном. Что-то более интересное, что-то менее, но очевидно одно: для сознательного болельщика важно знать как устроен спорт. Здесь без купюр и должностей говорится о здоровье, философии, допинге и о том, какой выбор делает каждый профессиональный спортсмен. 

Бег на средние дистанции

ПРО ВЫБОР

- Как давно ты занимаешься легкой атлетикой?

- С детства. Наверное, знаешь, что некоторые родители  отдают ребенка на ОФП (общую физическую подготовку). До 14 лет я занималась именно в таком режиме, а потом стала заниматься бегом профессионально. В 19 лет оказалась у своего тренера, с которым работаю сейчас.

- Почему ты выбрала именно бег?

- Я с детства выигрывала все кроссы, соревнования. Можно сказать, что у меня к этому есть предрасположенность. 

ПРО ЗДОРОВЬЕ СПОРТСМЕНА

- Существует расхожее мнение, что профессиональные спортсмены - это абсолютно здоровые люди…

- Нет!

- Существует и прямо противоположенное мнение. Где правда?

- На самом деле, все зависит от начальной подготовки. Как было раньше? Спортсмен приходит совсем в юном возрасте в спортивную школу. У него есть тренера, которые получают деньги за достижение быстрого результата. Пока ты есть у тренера - он получает за тебя деньги. Потом - нет. Поэтому есть специалисты, которые начинают так грузить организм, что впоследствии ребенок, достигнув совершеннолетия, будет совершенно выхолощен и не будет способен практически ни на что.

- Это, кстати, проблема всего российского спорта.

- Да, раньше была, но сейчас она не так остро стоит. Сейчас тренера лучше. Например, когда я только пришла в легкую атлетику, мне давали какие-то легкие кроссы. Сейчас у меня совсем другие тренировки. Система профессиональной подготовки выстроена будто бы по спирали. С каждым днем нагрузки увеличиваются. Секрет в том, как тренер подводит тебя к нагрузкам. Но главная проблема профессионального спортсмена - фармакология. Чтобы выдерживать такие нагрузки, хочешь ты или нет, приходится поддерживать свой организм. Скажу сразу: это разрешено, но так или иначе ты принимаешь какие-то БАДы, витамины. И, поверь, это не условный «Компливит», который, кстати, недавно был запрещен. Там идут серьезные вещества, очень сильно влияющие на внутренние органы и перегружающие их. Больше всего страдает печень, а иногда случается иммунный сбой. У меня было такое. Я пила витамины и из-за них у меня произошло что-то вроде иммунодефицита!

- Выглядит не очень полезно…

- Все эти «витаминки» - это очень губительно. В первую очередь, для суставов, у которых снашиваемость ускоряется в разы и это только основное. Короче, я приду на обыкновенную диспансеризацию и не пройду ни одного врача. Все врачи мне скажут: сбавь нагрузки. И скажут это же любому спортсмену. У любого профессионального спортсмена есть травмы. И нет такого профессионального спортсмена, у которого этих травм нет.

Травмы в легкой атлетике

ПРО СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ

- Как в РФ работают спортивные школы легкой атлетике прямо сейчас?

- В первую очередь, всех интересует количество тренирующихся спортсменов, но не так важен результат. Смотри, есть разные спортивные школы: например, ЦСКА. Это большая школа, с именем, там ты можешь обучаться бесплатно, если входишь в сборную ЦСКА. Но стать «сборником» ты можешь только если в определенном возрасте получаешь первый разряд, а потом становишься Кандидатом. Если тебе 19 и ты не КМС - тебя отчисляют. Все остальные тоже могут тренироваться, но платно.

Дальше есть другие школы олимпийского резерва, которые пониже рангом. Там, если ты показываешь результат, то тренеру идут премиальные, если не показываешь, то все равно за каждого спортсмена какую-то копеечку тренер получит. Многие тренера низкого уровня, которые, грубо говоря, не умеют тренировать, просто набирают себе огромную группу подопечных.

- Сколько сегодня зарабатывают тренера по легкой атлетике? В среднем.

- Я конкретную цифру назвать не могу, потому что не знаю, но у меня был следующий разговор с тренером: я ему пожаловалась, что, мол, мне премию дали маленькую, на что он мне ответил: «Слушай, мне 10 000 заплатили за этот месяц, а ты возмущаешься». Так что мне кажется, что средняя зарплата тренеров в районе 20 000 рублей. Это при том, что у моего в подопечных далеко не слабые спортсмены: кандидаты и мастера спорта.

- А как они живут вообще?

- В основном, все тренера живут очень бедно: от сбора до сбора.

- То есть это люди спортивной религии? Они просто не могут без этого жить?

- Ну, мой тренер несмотря на все это имеет еще одну работу, занимает высокую должность, и, в принципе, живет не бедно.

- Но это побочный доход же? Совсем не от тренерской деятельности?

- Конечно. Если без других доходов, то это очень жалкое зрелище: смотреть на тренеров, которые проигрыш спортсмена на соревнованиях воспринимают как свой проигрыш. Потому что спортсмен, а точнее его результаты - это их хлеб. Только если ты тренер олимпийского чемпиона, то там уже зарплаты достаточно солидные.

- У нас как в покере: победитель забирает все. В итоге, получается, что в спорте как и везде: есть элита и есть все остальные?

- Да. И мне кажется, что это нормально. Ведь есть действительно есть очень плохие тренера. 

КАК СТАТЬ ПРОФИ?

- Дорого стать профи?

- Да, очень дорого. Начиная даже с тренировочной одежды, обуви, продолжая сборами, потому что их не всегда оплачивают. Тут все как я уже говорила: если ты в сборной России, то ты в шоколаде. Тебе оплачивают все. Но битва за каждое место в сборной просто насмерть. Так вот эта битва идет исключительно за твой собственный счет.

- Помогают родители?

- Многие ребята работают. Есть много ребят из армии. А если ты просто ребенок, то да - родители. 

Тренировки в легкой атлетике

ДОПИНГ

- Давай про допинг. Что это и для чего это?

- По-моему, очевидно. Это препараты, которые усиливают спортсмена, улучшают его результаты, помогают справляться с нагрузкой, восстанавливают быстрее. Полностью структура твоего организма меняется.

- Это вредно для здоровья?

- В тех количествах, в которых применяют спортсмены, я думаю, что да. Смотря какие препараты.

- Если эти препараты применяет обычный здоровый человек, то ничего страшного?

- Понимаешь, если человек здоровый, то зачем это применять? В любом случае, это препарат. Это химическое вещество. Если оно помогает тебе в чем-то одном, то оно убивает что-то другое. Организм всегда находится в некотором балансе, а ты пытаешься нарушить этот баланс. Увеличить какой-то определенный свой ресурс. Выносливость поднять на максимум или еще что-то. И тут начинают проваливаться другие жизненно-важные функции. Бывает даже такое, что спортсмен терял сознание во время соревнований.

- Да, а есть же случаи, когда спортсмены умирали почти сразу по завершении карьеры. 

- Ну, ты знаешь это раньше было прям вообще страшно. Сейчас же, раз уж мы заговорили об этом, эта проблема подходит к концу. Сейчас спортсмены бояться и не делают таких ошибок.

- То есть ВАДА эффективная штука?

- Да. Достаточно хорошая. На международном уровне действительно есть помощь в этом вопросе.

- Иностранным спортсменам в первую очередь?

- Ну, да. Видел же, были опубликованы личные дела американских и других спортсменов (списки спортсменов, имеющих терапевтические исключения (TUE)). Мы увидели, что якобы у спортсмена какая-то проблема и ему нужно лечение. А по большому счету, сейчас просто «втихаря» спортсмен не ест. Даже если ему что-то такое нужно, у него всегда есть форточка в виде TUE.

- Как спортсмены России отнеслись к TUE? При том, что произошел вброс этой информации как раз на фоне травли российского спорта.

- Мы все и так знали, что, например, Америка очень много «употребляет». У них очень много дисквалифицированных. Но также у них есть очень много рычагов давления, как на ВАДА, так и на другие международные организации. Ясно одно: проблема допинга - не российская. Нельзя обвинять в этом только нашу страну и делать вид, что в остальном мире все кристально чисто. Всегда, даже в обычной жизни, есть люди, которые хотят чего-либо добиться нечестным способом. В спорте это выражено в виде допинга. Но опять же: этим занимаются почти все страны, которые имеют хоть сколько-нибудь влияния в мировом спорте. Поэтому обвинения в адрес одной лишь России выглядят, на наш спортивный взгляд, просто смешно. Это не значит, что мы такие хорошие, это значит, что все одинаково плохие. Мы все точно знали многих зарубежных спортсменов, которые сидят на фарме.

- Но тогда выглядят крайне мерзко иностранные спортсмены, которые тыкают в нос своей чистотой, но сами, возможно, далеко нечестны? 

- Да, это отвратительно. Да что-там иностранные, та же Юля Степанова. Она же не сама решила уйти из сборной России. Типа: «Все, я больше не буду в этом участвовать и принимать запрещенные препараты!» Нет. Ее просто выгнали и сказали, что ты не показываешь высоких результатов. И тогда она подумала: «Ах так! Ну, тогда я пойду всем расскажу, чем вы тут занимаетесь». А если посмотреть на нее сейчас, то без фармы, она показывает результат хуже, чем даже имею я. Она ничего не представляет из себя без допинга. Она бежит 2:08, 800 метров. У меня личный рекорд лучше.

Юлия Степанова (Русанова) на соревнованиях

- Интересное это дело.

- Сейчас уже нет. Я хочу отдать должное нашим спортсменам и поддержать их. Я выступала на Чемпионате России и видела, как там «орудовала» ВАДА. Отзывали на проверку сразу по 3 человека с забега.

ПРО ФАРМАКОЛОГИЮ И ИДЕОЛОГИЮ

- Такой вопрос: реально ли соревноваться на высоком уровне без допинга и побеждать?

- Реально. Но в любом случае будет фармакология. Это, как ты понимаешь, целая наука. Если послушать чемпионов мира, то все они говорят: «Самое главное в спорте - тренировки, восстановление, фармакология». Без этого ты никуда вообще не уйдешь.

- А существует ли фармакологическая война? То есть целые лаборатории изобретают все новые и новые препараты, которые нельзя обнаружить в анализах? Существует ли это сейчас?

- Естественно существует. Да.

- То есть все всё знают, но не говорят, и даже не меняют цвет?

- Встречный вопрос: был бы ты профессиональным спортсменом, например, первым в России. Тебя вывозят на Чемпионат мира, и ты понимаешь, что с теми ресурсами, которые у тебя есть сейчас, ты будешь максимум в «десятке». Но ты знаешь, что если сейчас выпьешь вот этот препарат, который не обнаружат на тестах и никто не узнает, что ты его пил, ты станешь вторым или даже первым, и особых проблем с организмом у тебя не будет. Ты выпьешь этот препарат? Конечно же, да. Любой человек выпьет. Ты жизнь кладешь для того чтобы получить несколько шансов на крупном старте.

- Может быть, так и думали все наши спортсмены? Надеялись, что не поймают?

- Но ты согласен, что ты тоже бы так поступил? Тоже бы выпил?

- Хорошо, допустим, да. 

- Тогда и не стоит осуждать спортсменов. Потому что так поступили бы абсолютно все люди в любой сфере деятельности в схожих условиях.

Допинг

ТОЛЬКО ПРО ФАРМАКОЛОГИЮ 

- Но ведь то, что применяют наши - это прям аспирин. Очень старые препараты. 

- Так ведь уже и не применяют. Сделай проще: посмотри результаты Чемпионатов России за последние три года. Там чем современнее, тем ниже результаты. У девчонок, например, результаты падают на 3-4 секунды - это очень много. Это вообще разный уровень подготовки.

- Как ты считаешь, они, «там», применяют какие-либо препараты?

- Конечно. Я думаю, что у нас не настолько все развито, как у них, поэтому мы и попадаемся часто. Там у каждого тренера, да чуть ли ни у каждого спортсмена есть личный фармаколог, который им советует,  что тебе нужно, какие конкретно препараты стоит принимать. У нас такого нету. Дай Бог, если какой-то врач тебе что-то посоветует. У нас спортсмен сам решает эту проблему. А у них это уже вроде как и норма, что есть в команде фармаколог.

- Продукт труда фармаколога - гимнастка Симона Байлс. Видела?

- Да. У нее там гиперактивность вроде какая-то?

- А реально иметь такое тело девушке?

- Ну, бывают разные конституции. Мы не можем однозначно утверждать. Мне ближе девушка по имени Кастер Сименя, она бегает 800 метров. Вот она - настоящий символ чистоты спорта. Так или иначе, есть такие препараты, которые ты внешне вообще никак не заметишь.

- А есть же еще и астма.

- Да, в основном у лыжников.

- А реально у них астма? 

- Конечно нет! Какой профессиональный спорт с астмой? Там на таких пределах когда работаешь будут постоянные приступы. Тем более у лыжников и биатлонистов с их объемом тренировок. Да я тебе больше скажу, какой родитель отдаст ребенка с астмой в профессиональный спорт?

- Да уж. И тогда последний вопрос. Честный спорт - это фикция? 

- Мне кажется, что сейчас - это уже честно. 

Легендарный английский стайер Мо Фара, имеющий терапевтические исключения (TUE)

 «Кажется, что это уже честно». Пожалуй, лучшая фраза, которой можно было закончить этот разговор. 

Друзья! Я не вижу своей задачи обличить, открыть Америку или оправдать кого-либо. Здесь, пожалуй, чистое вольтерьянство. Я считаю, что вы можете спорить и не соглашаться с прочитанным, а можете и наоборот «голосовать за меня и моего собеседника на выборах», но не это важно. Важно, что вы читаете не отредактированное какой-либо цензурой мнение человека, который знает ситуацию изнутри. Вы узнали больше о важнейших спортивных проблемах и, может быть, чуть измените свое мнение, сможете более объективно взглянуть на некоторые вещи. В конечном итоге, только всеобщее понимание всего фронта проблем способно синтезировать решение некоторых из них. 

 Подумайте об этом.

Фото: sportbox.ru