«Нельзя петь гимн «а капелла», и другие запреты для нейтральных российских легкоатлетов
1 июля Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) получила от IAAF шестистраничный документ под названием «Регламент участия нейтральных спортсменов в соревнованиях».
Из шести пунктов «Регламента» самым интересным является пятый – «Кодекс поведения нейтральных спортсменов (и их представителей)»:
«Запрещено показывать национальные цвета, флаг, имя (на любом языке или формате), национальную эмблему или другой национальный символ отстраненной федерации».
Сейчас все легкоатлеты выступают на международных стратах в спонсорской атрибутике. В отличие от остальных, на форме нейтральных российских спортсменов не может быть изображен российский флаг. Также, как и напротив фамилии спортсмена на графике телетрансляции – сейчас там зияет белый прямоугольник.
Те же ограничения теперь касаются нательной живописи спортсменов – никакие татуировки, прически, маникюр и даже формы бороды не могут говорить о том, что спортсмен прилетел рейсом из Москвы.
«Национальный гимн страны нейтрального спортсмена не может исполняться при помощи средств звуковоспроизведения или «а капелла» рядом с любым объектом, связанным с проведением мероприятия, включая, но не ограничиваясь соревновательным стадионом, разминочными аренами, зоной регистрации, тренировочными аренами и отелями».
По состоянию на 10 июля допуск на международные старты от IAAF получил 41 российский легкоатлет. Из них на золотую медаль чемпионата мира в Лондоне (5-13 августа) претендует только одна спортсменка – прыгунья в высоту Мария Ласицкене, которая трижды в течение полутора месяцев обновила лучший результат сезона в мире (2,03 – 2,04 – 2,06 метра).
В случае, если в Лондоне действующая чемпионка мира Ласицкене подтвердит свой статус, организаторам не придется искать в интернете гимн Российской Федерации – из динамиков стадиона будет играть гимн IAAF. Как написано в Кодекса, Марии будет запрещено петь российский гимн даже а капелла.
Самыми непонятными в Кодексе являются строчки:
«Ни нейтральный спортсмен, ни его/ее представитель не может делать никакие заявления, письменные или устные, по радио или телевидению, вывешенные на стендах или распространяемые в любом формате в течение всего мероприятия, кроме индивидуальных заявлений от своего имени».
Получается, IAAF одновременно запрещает и разрешает спортсмену комментировать свои выступления на соревнованиях. Если имеются ввиду заявления, касающиеся собственного статуса, принадлежности России и отстранения ВФЛА, то чиновники IAAF явно не следят за исполнением собственных предписаний.
Например, 17 июня на пресс-конференции перед VI этапом «Бриллиантовой лиги» в Стокгольме ведущий в открытую спрашивает Марию Ласицкене и Сергея Шубенкова ситуации вокруг отстранения российских спортсменов от международных соревнований (начиная с 53:05).
Получается, как у Салтыкова-Щедрина, «строгость законов смягчается необязательностью их исполнения».
Есть чувство, что в конечном итоге IAAF напорется на то, за что борется. Ведь чем больше в прессе говорится о запрете российским легкоатлетам указывать на свою национальную принадлежность, тем больше народу будут знать о ней. И белый прямоугольник напротив фамилии спортсмена станет лишним тому подтверждением.
Фото: Jean-Pierre Durand, Giancarlo Colombo / IAAF Diamond League / Facebook