6 мин.

💪 На моих глазах Маршан устроил революцию в плавании. Он – главная суперзвезда Олимпиады

Владимир Иванов восхищен.

20:37 по Парижу – финал на 200 м баттерфляем. Одна из самых энергозатратных дисциплин в плавании. Если выложиться здесь – о свежести даже на следующий день можно не мечтать. Руки будут тяжелыми, как будто прошлые сутки провел на огороде. А как надо выкладываться в олимпийском финале, представить можно.

Леону Маршану представлять не надо – он точно знает, как бывает плохо телу после длинного баттерфляя. А еще он уже не свеж – позади победные 400 комплексом на скоростях, близких к мировому рекорду.

И против него, возможно, самый талантливый пловец современности – венгр Криштоф Милак.

Впервые на чемпионате мира тот взял 200 баттерфляем в 19 лет. Спустя два года уверенно победил на Олимпиаде. На ЧМ в Будапеште-21 сделал золотой дубль: 100+200, на коронных двести подвинув мировой рекорд. Казалось, это доминирование на годы. 

Но в 2023-м Криштоф исчез с орбит. Милак снялся с чемпионата мира из-за психологических проблем и просто перестал тренироваться. Ситуация зашла настолько далеко, что венгерская федерация открыто начала воевать с ним.

По данным журналистов, звездный пловец полгода не появлялся в бассейне.

– Тот факт, что за 8 месяцев до Олимпиады он все еще ищет мотивацию и мы не видим его на тренировках, и даже не знаем, где он, наполняет меня глубокой печалью, – говорил в январе президент Шандор Владар.

– Он уже несколько месяцев не делал значимой работы, – подтверждал тренер сборной Чаба Сос. 

Однако в июне печаль с лиц боссов венгерского спорта сошла: Милак приехал на чемпионат Европы и как ни в чем не бывало забрал 100 и 200. С шикарными секундами. Кстати, любимые двести с 2016 года он не проигрывал в 50-метровом бассейне на серьезных соревнованиях ни разу.

И такому парню бросил вызов Маршан. Чтобы зацепить Криштофа – ему нужно было выжать из своего организма вообще все. И не факт, что даже этого бы хватило.

После 100 м казалось, что вариантов нет – венгр оторвался слишком далеко. После 150 – те же ощущения. Но Леон разложился по дистанции гениально. Каждый бассейн – стабильно из 29 секунд. Тогда как на второй сотне у всех всегда западение (так было и у Милака в момент установления мирового). Последний полтинник Маршана – история. Француз выдал лучший финальный четвертак баттом в жизни. Под аккомпанемент сумасшествия на трибунах, что добавляло эпичности. Когда он уходил от Милака, Криштоф бросил взгляд на соседнюю дорожку – и это был взгляд непонимания.

Один из сильнейших моментов в спорте, который я когда-либо видел вживую.

***

Леон на этих 200 убился. Физически – точно, но наверняка еще и эмоционально.

А в 22:31 – 200 брасс. Тоже – тяжеленные. Между ними менее 2 часов. При том, что такую комбинацию – 200 бат/200 брасс – не исполнял на топ-уровне никто и никогда. Даже всеядный Майкл Фелпс не смотрел в эту сторону. Потому что – несочетаемое.

А Маршан рискнул. Где еще устраивать революцию, если не на домашней Олимпиаде?

Возможно, только один специалист в мире плавания знает, как можно восстановиться между двумя дико изматывающими дистанциями за такой короткий срок – это Боб Боумен. Который являл миру чудеса перезагрузки с Фелпсом. А теперь – пробует раздвигать границы с Маршаном. Интересно, кстати, что Майклу в лучший год спортивной жизни – в Пекине-2008 – было 23, а Леону сейчас – 22. Видимо, идеальный возраст для выполнения невозможного в плавании.

Журналисты The Times раскопали уникальные сведения – подробности того, как Маршан проведет время между двумя финалами.

По плану, между двумя заплывами ему должны были не давать оставаться неподвижным. Он постоянно выполнял легкие упражнения на растяжку, чтобы сохранить эластичность мышц и не допустить их расслабления. 

Ледяные ванны не используются для восстановления между финалами, но после обоих заплывов Маршан должен сидеть в них. После второго – потому что у них с Боуменом долгосрочный план на эти Игры, который включает еще победу и на 200 комплексом.

Одна из ключевых сложностей после 200 баттерфляем: очистка организма от накопленного лактата. Умение как можно скорее восстановить отвечающие за энергию митохондрии – практически искусство. И Боумен овладел им в совершенстве – Маршану нужно было лишь слушать. Пить столько воды и изотоника, сколько скажут. Выполнять медленные, но глубокие дыхательные упражнения – для увеличения доставки кислорода в кровь, что должно помочь ускорить выведения лактата.

Все было расписано по минутам. И будь воля Боумена – наверняка он перенес бы награждение за 200 бат. Потому что когда тысячи людей скандируют: «Леон, Леон» и поют «Марсельезу» – сложно не расчувствоваться. А тратить эмоции Боумен Маршану запрещает. Поэтому тот на пьедестале выглядит не столько счастливым, сколько сосредоточенным. 

***

22:31. Леон выходит на второй финал за 2 часа. 

В брассе тоже был монстр-антагонист – китаец Цинь Хайян. С ЧМ-2023 он уехал аж с четырьмя золотыми. Причем на 200 – с мировым рекордом.

Но в Париже китаец перегорел в полуфинале – и пролетел мимо главной вечеринки. 

Зато оставался австралиец Зак Стаблетти-Кук – экс-рекордсмен мира, олимпийский чемпион Токио и один из лидеров сезона. Аргументы куда солиднее, чем у Маршана, который брасс на топ-турнирах прежде не плавал.

Но сегодня было шоу Маршана, и остановить Леона не мог никто. Даже после того баттерфляя с Милаком на выживание. Трибуны ревели, свистели и на каждый нырок любимца подсаживались – как будто плыли вместе с ним. 

Это лучший плавательный вечер в моей жизни. Я видел Фелпса, но уже в Рио. А там такой магии, как в Пекине-2008, не было. Здесь же – писалась история.

Маршан пока – главный герой этой Олимпиады. В истории Франции на одной Олимпиаде три золота прежде выигрывали трое: велосипедист Поль Массон в Афинах-1896 (да-да, именно на первых Играх), горнолыжник Жан-Клод Килли в Гренобле в 1968 году и биатлонист Мартен Фуркад в 2018-м (2 личные победы + 1 в эстафете).

И вот 22-летний парень из Тулузы повторил это.

А 2 августа он заберет финал на 200 м комплексом – и станет четырехкратным. Единственным. И надолго – неповторимым.

Фото: Gettyimages/Adam Pretty / Staff, Maddie Meyer / Staff, Sarah Stier / Staff, Quinn Rooney / Staff