4 мин.

«Болели как за свою, хотя я всего год как француженка». Кирпичникова с серебром Олимпиады – не за Россию

Анастасия Кирпичникова родилась в Асбесте – это Свердловская область.

Уже в 20 лет побила рекорд России на 1500 м: 16.13,13 Регины Сыч висели незыблемыми 18 лет, а Настя сняла с них 5 секунд. 

Она продолжала быстро прогрессировать: три медали чемпионата Европы-2021, новые рекорды России на Олимпиаде в Токио (15.50,22 на полторашке). Казалось, призы больших турниров – вопрос времени. Но случился 2022-й год – и российские спортсмены остались без международных соревнований. 

Тогда Кирпичникова и задумалась о других вариантах.

Тем более был напрашивающийся – к тому моменту она уже 4 года тренировалась во французском клубе. Начала разговаривать на тему полного перехода. Процесс прошел быстро. В июне 2023-го она впервые выступила на национальном чемпионате в Ренне и выиграла три дистанции.

И теперь вот – Олимпийские игры. Получается, домашние. Болели за нее точно как за свою – всю вторую половину дистанции не смолкало «Настя, Настя».

И Кирпичникова с личным рекордом (15.40,35) заняла максимально высокое место – второе. Первое было невозможно, потому что в этом финале плыла еще Кэти Ледеки. Восьмикратная теперь уже олимпийская чемпионка и королева стайерского плавания. Ее отрыв от всех – больше 10 секунд.

А Настя в битве за серебро выгрызла у немки всего 0,81.

На пресс-конференции все вопросы были строго Ледеки. Я решил разбавить обстановку, но получился каламбур. На русском попросили не спрашивать, потому что не было соответствующего переводчика. Обратился на английском, но Настя вдруг стала отвечать на французском – потому что знает его гораздо лучше.

В общем, стало понятно, что нормально поговорить мы сможем только после официальной части. И там Кирпичникова раскрылась.

– Это офигеть что! Я все еще в шоке. Ради этого я и меняла спортивное гражданство – чтобы быть на олимпийском пьедестале. Если честно, мечтала о бронзе, потому что Симона Квадарелла все эти годы была второй за Кэти. А теперь – я вторая!

– Слышала, как трибуны топили «Настя, Настя»?

– Когда плыла – нет. Но обязательно пересмотрю трансляцию, потому что мне уже все об этом сказали. Но вот когда финишировала – было вау. Так сильно меня публика еще никогда не поддерживала. Спасибо им, болеют как за свою, хотя я всего лишь год как француженка. 

– Ты для них реально стала своей.

– Да-да.

– Это удивляет?

– Кстати, есть и те, кто не рады. Существуют и хейтеры – как и в России. Но большинство – поддерживают. Даже до соревнований много писали в соцсетях: «Надеемся, у тебя будет медаль». Тем более, французские девочки давно не были на подиуме – с Лондона-2012.

– Какой, по ощущениям, была реакция на твой переход в России?

– Позитивных комментариев больше. Хотя есть всякие. «Ты предатель» и вот это все. На такое просто не обращаю внимания. Тем более теперь мы видим, ради чего я поменяла свою жизнь и что я сделала правильный выбор.

– А у тебя были сомнения?

– Конечно! Я же долго решалась: менять или не менять спортивное гражданство? Но когда сказали, что мы не едем на чемпионат мира-2022, точно поняла: надо.

– Другие спортсмены тоже рассуждали в личных разговорах о разном, но сменила спортивное гражданство ты одна.

– Просто у меня была возможность. К тому моменту я 4 года плавала во Франции. Если бы это был месяц – никто бы мне паспорт, конечно, не дал. А так – знала, на что шла. И классно, что все закончилось так хорошо. Хотя почему закончилось?

– Все только начинается?

– Так мне 24. Конечно!

– Открытую воду здесь плывешь?

– Нет, я не отобралась. И мне кажется, это судьба уберегла. Все-таки условия в Сене не лучшие. А за 2 часа воды точно наглотаешься.

– Следишь за тем, что происходит в российском плавании?

– Смотрю все соревнования! Вот на длинных дистанциях появилась девочка хорошая – Ксюша Мишарина. Плюс у меня там друзья – Аня Егорова, Женя Чикунова, еще девочки и мальчики. 

– С Женей на тему нейтрального статуса не общались?

– Нет-нет, я в это не лезу. Выбор каждого.

– А с тренерами или руководством ВФП контакт есть?

– Нет, ни с кем.

– На тебя обижены?

– Без понятия. Не хочу про это говорить.

– Что во Франции полагается за олимпийскую медаль?

– Деньги. Про остальное не знаю. Но об этом сейчас прям вообще не думаю. Главное – у меня есть олимпийская медаль. И я счастлива.

Фото: Gettyimages/Francois Nel / Staff, Quinn Rooney / Staff, Maddie Meyer / Staff