7 мин.

Конный спорт в Версале – восторг! Здесь забываешь, что он в скандалах и может вылететь с Олимпиады

Конный спорт в Версале – пока лучшее, что я видела на Олимпиаде в Париже.

Нет, культовые теннисные корты, безумные трибуны на плавании, велоспорт на историческом мосту Александра III – все это тоже очень красиво.

Но такой красоты, как на конном спорте, нет больше нигде.

Как конники оказались в Версале? Это было непросто

Но сначала – дорога.

Организаторы Игр не впервые помещают конников (а заодно с ними и пятиборцев) в красивые исторические локации. В Лондоне-2012, например, соревновались в Гринвич-парке. Французы ответили – и перебили, кажется, вообще всех.

Бывшая резиденция французских королей – одна из главных мировых достопримечательностей. В 2023-м Версаль посетили 8,2 миллиона человек. Огромный дворцово-парковый ансамбль – визитная карточка Парижа и вообще Франции.

Но организовать здесь олимпийский турнир оказалось совсем непросто.

Во-первых, покрытие. В Версале везде трава, после дождя и дефиле многих тысяч зрителей она превратилась в скользкий и грязный грунт. Сделать с этим ничего нельзя, так как исторический объект – не класть же асфальт рядом с резиденцией короля Людовика.

А идти через парк уже после пункта проверки безопасности – около километра. Очень далеко даже по меркам Олимпиады.

Во-вторых, транспорт. Версаль расположен в пригороде Парижа, обычно сюда ходит скоростная электричка. Но от нее до места старта еще ехать минут 15. Для зрителей и журналистов пустили автобусы от станции, но такого аншлага сами организаторы, видимо, не ждали.

Обычно прессу довозят в такие дальние локации на отдельном транспорте, но не в этот раз. Напрягла даже не электричка, а то, что на вокзале на нужный путь не было указателей.

На этом нытье заканчивается. Дальше – сплошной восторг.

Билеты проданы, люди сидят на ступеньках. Что вообще происходит?

На конном спорте не просто много народу. Здесь очень-очень-очень много народу. Временные трибуны на 16 тысяч человек, а сесть можно только на ступеньке.

В пресс-центре мест нет даже на полу. 

Удивительно, но абсолютное большинство зрителей – не случайные люди. Они прекрасно и без диктора разбираются в происходящем, синхронно замолкают в момент выхода лошади (здесь как на теннисе, во время розыгрыша выступления шуметь нельзя), идеально экипированы флагами и трещотками.

Самые интернациональные трибуны: англичане, американцы, немцы, китайцы – кого тут только нет!

Вот, например, мои новые знакомые из Голландии.

– Давно любим конный спорт, у нас у самих есть лошади, – рассказали девушки. – В Голландии это очень популярно. Билеты стоили по 350 евро, но это на самый верх, нижние места в разы дороже. Не жалеем ни капельки, атмосфера супер!

А еще – почти все женщины в шляпках. Дань традиции и элементарная безопасность: козырька над трибунами нет, сидеть два часа на палящем солнце без головного убора – так себе идея.

Картинка лошадей на фоне Версальского дворца, рядом с Гранд-каналом – потрясающая.

Удивительно, как кони не пугаются оваций, после каждого выступления здесь можно оглохнуть.

– Эти лошади давно приучены к шуму, они же с детства тренируются и выступают. Наоборот, они не боятся – они кайфуют! – объяснили голландки.

Тут действительно нельзя не кайфовать. Сразу после соревнований (а у кого-то и во время) – идеальный пикник на лужайке с видом на Версаль.

Лошади красивейшие, с заплетенными гривами, на тренировочном поле стоит очередь желающих посмотреть на них поближе. Спортсмены невероятно позитивные, фоткаются со всеми желающими (а личных фанатов у многих немало).

Когда находишься здесь, в самом эпицентре, вопрос – достоин ли конный спорт находиться на Олимпиаде – вообще не стоит.

Если не это шикарное зрелище, то что тогда достойно?

Но мы спросили. 

«Люблю лошадь больше, чем себя, и это не шутка»

Вопрос на самом деле актуальный. В Париже пятиборье в классическом формате пройдет последний раз, а после Игр конный вид заменят полосой препятствий.

Накануне Игр зоозащитники обратились в МОК с требованием убрать из программы и конный спорт.

Повод очень похож на тот, что был в пятиборье: трехкратную олимпийскую чемпионку француженку Шарлотту Дюжарден отстранили от Игр за жестокое обращение с лошадью. Теперь PETA (крупная американская организация по защите животных) настаивает, что конный спорт надо запретить.

Такое решение может быть и в интересах организаторов будущих Игр: организовывать транспортировку и соревнования с лошадьми дорого и хлопотно, куда проще обойтись без них. Но кажется, если убрать коней, Игры действительно потеряют что-то очень ценное...

Спрашиваю Яннику Бунзайер из Голландии, она стала 9-й в конкуре:

– Люди, которые видят в нашем спорте плохое отношение к животным, просто многого не понимают и не знают, – уверена Янника. – Они не знают, как мы на самом деле заботимся о наших лошадях, как мы их любим. Они не понимают, как сами лошади любят то, что мы делаем. Например, мой конь начинает прямо нервничать, если мы заводим грузовик, а его не берем. Он хочет сюда, хочет на соревнования, он обожает выступать!

Возможно, если смотреть только на всякие плохие картинки, кажется иначе. Но загляните внутрь, придите на соревнования, пообщайтесь с нами и все поймете.

Я люблю свою лошадь больше, чем себя, и это не шутка. После выступления я первым делом ухаживаю за ним, а потом уже занимаюсь собой. Я беспокоюсь, чтобы он ел вовремя и самую правильную еду, а сама – как получится.

Мы с ним вместе уже 7 лет, мы как одно целое. Доверяю ему полностью, наверное, на этом уровне уже иначе и не бывает. Невозможно добиться результата, если не любить и не уважать свою лошадь.

– Ты его когда-нибудь наказывала?

– Никогда. Это как с детьми: можно наказывать, а можно научить. Если он не понимает, нужно найти другой способ показать так, чтобы понял. Если конь не делает, как ты хочешь – значит, ты плохо поработала. Все вопросы к себе, потому что раз мы – одно целое, то как я могу его наказать?

24 удара за минуту: суперчемпионку из Британии отстранили от Олимпиады – она била лошадь кнутом

Сколько стоят занятия конным спортом для взрослых? Где заниматься? Чему можно научиться?

Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Kevin C. Cox; Наталья Марьянчик