7 мин.

«Никто не отворачивается, в помещении зеркала, тебя видно с любого ракурса». Как устроен допинг-контроль и можно ли его обмануть?

Допинг-тестирование – сложный процесс, от которого зависят не только результаты отдельных атлетов, но и судьба команд, имидж индустрии.

С каждым годом процедура забора проб усложняется, но все еще остается неидеальной и довольно унизительной для спортсменов – и их это закономерно раздражает.

Как обманывали: накладной пенис, мыло и морковка

Если контроль появился сразу вслед за изобретением допинга, то методы обмана совершенствовались одновременно с развитием контроля.

В 1980-х спортсменам было нетрудно обмануть анализ мочи. Самый распространенный прием – обильное питье: запрещенные вещества таким образом вымывались из организма, а не очень чувствительный тест не определял малые дозы. Обесцвеченная от диуретиков моча все равно вызывала подозрения у инспекторов, и в конце концов WADA запретило препараты-маскировщики (которые сами по себе не являются допингом). На помощь читерам приходила морковка и другие овощи с высоким содержанием каротина – моча приобретала естественный цвет.

Стероиды прятали иначе – они не растворяются в воде и откладываются в жировых тканях: чтобы скрыть следы их употребления, приходилось интенсивно худеть.

Допинг-империя ГДР расцвела на Олимпиаде-80: чемпионам давали стероиды с 12 лет (даже принудительно) – спустя годы они мучились со здоровьем

Когда тесты усовершенствовались и простое разбавление уже не действовало, спортсмены меняли образцы. Здесь изощренность доходила до дикости: женщины помещали в себя презервативы или специальные колбы, наполненные чужой мочой, мужчины вводили в мочевой пузырь чистые образцы через катетер.

Какое-то время популярностью пользовался накладной пенис. Такие и сейчас в свободной продаже – стоят в районе 160 долларов (по скидке – 130), в описании говорится, что пенис идеально подходит для имитации болезни или пранков. Отдельно оговаривается, что накладной орган не предназначается для нарушения закона. В наборе идет синтетическая моча и даже грелка для поддержания температуры.

В разное время искусственным пенисом пользовались звезда НБА Ламар Одом и легенда бокса Майк Тайсон – оба скрывали наличие наркотиков в организме.

Метод был востребован до последних лет: в 2013-м накладной пенис на допинг-контроле использовал итальянский бегун Дэвис Личчарди.

Помимо подмены мочи существовал и другой вариант обмана: некоторые жулики использовали обычное мыло, чтобы скрыть наличие в организме ЭПО. В мыле содержится фермент, расщепляющий эритропоэтин. Спортсмены перед сдачей проб натирали руки мылом, а затем мочились на пальцы. Когда атлетов заставляли мыть руки перед процедурой, особо отчаянные прятали мыло под крайней плотью.

Анализ крови обмануть куда сложнее, но переливание дает эффект маскировки, поэтому WADA его и запретило. Логично, что появление тестов крови и биологических паспортов породило новые виды обхода правил: уменьшение доз применения препарата, так называемое микродозирование, способствует быстрой очистке организма от допинга, а методы контроля генного допинга вообще в зачаточном состоянии.

Как проходит процедура забора?

Сейчас допинг-контроль – жестко регламентированная процедура, ее этапы могут изучить не только спортсмены и специалисты, но и все желающие. Описание процесса есть на сайтах антидопинговых агентств. Сдача мочи проходит в 10 этапов – от уведомления спортсмена до подписания протокола. Главные нюансы:

• Офицер подробно описывает процесс спортсмену, а с момента уведомления постоянно следит за ним и его действиями. При этом спортсмен может позвать представителя (обычно это касается несовершеннолетних атлетов и паралимпийцев) или переводчика.

• Еще одна опция – запрос отсрочки. Но и тут все строго – причина должна быть уважительной: выполнение обязательств перед СМИ, участие в церемонии награждения или продолжающемся соревновании, получение медицинской помощи или выполнение заминки.

• На пункте допинг-контроля спортсмены могут есть и пить, но сами несут за это ответственность. Если проба будет недостаточно плотной из-за избытка жидкости, то офицер потребует повтора процедуры.

• Атлет выбирает одну из трех емкостей, сам проверяет пломбы на пробирках и оставляет их у себя до того момента, пока их не запечатают.

• Далее происходит сам процесс сдачи. Инспектор допинг-контроля сопровождает спортсмена в кабинку туалета (важно, чтобы специалист был одного пола с атлетом), а затем наблюдает за сдачей пробы: «Спортсмен должен обеспечить ясный, беспрепятственный обзор процесса предоставления пробы».

• После получения образца пробу разливают по пробиркам А и Б, проверяют на плотность (если потребуется, процедуру повторяют) и заполняют протокол.

Во время сдачи крови основные пункты процесса те же самые. Но потребуется медицинский персонал, а также объяснение ограничений после процедуры – например, какое-то время нельзя перегружать руку, из которой взяли кровь.

А что говорят спортсмены?

Они прекрасно знают об истории допинг-контроля и о методах обмана. Двукратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Алла Шишкина, активно развивающая инстаграм, знакомила подписчиков со способами мошенничества:

«В штаб-квартире WADA даже есть музей всех предметов, которые отобрали у спортсменов при попытке обхода бдительного взгляда допинг-офицера. Я смогла найти фото некоторых в интернете, но по рассказам знаю, что были и более хитроумные приборы: искусственные руки, где в пальце помещался резервуар для чистой мочи, различные колбы, которые женщины помещали прямо в своем теле и т.д. Не говоря уже о том, что в лабораторию отправлялась подкрашенная вода, сок и холодный чай».

А победительница Сочи-2014 в парном катании Татьяна Волосожар рассказывала о минусах процедуры. Проблемы возникают из-за стеснения и недостаточного количества анализа (нужно – минимум 90 мл).

«Тест на допинг – самая неприятная процедура. И довольно унизительная, если говорить честно. Вместе с офицером допинг-контроля ты идешь в туалет. Там тебе дают специальную баночку, в которую ты должен, извините, справить малую нужду, причем прямо на глазах у контролера. Никто никуда не отворачивается, более того, в помещении могут быть установлены зеркала, чтобы тебя было отлично видно с любого ракурса, так исключается вероятность даже попыток подмены допинг-пробы.

При этом объем анализа довольно большой, не всегда получается сдать его с первого раза, и может пройти несколько часов, прежде чем ты в несколько подходов, скажем так, наконец-то сдашь этот несчастный тест».

Грандиозный допинг-бан в фигурке: Марии Сотсковой дали 10 лет за подделку документов. Она катала на Олимпиаде с Медведевой и Загитовой

Вопрос этичности допинг-тестирования поднимается часто, но все же чаще обсуждают этичность использования допинга. А вот уместность забора анализа во время соревнований – отдельная тема. В конце августа чемпион мира в барьерном спринте Сергей Шубенков разнес РУСАДА за не вовремя появившегося допинг-офицера.

На Кубке России по легкой атлетике в Брянске тот пришел к бегуну после предварительных забегов. Шубенков попросил отсрочку, на что имел полное право, но не предусмотрел одного – спортсмен не может идти в туалет, если допинг-офицер еще не взял пробу. Отсрочка тут уже не действует.

«Инспектор находится со мной рядом, но перед финальной разминкой мне захотелось в туалет, а меня туда не пускают, если хочешь, то сходи в баночку. И мне начинают рассказывать, как мне надо делать свою работу. На все это я начинаю заводиться, меня это все очень бесит, мне кажется, что инспекторы даже получают какое-то удовольствие от всего процесса. В конце концов я был вынужден согласиться на процедуру контроля, сократив драгоценное время на подготовку».

Шубенков заметил, что допинг-офицеры, несмотря на соблюдение регламента, не понимают особенностей спорта, с которым имеют дело. Но это и не входит в обязанности специалистов, а вот спортсмены должны следовать правилам и не использовать допинг.

***

Несмотря на развитие допинг-контроля, его до сих пор обходят: объясняют подозрительные пробы поцелуями и сексом или сверлят дырку в стене лаборатории. Вряд ли допинг когда-нибудь исчезнет из спорта, так что вся надежда – на еще более строгий контроль.

На «Тур де Франс» допинг-облава: полицейский рейд по номерам гонщиков (нашли запрещенку), два медика задержаны

Фото: Gettyimages.ru/Friedemann Vogel, Central Press / Stringer; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Robert Michael/ZB, Giorgio Scala, via www.imago-ima/www.imago-images.de, Wang Lili/Xinhua