Трибуна
5 мин.

В плавании революция: звезды недовольны доходами, украинский олигарх создал клубную лигу, старт – в октябре

От редакции Sports.ru: вы находитесь в новом пользовательском блоге «Свободное Плавание». Это первый текст – как раз в дни ЧМ! Поддержите автора комментариями и плюсами. Подписывайтесь, чтобы узнавать больше.

21 июля на чемпионате мира по водным видам начинается главное – плавание. 

Это последний турнир при тотальной монополии FINA (Международной федерации), которая, кажется, сильно рискует – теперь у нее появился сильный и богатый соперник. 

FINA запустила плавание – в него пришли богатые конкуренты

Плавание – классический олимпийский вид, но слишком локальное зрелище за пределами Олимпиад.

На Играх это главное событие – МОК получает миллиарды долларов от NBC за права на показ в первую очередь плавания и легкой атлетики. Американца Майкла Фелпса признали легендой мирового спорта после бесконечности олимпийских титулов, а не за победы на ЧМ и мировые рекорды.

Но остальные водные турниры не собирают и малой доли олимпийского внимания. Чемпионаты мира даже в плавательных странах не рвут рейтинги – например, нынешний турнир вообще не покажут в Австралии. С этапами Кубка мира дела еще хуже: слабая организация, смешные призовые (несколько десятков тысяч долларов), регулярные прогулы от звезд. Даже на студенческом чемпионате NCAA по плаванию собирается больше зрителей, чем на Кубке мира.

Но FINA долго все устраивало – закостенелую организацию во главе с 84-летним уругвайцем Хулио Маглионе подстегнула только неожиданная конкуренция. Два года назад появилась Международная лига плавания (ISL), сразу обозначившая амбициозную цель: повысить коммерческую привлекательность плавания.

Новую организацию спонсирует олигарх из Украины. Кажется, пловцам нравится идея

Ее исполнительным директором стал британский инвестиционный банкир Али Хан, а автором идеи и главным финансовым донором выступил украинский олигарх Константин Григоришин (глава группы «Энергетический стандарт», акционер сумского НПО им. Фрунзе, «Укрречфлота», совладелец украинских энергетических компаний).

«Раньше спортивные федерации были очень полезны для развития спорта. Теперь профессиональный спорт стал шоу-бизнесом и федерации не способны обеспечивать спортсменов нормальными заработками. В коммерчески успешном спорте это не играет большой роли, но только не в плавании», – объяснял Григоришин.

Первый турнир ISL планировала еще в конце 2018-го, но его сорвала FINA, пообещав забанить всех участников в собственных турнирах.

Пловцы не оставили угрозу без последствий: 3-кратная олимпийская чемпионка Катинка Хоссу из Венгрии и два американца (Майкл Эндрю и Том Шилдс) подали в калифорнийский суд иск к FINA о нарушении антимонопольного законодательства. В их заявлении несколько обидных цифр: только 12,5% доходов FINA достаются пловцам – из $118 млн, заработанных Федерацией в 2016-м и 2017-м, до спортсменов дошли лишь 15 миллионов.

Уже через месяц, не дожидаясь окончания судебного разбирательства, FINA проницательно сняла запрет на участие в турнирах ISL. Другим косвенным результатом иска стала запущенная FINA Chamions Swim Series с мощным призовым фондом в $3,9 млн: 3 этапа для 4 лучших спортсменов на каждой дистанции. Максимальный куш сняла Сара Шестрем ($148 тысяч), а на 2-м и 3-м местах забавно оказалась пара истцов – Хоссу ($123 тысячи) и Эндрю ($103,5 тысячи).

Осенью – запуск новой Лиги, пловцы из России – в деле

Но ISL все равно стартует – в октябре 2019-го. Сезон продлится 3 месяца – до декабря.

Главные американские, австралийские и европейские звезды уже подписали контракты с ISL – всего около 200 фамилий. Из россиян точно в ростере Владимир Морозов и Вероника Попова-Андрусенко (будут выступать за венгерский Iron), Антон Чупков, Евгений Рылов и Андрей Минаков (Energy Standard).

Важное правило ISL – ни один спортсмен, ранее дисквалифицированный за нарушение антидопинговых правил, не допускается в Лигу.

Ее формат – главная интрига. В отличие от соревнований FINA это будет командный турнир:

• 8 клубов из разных городов США (Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Вашингтон) и Европы (Рим, Будапешт, Париж, Лондон);

• в каждой команде по 24 пловца (12 мужчин и женщин);

• 8 этапов – Индианаполис, Неаполь, Техас, Будапешт, Мэриленд, Лондон, Лас-Вегас и финал;

• личные заплывы и эстафеты (в том числе миксты) – занятые места принесут очки клубу в таблицу;

• отдельные призовые для спортсменов и клубов.

Формат заимствован из американского спорта: драфт, потолок зарплат на команду – организаторы заботятся, чтобы силы были равны. 

«Если ты фанат Фелпса, тебе интересен только его заплыв, который длится от силы 2 минуты. Ты не пойдешь с семьей в бассейн ради 2 минут, ведь другие пловцы тебя не интересуют. Но если ты фанат команды, то будешь вовлечен в зрелище 2 часа», – объясняет концепцию директор ISL по развитию Дмитро Качуровский.

Бюджет первого сезона - около $20 млн, примерно 7 из которых пойдут на выплаты пловцам.

Понятно, что на раскрутку лиги потребуется время. Готов ли Григоришин терпеть убытки и реально ли из плавания сделать коммерческий продукт – большой вопрос. Спортивные стартапы – сложная и непредсказуемая штука, а с учетом специфики плавания – особенно. Например, пловцам тяжело долго держать пик формы, поэтому результаты в ISL будут высокими не всегда. Особенно в сезон подготовки к Олимпиаде.

Но в любом случае ISL всколыхнет заболоченную территорию FINA, и это здорово.

Возможно, уже к следующему ЧМ плавание будет выглядеть совсем иначе.

Фото: facebook.com/internationalswimmingleague (1,5); Gettyimages.ru/Lionel Ng, Clive Rose; twitter.com/fina1908