«Если бы не ошибки, мог спасти больше людей». 47 лет подвигу Шаварша Карапетяна
Просто герой.
Шаварш Владимирович Карапетян – 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР по подводному плаванию. При этом сам спортсмен считает высшим своим достижением историю, перечеркнувшую его спортивную карьеру.
16 сентября 1976 года троллейбус, ехавший по дамбе Ереванского водохранилища, упал на дно водоема. В салоне находилось 92 пассажира. Шаварш Карапетян, возвращавшийся с тренировки, стал невольным очевидцем трагедии. Не медля, они вместе с братом Камо бросились на помощь. Роли были распределены сразу: Шаварш ныряет, Камо подхватывает и передает людей на лодку, где уже дожидается тренер.
Ничего не было видно: вода в озере была мутная. К тому же троллейбус поднял со дна густую тучу ила. Шаварш нащупал нижнюю перекладину лестницы, которая ведет на крышу, ухватился за нее обеими руками, ударил в стекло ногами и проник в троллейбус.
«Единственный шанс, который был, это заднее стекло поломать. Потому что оно было большое и не автомобильное, оконное стекло. Поэтому порезался».
Сразу же удалось нащупать тело чье-то – Карапетян с силой рванул на себя. В это мгновение стало понятно, что перед погружением была допущена оплошность: нужно было выполнить гипервентиляцию — несколько глубоких вдохов. Карапетян знал, что после гипервентиляции может продержаться под водой более четырех минут. Конечно, со свежими силами. Сейчас же ему оставалось держаться только на сверхусилии. Удушье становилось нестерпимым.
«Я каждый раз анализирую тот случай так, как спортсмен анализирует свое выступление на соревнованиях. Я вижу, сколько ошибок совершил. Если бы не они, можно было бы спасти больше людей».
Двадцать минут в ледяной воде. Двадцать спасенных. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше, но не всех удалось вернуть к жизни. Последнего из спасенных он поднял, уже потеряв сознание. В привезенных аквалангах не оказалось воздуха. Шаварш уверен: если бы не пустые баллоны, он спас бы всех.
«После первого захода уже не было страха, там уже тренировочный инстинкт, соревновательный инстинкт начал работать, то, что у меня приобретено было в спорте».
Сегодня эксперты говорят, что Карапетян был единственным человеком в мире, который смог совершить такое. На следующее утро врачи поставили ему диагноз: общее заражение крови и двустороннее воспаление легких.
На больничной койке Карапетян провел сорок пять дней. После выписки его почти тошнило от воды. Возвращение в спорт представлялось нереальным. И все же он вернулся, снова всех поразив. Вернулся, чтобы красиво уйти в 1977-м, установив свой заключительный, одиннадцатый мировой рекорд.
Из 92 пассажирова троллейбуса были спасены 46.
Шаварш Карапетян (слева) с братом Анатолием.
Шаваршу Карапетяну 63. Он давно живет в Москве, гражданин России, у него две дочери и сын. Карапетян владеет обувной мастерской «Второе дыхание», плюс несколькими торговыми точками и кафе в Москве. В 2013-м участвовал в эстафетете Олимпийского огня перед Играми в Сочи – тогда случился казус, в руках Карапетяна факел погас.
У Шаварша Карапетяна есть несколько наград за подвиг в 1976-м, но ни СССР, ни Россия его не награждали. Сам Карапетян в шутку называет себя «армянским сыном русского народа».
Использованы цитаты из интервью «КП» и «Вечерней Москве».
Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев, Олег Макаров
При том, что он должен был находиться на чемпионате мира в Германии в это время. Только одному человеку в целом мире было под силу это сделать, желательно, чтобы это был лучший в мире человек по подводному плаванию. И по провидению свыше он бежал тренировочный кросс именно в этом месте, именно в это время, как начал тонуть троллейбус.
Я понимаю, что самая большая награда Шаваршу - счастливая жизнь спасенных, но почему этот человек, в довесок к своим спортивным наградам не носит на груди золотую звезду героя Советского Союза? Неужели этот случай чем то отличается от подвига в бою?
Спасибо!
Страна должна знать своих настоящих героев, а не чугунных рыл по ТВ