12 мин.

Кэм Ньютон: лучший год в карьере

За пять лет профессиональной карьеры восприятие Кэма Ньютона как человека, было намного ярче, чем реальные достижения квотербэка «Каролины Пантерс» на поле.

Ньютон попал в мир НФЛ на фоне проблем с поведением и ряда инцидентов, происходивших вне футбольного поля. «Пантерс» выбрали Кэма под первым номером драфта 2011 года и с тех пор Ньютон не показал скептикам ничего, что можно связать с моральным обликом «плохого парня» (за исключение автомобильной катастрофы прошлого года, хотя там, скорее, имела место техническая неисправность машины). Вместо этого, квотербэк прогрессирует на поле в качестве игрока и лидера команды.

Развитие таланта Кэма Ньютона, если сравнивать его первый профессиональный сезон и нынешний год, действительно поражает. Это именно тот прогресс, о котором мечтает команда, выбирая на драфте физически одаренного квотербэка. С первого матча в НФЛ его можно было считать настоящим  атлетом, он набирал более 400 ярдов в первых двух играх карьеры. Тем не менее, он не отличался какой-либо технической изысканностью или игровой дисциплиной на позиции квотербэка. В дебютном сезоне Кэм сделал 35 тачдаунов, из них 14 на выносе. Обладая сильной рукой, Ньютон уже тогда мог найти ресивера в глубине поля, вести вперед относительно простое нападение «Пантерс». Талантливый парень, впечатлявший уверенной игрой, Кэм Ньютон, тем не менее, все еще был типичным новичком, нередко допускавшим ошибки, несвойственные умным и опытным квотербэкам.

За несколько следующих сезонов Ньютон начал показывать ту игру, которую команда ждала от него.

В начале карьеры он играл простые комбинации, сосредоточив внимание на одном ресивере. Сейчас Ньютон читает все поле от бровки до бровки, он стал умнее и быстрее как квотербэк. Его прирожденный инстинкт играть выносом остался, но постепенно растворился в универсальности поведения на поле. Вместо того, чтобы паниковать в условиях пасс раш и пытаться тащить мяч по земле, Ньютон показывает завидное хладнокровие, которое позволяет квотербэкам уровня Тома Брэди или Пэйтона Мэннинга успешно играть на протяжении десятилетия. Кэм отлично работает ногами, он четко работает в кармане, может освободиться от защитника, чтобы продолжить пасовую комбинацию. Ньютон увеличивает арсенал длинных бросков, научился видеть все поле в движении и работать выносом только тогда, когда это действительно обоснованно. Он старается раскрывать свой потенциал на каждом розыгрыше.

В этом сезоне прогресс Ньютона настолько впечатляет, что будет несправедливо, если он не получит титул MVP. Есть и другие достойные кандидаты – особенно хорош был Карсон Палмер – но никто не сделал за сезон столько, сколько Ньютон. С первых матчей сезона «Пантерс» столкнулись с кадровыми проблемами в нападении, что неизбежно должно оказывать влияние на показатели квотербэка.  В таких условиях достижения Ньютона смотрятся особенно невероятными, а его умение решать исход поединков в самый нужный и ответственный момент принесло команде немало важных побед. Кэм Ньютон образца 2011 года вряд ли осилил бы такую ношу.

За 16 матчей этого сезона Ньютон набрал пасом 3837 ярдов, сделал 35 тачдаунов и допустил всего 10 перехватов. На выносе у него 636 ярдов и 10 тачдаунов. Точность пасов Ньютона – 59,7 % - не должна вводить в заблуждение, это связано с отсутствием классных принимающих и общим состоянием нападения команды. В то время, как большинство команд НФЛ ищут баланс эффективности между выносом, коротким и длинным пасом в комбинациях нападения, «Пантерс» сфокусировались на поиске «больших» розыгрышей.

lfyy

Из представленной графики видно, что «Пантерс» крайне агрессивно играли в этом сезоне на длинных пасах. У Ньютона нет ни одного паса дальше, чем 50 ярдов от линии скриммиджа, но зато есть сразу 15 точных бросков на расстояние более 40 ярдов. С Грегом Олсеном, Теддом Джинном, Джерикко Котчери и Девином Фанчессом в роли главных целей для паса, «Пантерс» не рассчитывают на короткие пасы в нападении. Команда не полагается на своих ресиверов, чтобы медленно продвигаться по полю. Вместо этого, Каролина возлагает дополнительную ответственность на Ньютона, чтобы играть в глубину поля.

Обратим внимание, что такие длинные пасы Кэм должен делать на игроков, обладающих ограниченным радиусом приема мяча, а также в условиях посредственной оффенсив-лайн, которая не дает ему много времени и пространства для подготовки бросков. «Пантерс» настолько обеспокоены состоянием о-лайн, что регулярно используют семь игроков на защите пасового нападения, стараясь склонить чащу весов в свою пользу числом, а не умением.

Пример 1:

гиф1

На этом розыгрыше, в овертайме матча против «Кольтс», Ньютон бросает длинный пас на Теда Джинна, который должен четко принимать мяч и заносить победный тачдаун. Квотербэк отлично сделал свою работу, но Джинн умудрился не поймать легкий пас. Такие моменты характерны для игры «Пантерс» в этом сезоне. Этот непринятый пас сорвал Кэму отличную комбинацию, хотя «Пантерс» все равно смогли одержать победу. Обратим внимание на впечатляющую работу квотербэка, ведь оффенсив-лайн провалилась, пропустив защитника точно по центру. В такой ситуации не каждый квотербэк рискнет делать сложный пас под прессингом, но Кэм хладнокровно держал паузу, позволяя партнеру набрать ход в даунфилд и освободиться от опекуна.

Видя перед глазами набегающего защитника, Ньютон бросил идеальный пас на Джинна. Отметим не только скорость мяча во время броска, но и поразительную точность паса. Мяч прилетел в точку назначения в самый нужный момент, у Джинна впереди был открытый путь до зачетной зоны. Сорванный прием паса – целиком вина слабых рук и отсутствия концентрации у принимающего.

Для большинства квотербэков лиги такой идеальный пас будет лучшим моментом в сезоне. Для Ньютона – это только один пас в одной конкретной игре. Процент точных пасов у Кэма действительно не самый выдающийся, но рейтинг аккуратности (accuracyrate) очень приличный – 77.1 %. И даже этот процент кажется невероятным при длинных пасах в глубину поля под давлением защиты.

Пример 2:

гиф2

Это розыгрыш из заключительной четверти матча против «Даллас Коубойс», Ньютону пришлось проходить второй-и-19. Но показатель даун/дистанция для нападения «Пантерс» теперь не является самым важным, ведь команда умеет проходить поле длинными розыгрышами. На этой комбинации Ньютон понимает, что защита Далласа играет Кавер-3 и контролирует глазами положение сэйфти соперника. Ньютон знает, что целью для паса будет Грег Олсен, но держит мяч, давая тайт-энду шанс добраться в даунфилд. На этот раз оффенсив-лайн не полностью провалила эпизод, но левый гард быстро проиграл единоборство и защитник практически накрыл квотербэка в момент паса.

Ньютон видел окно между защитниками и сделал отличный пас на Олсена даже атакованный игроком соперника. Олсен поймал мяч и заработал первый даун, а мяч пролетел больше 20 ярдов, что просто невероятно, учитывая угол броска и условия, при которых Кэм делал пас.

Пример 3:

гиф3

Из всех пасов Ньютона в этом сезоне, представленный на этом видео является, пожалуй, самым сложным. В матче против «Фэлконс» Кэм сделал еще один впечатляющий пас в тачдаун на Эда Диксона, но именно в этом моменте квотербэку удалось точно бросить мяч, несмотря на подавляющий прессинг защиты соперника. Ньютон доставил мяч в ту единственную точку, где ресивер мог его получить. «Фэлконс» играли Кавер-3, а Кори Браун из слота выбегал маршрут под углом к бровке. Корнербэк Атланты отлично выполнил свои обязанности, накрыл ресивера и, прочитав действия квотербэка, рассчитывал сыграть плотно с принимающим по его маршруту. В этот момент Ньютон начал заносить руку для броска.

Так как Ньютон умеет контролировать мяч на такой скорости, и по-прежнему контролировал траекторию и точность броска, он смог преодолеть прикрытие корнербэка. В теории, после такого паса мяч не должен был пройти дальше защитника, но Кэму удалось сделать точный бросок. Как правило, квотербэк команды НФЛ в столь сложной ситуации вынужден избегать неминуемого сэка или пытаться сделать пас в направлении наименее прикрытого ресивера.

Хотя такие броски являются основой пасового нападения «Пантерс», они не в полной мере отражают выдающуюся игру Ньютона в этом сезоне. Даже наличие ярких, но единичных дальних пасов не принесли бы результат команде, если бы квотербэк не играл с умом и точностью в каждом моменте. Успех нападения «Пантерс» не должен зависеть только от разовых сложных бросков Ньютона.

Пример 4:

гиф4

Ограниченные возможности нападения «Пантерс» означают, что у Ньютона не всегда есть возможность прочитать во время снэпа вероятные варианты прикрытия защиты соперника и сделать мгновенный пас. Поскольку команда нередко использует ресиверов для игры на блоке, задачей Кэма часто становится не поиск открытого принимающего, а возможность доставить мяч до конкретного назначенного игрока. В такой ситуации Ньютону приходится прилагать максимум усилий, чтобы преодолевать прикрытие. Он вынужден искать узкие бреши между защитниками и бросать мяч предельно точно. Для этого квотербэк активно маневрирует в конверте, пытается получить своими действиями лишние доли секунды для броска. В этой комбинации (матч против «Джайнтс») у «Пантерс» на поле было три принимающих, тогда как на защиту Ньютона вышли семь блокирующих. «Джайнтс» не играли блиц, поэтому в даунфилде трое ресиверов остались против семи защитников.

С таким количеством игроков на защите паса Ньютон понимал, что необходимое время для броска у него есть. Но при этом Кэм знал, что его ресиверы играют свои маршруты в гущу защитников «Джайнтс». Непосредственно перед снэпом защита «Джайнтс» выстроилась для игры в Кавер-3. Кори Браун, занявший место на правом фланге, был основной целью для Ньютона в этой комбинации. Задачей Брауна был либо опшн-маршрут, либо дабл-мув. В каждом из вариантов, Ньютону приходилось бы подстраиваться под маршрут Брауна и делать ложный замах, провоцируя защитников делать шаг в свою сторону. Его фэйковый замах был выполнен безукоризненно и идеально совпал по времени с рывком ресивера, пока защитники поддались на уловку и рефлекторно сделали движение вперед.

Эта комбинация доказывает отличное понимание игры Ньютоном. Его талантливая рука легко сделала бы нужный и точный бросок, но Кэм еще и дал огромное преимущество ресиверу, отделив его от защитников.

Пример 5:

гиф5

Успеху в этом сезоне Ньютон во многом обязан и своему терпению. Он знает момент, когда следует избавиться от мяча, но ослабленный кадровый потенциал нападения требует, чтобы квотербэк не делал поспешных пасов. На этом розыгрыше в матче с «Сэйнтс», Кэм вынужден отходить назад за спиной семи партнеров по команде. Ресиверы «Пантерс» плотно прикрыты, поэтому Ньютону приходится держать мяч. Оффенсив-лайн не выдерживает давления, несмотря на численное преимущество. Ньютон демонстрирует впечатляющие способности, чтобы уйти от прессинга пасс раш соперника с правого фланга. Избежав сэка, Ньютон не только остается способен сделать пас, он еще и создает потенциальную угрозу на выносе.

В предыдущие годы Ньютон, скорее всего, попытался бы сделать вынос через двух защитников, которые стояли у него на пути. Но сейчас у него есть необходимый опыт и понимание ситуации, поэтому Кэм видит, что тайт-энд, занимавшийся блоком, освободился от борьбы и доступен для паса. Квотербэк делает паузу, по-прежнему показывая возможность идти на вынос и отвлекая на себя защитников, прежде чем бросает мяч на Эда Диксона. Тайт-энд легко ловит мяч и бежит вдоль бровки, прежде чем его останавливают оппоненты.

В ситуации, когда игроки «Сэйнтс» прикрыли всех ресиверов и создали мощное давление на квотербэка, Ньютон смог продвинуть нападение почти на 20 ярдов.

Пример 6:

гиф7

Против атлетичных квотербэков, которые умеют и любят бегать, крайне сложно защищаться. Они не только заставляют дифенсив-эндов и лайнбэкеров прикрывать зоны дольше, чем обычно, они еще и могут менять по ходу комбинации точку атаки, угрожают выносом на линии скриммиджа и одновременно ищут цель для паса в глубине поля. Если квотербэк достаточно умен, чтобы пользоваться такими ситуациями, против него практически невозможно найти защиту.

На этом розыгрыше в матче с «Джайнтс» Ньютон должен был получить сэк, но благодаря ловкости и атлетизму смог выбраться из захвата. Примечательно, что Кэм не опускает голову и продолжает смотреть вперед сразу с момента ухода от сэка.

Ньютон обязан искать цель, так как понимает, что не сможет заработать выносом первый даун. Выбираясь из-под сэка он видит расстановку игроков, защита все еще контролирует зону, ожидая попытку выноса от квотербэка. Если бы Ньютон не поднял глаза после ухода от защитника и попытался протащить мяч по земле, «Пантерс» вероятно получили четвертый даун. Вместо этого, Ньэтон нашел неприкрытого Джерикко Котчери у бровки и заработал первый даун.

 

Рон Ривера и Дэйв Джеттлмен заслуживают похвалы за превращение «Пантерс» в команду, которая прошла регулярный сезон всего с одним поражением. Качество игры команды, возможно, пока не дает назвать этот сезон великим в рамках истории НФЛ, но по-прежнему является значительным достижение для любой франшизы. Этот успех еще более впечатляет, ведь команда изначально не обладала достаточным потенциалом для достижения серьезных результатов.

Когда «Пэтриотс» закончили сезон 2007 года с показателем 16-0, это не стало полной неожиданностью. Команда Биличека обладала качественным ростером в каждой линии, на любой позиции у «Пэтриотс» были один-два игрока, готовые обеспечивать результат на протяжении каждого матча. Успех «Пантерс» строится на способности использовать сильные стороны команды, чтобы поднять посредственный уровень игроков. Эта задача намного сложнее, ведь небольшая группа футболистов должна играть на высоком уровне каждую неделю, иначе у команды не будет никаких шансов на успех. Даже от выдающихся атлетов НФЛ сложно ожидать целого сезона на одинаково высоком уровне. Но наряду с Люком Кикли, Коуонном Шортом, Томасом Дэвисом и Джошом Норманом, Ньютон показывал высочайший уровень на протяжении всего чемпионата.

Кэм Ньютон выделяется на фоне партнеров из линии защиты. Он является единственным игроком линии нападения «Пантерс», которого можно считать супер-звездой НФЛ. Он был поставлен в жесткие условия ограниченным кадровым потенциалом, но смог продержать высокий уровень с первых матчей и до конца регулярного сезона. Разовые успехи «Пантерс» не удивляли, удивление пришло к середине сезона, когда все увидели, что качество игры нападения «Пантерс» растет от матча к матчу.

Мы можем сравнивать эффективность игры Кэма по сравнению с другими квотербэками лиги. С квотербэками, которые добиваются успеха в полностью чистом конверте. С квотербэками, которые имеют в составе выдающихся ресиверов, позволяющих скрадывать погрешности паса. С квотербэками, которые бросают мяч на динамичных и творческих игроков, зарабатывающих десятки ярдов даже после скрин-пасов. Но в реальности, мало кто может сравниться в этом сезоне с талантливым квотербэком «Пантерс». Мы можем проанализировать его эффективность на протяжении каждой недели чемпионата и оценить его заслугу в каждой из 15 побед команды.

Может этот выбор для кого-то будет неоднозначным, но Кэм Ньютон на данный момент является одним из лучших квотербэков НФЛ. Он был лучшим в сезоне 2015 года.

Оригинал статьи: http://www.footballoutsiders.com/film-room/2016/film-room-cam-newton