Сэм Кох - человек, который изменил игру пантеров, но почти никто этого не заметил
Сэм Кох наконец-то добился заслуженного уважения и сыграет в Про Боуле в этом году.
Сэм однозначно является одним из лучших пантеров НФЛ - он лидирует в лиге по показателю «среднее число ярдов после панта», и также был первым в НФЛ по этому же показателю и в прошлом году .
«Я очень долго к этому стремился. Это просто фантастический и очень волнующий момент для меня и моей семьи. Я буду горд представлять «Рэйвенс» на Гавайях».
Кох в голосовании болельщиков был всего лишь четвертым, но затем получил поддержку от других игроков и тренеров, чьи голоса составляют 2/3 от общего числа для выбора.
Координатор спецкоманд «Балтимора» Джерри Росбург предсказывал, что тренеры и игроки будут голосовать именно за Коха: «Сэм однозначно заслужил этого. Возможно, после такого сезона это поняли и все остальные».
Что же такого сделал Сэм Кох?
Давайте вернемся в 2014 год, к игре 9 недели «Рэйвенс» - «Питтсбург», когда возвращать мячи после пантов должен был Антонио Браун, один из самых быстрых и взрывных игроков лиги.
За 4 дня до игры, в среду, тренер спецкоманд Джерри Росбург предложил уловку, которая могла одурачить Брауна. И Сэм Кох начал экспериментировать: он располагал свои тело по направлению к правой бровке (позиция которая обычно указывает направление удара), а бедра и бьющую ногу готовил к удару на левую бровку, при этом не меняя направления взгляда. В итоге удар уходил в противоположную сторону от той, куда начинал двигаться принимающий.
«Уже через несколько минут я знал, что у нас появился козырь», - говорит Росбург.
Эффект такого выполнения панта был мгновенный и перевернул пантовую стратегию в НФЛ. Причем почти никто, кроме ретернеров, на это не обратил внимания.
В той игре Кох бил пант 6 раз. Браун из этих 6 раз четыре раза сигнализировал ловлю без помех, а еще 2 раза мяч выкатывался за боковую линию.
Тот успех послужил началом разработки новых непредсказуемых техник выполнения панта. Год спустя в арсенале Сэма Коха около 10 различных ударов, а игроки «Рэйвенс» шутя называют этот арсенал «сумка для гольфа» (в которой обычно также много разных клюшек). Некоторые удары выглядят просто как удар к боковой линии с максимальным временем нахождения в воздухе, другие специально бьются по низкой траектории. После одного из ударов мяч опускается вниз по S-образной траектории. А три недели назад Сэм впервые запустил «бумеранг» - пант, который выглядит именно так, как и звучит.
Множество пантеров в лиге имеют в своем арсенале различные хитрости, но никто не имеет настолько богатый и эффективный арсенал. Подобные инновации вознесли Коха на вершину пант-статистики.
НФЛ меняется каждый день, но каждые 10 лет есть всего несколько моментов, которые влияют на направление развития игры. Это как раз тот самый момент.
«Рэй Льюис всегда говорил нам создавать наследие, оставлять о себе память». – говорит Сэм Кох, - «То, что сейчас наша спецкоманда пытается делать – это найти способ, как поменять игру».
Редкие инновации
В футболе сложно найти позицию, изменения в игре которой будут менее заметны (особенно для взгляда любителя), чем в игре пантера.
Все видимые модернизации можно посчитать на пальцах одной руки. Кое о чем мы читали ровно год назад в статье Диванного Квотербека «Запнуть на задворки»: удар в угол поля (coffin corner), удар с обратным вращением (aussie drop). Всего несколько пантеров в лиге используют удар, при котором мяч виляет в воздухе (knuckler). Сэм Кох, пик шестого раунда на драфте 2006 года, провел первые 8,5 лет карьеры как правша, бьющий просто по направлению.
Когда Росбург пришел в команду в 2008 году, он попросил Сэма попробовать бить также на левую сторону, пусть для правши это и неудобно, однако большой пользы это не приносило.
Не приносило до 2 ноября 2014 году, когда мир пантерского искусства начал меняться. Из-за ограничений лиги на время тренировок у Сэма было только 30 попыток, чтобы отточить технику нового удара перед игрой со «Стилерс». Однако этого хватило, чтобы он прочувствовал новое положение тела, и позже этот прием шокировал маленькое сообщество разбирающихся в футболе людей.
Во время трансляции пант выглядел вполне обычно, ничем не отличаясь от удара пантера «Питтсбурга». Однако с камеры, которая располагается в энд-зоун, разница была очевидна. На экране было четко видно, что мяч летит в противоположную сторону от той, которую нам подсказывает положение тела Коха.
Сэм Кох бьет пант в левую от себя сторону, хотя смотрит вправо
На картинке выше Браун бежал 50 ярдов от одной бровки до другой, но так и не смог добраться до мяча, который вылетел за линию на 3 ярдах.
«Вы всегда стараетесь прочитать направление удара, глядя на направление взгляда пантера», - говорит Антонио Браун. «Однако если в команде есть парень, который может смотреть в одну сторону, а бить в другую, это сильно меняет дело».
Окрыленные результатами игры Кох, Росбург и пантинг-консультант «Рэйвенс» Рэнди Браун продолжили свои эксперименты.
«Одна удачная техника удара приводит к другой. Наши тренировки стали превращаться в научные эксперименты со множеством опытов. Мне это доставляло только радость», - рассказывает Кох.
Давайте заглянем в «Сумку для гольфа» и посмотрим, что есть в арсенале Сэма. Ведь именно этим заняты ретернеры команд лиги перед матчем с «Балтимором».
Хук пант (Hookpunt)
Удар, который как раз выполняется из «неправильной» стойки, когда Сэм смотрит в другую от направления удара сторону.
Расстояние: 43-47 ярдов
Время: 4,5-4,7 секунд
Если возвращающий игрок успевает к такому мячу, то его все равно трудно ловить, потому что мяч опускается вниз по S-образной траектории.
Пример: 11 неделя, Тэйвон Остин из «Сент-Луиса» не смог правильно определить место падения мяча.
Тэйвону Остину из «Рэмс» с трудом удается поймать мяч, после хук-панта
Линейный пант
Это также удар из «неправильной» стойки, может полететь как налево, так и направо. Разработан, чтобы мяч летел по низкой траектории.
Расстояние: 47-50 ярдов
Время: 3,6-3,7 секунд
Удар настолько низкий, что мяч даже не вылетает за пределы экрана при трансляции. Сэм: «Цель удара – чтобы мяч летел низко и успел удариться о землю до того, как долетит до ретернера».
Пример: 13 неделя, пант пролетел 67 ярдов и был «заземлен» на 1 ярде зоны «Майами».
Наклер (Knuckler)
Некоторые пантеры лиги бьют подобные удары, но в основном к боковой линии. У Коха же удар называется «мидл-наклер» и предназначен он для того, чтобы «соблазнить» ретернера поймать такой мяч. Сэм: «Смысл в том, чтобы возвращающий игрок попытался поймать мяч и допустил ошибку на ловле. Поэтому удар не должен уходить далеко от него, но когда мяч летит к земле он начинает вилять в воздухе. На записях видно, как некоторые парни сначала готовятся ловить, а потом просто убегают от такого мяча».
Пример: в матче против «Аризоны» Патрик Питерсон стоит на 10-ярдовой линии, а потом неожиданно отбегает от падающего мяча. Сэм: «Я его спросил после игры, что случилось. Он засмеялся и сказал, что не захотел портить себе статистику».
Бумеранг
Этот способ пробития панта был еще на стадии разработки в начале декабря, но уже на 13-й неделе в игре против «Долфинс» мы смогли увидеть и бумеранг. Кох: «Этот удар сильно зависит от ветра, но выглядит так, будто мяч летит прямиков в руки ретернера, но затем он начинает планировать как бумеранг и медленно уходит от принимающего». У «Майами» на приеме был Джарвис Лэндри, который готовился принять мяч на 36 ярдах, но затем ему пришлось быстро перемещаться на 7 ярдов вперед и на 5 ярдов левее, чтобы попытаться его поймать. В итоге Лэндри был захвачен на 42 ярдах, а чистый набор ярдов при панте составил 43 ярда.
Разработка и стратегия
При разработке новых пантов Кох и Росбург задались вопросом: может ли опытный ретернер находить «подсказки» для себя в позиционировании тела пантера перед ударом?
Во время практики спецкоманд они послали кикера Джастина Такера на позицию возвращающего и попросили работников клуба выстроиться в позиции реальных игроков перед снэпом, чтобы сформировать защиту и нападение. Такер сказал, что единственное, за чем можно уследить перед снэпом – это голова пантера.
«С трибун вы можете видеть, что делает пантер», - говорит Росберг, - «но с поля этого не видно».
Каждую неделю пантовая команда «Рэйвенс» собирается на встречу и создает «лист розыгрышей», который зависит от погоды, игровой ситуации, счета, хэшмарков. Даже то, как разогревается Сэм Кох перед игрой, имеет значение. И да, «Рэйвенс» вызывают розыгрыши специально для своего пантера.
Возвращающие лиги пока не могут предвидеть направление его ударов, но после уже целого сезона экспериментов Коха команды начинают предпринимать какие-то действия. Например, на 11 неделе «Рэмс», чтобы не гадать, использовали сразу двух ретернеров - Остина и Уэса Уэлкера – пожертвовав при этом одним блокирующим, что случается крайне редко.
Естественно в лиге появляются и другие пантеры, старающиеся повторить техники Сэма Коха. Джонни Хеккер из «Рэмс» и Бриттон Колкуитт из «Бронкос» пытались бить панты, не смотря в направлении удара, однако по словам Антонио Брауна никто даже близко не подошел к Коху: «Обычно прямо перед тем как получить мяч от лонгснэппера, они поворачивают голову туда, куда будут бить. Это подсказка для меня».
Росбург: «Если бы кто-то мог бить так же как Сэм, они бы обязательно уже делали это. Но это не так просто. Конечно, скоро они научатся, но пока ни сами пантеры, ни тренеры не хотят применять в игре то, что не было хорошо отработано на тренировках».
Пантер «Миннесоты» Джефф Локе, проводящий третий сезон в лиге, говорит: «Большинство из нас просто стараются выбить мяч на 40 ярдов так, чтобы он максимально долго провисел над полем, поэтому то, что делает Сэм, это невероятно. Я не могу представить, как можно добавить в свой арсенал такую технику прямо по ходу сезона. Думаю, что предстоящее межсезонье будет довольно жарким для всех пантеров лиги».
Средняя дальность пантов Коха, начиная с сезона 2006 года до 8 недели 2014 года была 39,03 ярда (28-й результат среди всех пантеров в этот промежуток). Начиная с 9 недели 2014 года и до 13 недели 2015 у Сэма лучший результат в лиге – 44,39 ярда.
«Я думаю, он действительно меняет игру, так как вижу, что остальные парни стараются повторять за ним», - говорит Локе, - «Честно говоря, большинство парней даже подумать не может о тех приемах, которые он уже использует. Вы можете видеть, как кое-что всплывает то здесь, то там. Но начало всему этому действительно положил Сэм. Я думаю, что чуть позже мы все скажем: «Сэм Кох изменил нашу игру». Я действительно так считаю».