Под покровом ночи
В американском профессиональном спорте нет такого понятия как вылет в дивизион рангом ниже, команде просто некуда вылетать. Зато есть нечто в разы более страшное, чем вылет. Это переезд команды в другой город.
Если твой клуб вылетел во второй или даже третий дивизион, всегда есть надежды, что уже в самом скором времени команда вернется в высший. Когда же команда переезжает, никто не может дать вам никаких гарантий. Кто знает, когда теперь в Сиэтл вернется профессиональный баскетбол, в Квебек – хоккей, а в Лос Анджелес – футбол?! Каких только историй, связанных с переездами команд из города в город, не случалось, но эта все равно будет стоять особняком.
Балтимор Кольтс были успешной командой в 50-х и 60-х годах прошлого века. Они выигрывали чемпионат НФЛ (тогда еще не проводились Супербоулы) в 1958, 1959 и 1968 годах, а также Супербуол 1970-го года. Тогда партнеров за собой вел Джонни Юнайтас – лучший игрок в истории Балтимор Кольтс.
В 1972 году Роберт Ирсэй, владевший всего-навсего 1 процентом акций команды, стал единоличным владельцем команды. Трудно сказать, насколько дальнейшие неудачи команды были связаны с его именем, но с каждым годом дела у Кольтс шли все хуже и хуже. В начале 80-х годов начались громогласные разговоры о возможном переезде команды в другой город в связи с неудачными попытками Кольтс договориться о строительстве нового стадиона. К тому моменту Memorial stadium был домом для Кольтс уже 30 лет. В это же самое время в Индианаполисе строился новый стадион, получивший название «RCA Dome».
Когда мы говорим о переезде, в первую очередь, мы вспоминаем невероятную боль болельщиков города, из которого команда уехала, радость горожан, получивших новую команду, и комментарии игроков. Однако обязательно нужно вспомнить и о третьем члене цепи «болельщики – команда - владелец». Чаще всего он представляется как бессердечное существо без собственных, чувств, переживаний и бед. Поговорим немного о Роберте Ирсэе, о том, каким же все-таки человеком он был.
Нет, он не хотел плюнуть болельщикам Балтимора в лице, как сделал Эл Дэвис в отношении Лос Анджелеса, тут была немного другая ситуация. Ирсэй был очень непростым человеком, об этом часто говорит и его сын Джим, после смерти отца ставший владельцем Кольтс. Ирсэй был человеком старой закалки, сейчас, наверное, нет подобных владельцев. Он любил говорить прямо и то, что думает. У него изначально была склонность к алкоголю, но после смерти в автомобильной катастрофе дочери зимой 1984 года его пристрастие стало бедой. Он начал часто появляться на публике в нетрезвом виде. Пожалуй, моральное состояние владельца Кольтс стало чуть ли не главной причиной переезда команды.
К началу 1984 года уже мало кто сомневался в том, что в Балтиморе сохранится команда NFL. Сам же Ирсэй на многочисленных пресс-конференциях отвергал даже возможность подобных разговоров. Возможными вариантами для нового дома Кольтс были Нью Йорк, Финикс. Джексонвиль, Бирмингем, Мемфис и Индианаполис. Чаще всего слухи отправляли Кольтс в Аризону. Оказывается, с Финиском Ирсэй пытался договориться еще в 1976 году. Смерть же дочери лишний раз убедила его в правильности переезда Кольтс.
Буквально за несколько дней до переезда в Индианаполис Ирсэй прилетел в Балтимор. Пожалуй, это была одна из самых забавных и знаменитых пресс-конференций владельца профессиональной команды в истории. Прямо за местом, с которого должен был вещать Ирсэй, была вращающаяся дверь. Ирсэй смог зайти в здание не сразу, несколько раз он не мог открыть дверь, после чего большая часть Балтимора поняла, что команды у них больше нет. Ирсэй в городе больше не появится. Это был знак. Был поздний вечер, и по традиции Роберт Ирсэй был абсолютно пьян, поэтому и речь у него получилась интересная. «Черт вас подери, это моя команда! Что с ней захочу, то и сделаю! А вот из-за таких уродов, как вы, и начинаются эти дурацкие слухи о переезде», - так обращался владелец к журналистам. Затем он посмотрел на мэра Балтимора, пожал ему руку и сказал: «Если я захочу перевезти команду, вы узнаете об этом первыми».
Тем же вечером (уже практически ночью) Роберт позвонил сыну Джиму и сказал, что в ближайшие же дни команда переезжает в Индиану, все бумаги подписаны, все готово. Ирсэй связался с мэром Индианаполиса, у которого был очень хороший друг – владелец компании Mayflower, занимающейся перевозками. 28 марта 1984 года, рано утром (в районе 4 часов) несколько огромных грузовиков направились к офису Балтимор Кольтс. Водители не имели ни малейшего понятия о том, какой груз им предстоит везти, они знали только, откуда его нужно забрать и куда доставить. Все очевидцы вспоминают, что погода была ужасная: лил моросящий дождь, а порой и мокрый снег. Так Балтимор встречал переезд Кольтс из Мэриленда. Водители грузовиков на месте поняли, как им работа предстоит, но масштаб происходящего, как позже сами заявляли, поняли гораздо позже. Так под покровом ночи, совершенно секретно Кольтс переезжали в Индианаполис.
Этим же утром, когда грузовики приближались к Индианаполису, Джим позвонил отцу и сообщил, что он вместе с менеджерами команды в Индианаполисе (как отец и просил его сделать). Ирсэя разбудил этот звонок, он даже не сразу понял, о чем вообще речь. Первой его репликой было: «Где? Зачем? Что вы делает в Индианаполисе?!» Только через несколько минут он вспомнил, что перевез туда Балтимор Кольтс. Позднее он утверждал, что власти Балтимора долгое время обещали команде новый стадион, которого до сих пор нет. А именно из-за этого у Кольтс такая маленькая посещаемость. Джим же говорит, что отец был просто очень несчастным и совершенно потерявшимся к тому моменту человеком. Мэр Балтимора заявлял, что Роберт Ирсэй всегда казался ему простым парнем. Они иногда сидели вместе в баре, и Роберт всегда был честен и открыт. Мэр Балтимора долгие годы будет корить себя за переезд Кольтс, видя в нем свою вину.
Про отношение футболистов к такому повороту событий трудно что-то сказать, но вот для болельщиков из Балтимора 28 марта 1984 года станет навсегда «черным днем» календаря. Балтимор жил командой, и тому же Ирсэю никогда не понять, какой это был удар по городу. Для него это бизнес, а переезд – возможность увеличить доходы. Многие мэрилендские газеты вышли с заголовками «Деньги все, преданность ничто».
12 лет в Балтиморе не было команды NFL. Были попытки образовать в городе команду по канадскому футболу, в начале 90-х проводились предсезонные матчи, но все это было не тем, чего ждали болельщики. Когда 30-й командой NFL стал Джексонвиль Джэгуарс, многие болельщики из Балтимора отчаялись: «Джексонвиль?! Да что это вообще за город такой?!».
Тем не менее, в 1995 году муниципалитет наконец-то утвердил указ о строительстве нового стадиона, а перед сезоном 1996 года владелец Кливленд Браунс Арт Моделл объявил о переезде команды в Балтимор. Так появились на свет Вороны из Балтимора (название команды – отсылка к известной поэме великого писателя Эдгара Аллана По, долгое время проживавшего и похороненного в Балтиморе, «Ворон»). На первом домашнем матче новой команды присутствовал легенда Кольтс Джонни Юнайтас, одобривший появление новой команды в Балтиморе.
Как сухой итог: Кольтс и Рэйвенс с 1984 года выиграли по одному Спербоулу. Однако 12 лет без футбола никто балтиморским фанам не вернет. Сейчас матчи Кольтс-Рэйвенс носят приниципиальнейшее противостояние, особенно если матч проходит в Балтиморе. Кольтс и их болельщиков встречают оглушительным свистом каждый раз. Такова история смерти Балтимор Кольтс и рождения Индианаполис Кольтс. Ранним утром 28 марта 1984 года под покровом ночи, в страшную непогоду…